- Преподавателю
- Начальные классы
- Наши помощники - органы чувств
Наши помощники - органы чувств
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семионычева Н.Н. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Окружающий мир Тема: «Органы чувств».
Учитель: Семионычева Наталья Николаевна
Класс: 1
Цели:
- показать роль и специфику разных органов чувств;
- показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
- прививать бережное отношение к своему организму;
- учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
- Ребята, какое время года сейчас?
- А вы хотите вернутся в раннюю осень? А давайте попробуем (слайд 2).
Закройте глаза. И начинаем считать: один, два, три. Откройте глазки.
-Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели малину (слайд 3). Ах, какая ягода! Расскажите, какая? (Красная, сладкая, пахучая.)
-Пошли дальше, прикоснулись к дереву (слайд 4). Расскажите, какое дерево? (Зеленое, высокое, ствол шершавый и т.д.)
-А вот река (слайд 5). Около реки камни. Расскажите, какие они. (Большие, холодные, черные и т.д.)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний
- Ребята, посмотрите, кто-то свалился в реку? Кто знает этого сказочного героя? (Это Лунтик. У него пустое лицо.)
-Он очень хотел поближе познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится? Почему нет?
-Просто Лунтик решил, что глаза, уши, рот, нос ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ним согласны? А для чего они нам нужны?
-Но, чтобы все это доказать Лунтику нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Глаза, нос, руки, рот.)
- Как можно назвать того, кто помогает человеку? (называется помощником)
Прочитайте тему нашего урока (слайд 6) (Наши помощники - органы чувств.)
Что нам надо доказать Лунтику? Какая будет цель нашего урока? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать - это и будет целью нашего урока.)
Составим план урока (слайд 7).
У вас на столах лежит овал лица человека. Ваша задача: на протяжении всего урока дорисовывать ручкой те части лица, о которых вы узнаете.
(слайд 8) (Звучит музыкальная запись Л. Бетховена «Лунная соната»)
- Вам нравится эта музыка?
- Какой орган помог вам услышать музыку? (Уши) (слайд 9)
Уши - это орган слуха.
-Какой орган чувств нужно дорисовать человечку, чтобы он услышал музыку? Дорисуйте.
-Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. У вас на парте, на тарелочке, лежит два сухарика.
Задание. Сухарик есть сначала один ученик. Сосед слушает. Потом меняемся ролями.
- Что услышали? Что заметили? (Когда ешь сухарик, то громко слышится его хруст, а сосед слышит тихий хруст.)
-Дело всё в том, что человеческая кость хорошо проводит звук. И некоторые глухие люди слышат через кости (слайд 10).
Я вам включала музыкальный отрывок из произведения Людвига Ван Бетховена «Лунная соната». Это произведение Бетховен заканчивал писать, когда был почти глухой. Но и став глухим, Бетховен продолжал слушать музыку. Он один конец трости клал на рояль, а другой держал в зубах. Так он пусть очень плохо, но всё же слышал. Природа очень интересно устроена. Человек продолжает открывать её тайны.
Ребята, для того, чтобы сохранить хороший слух его нужно беречь (слайд 11).
- А теперь, ребята, я предлагаю выйти к доске ....
У меня на столе стоят краски. Смешайте красную и жёлтую краски.
Какая получилась? (получилась оранжевая)
- Смешайте жёлтую и синюю. (У нас получилась зеленая.) Что нам помогло определить цвет? ( нам помогают глаза).
- Какой можно сделать вывод? (Глазами мы различаем цвета.) (слайд 12)
Я вам показываю разные геометрические фигуры: круглые, квадратные, треугольные .
- Какие ещё признаки помогают различать глаза? (Глазами мы различаем форму предметов.)
- Глаза - это орган зрения.
Физминутка для глаз.
-А теперь Лунтик предлагает нам немного отдохнуть и выполнить физминутку (слайд 13).
- Что нам помогло определить направления движения Лунтика? (Глаза)
Какой мы можем сделать вывод? (мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.)
- Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.)
- Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь! (слайд 14)
- А теперь закройте глаза.
- Что вы сейчас почувствовали? (Учитель разрезает апельсин) (Запах апельсина).
-Скажите, какой орган вам помог определить предмет по запаху? (Нос).
-А теперь закройте нос. Вдохните ртом.
- Что можете сказать? ( Запах не чувствуем.)
Какой вывод мы можем сделать? (Только нос помогает определить предмет по запаху.) (слайд 15)
Нос - важный орган. Нос помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи и т.д.
Нос - орган обоняния.
К обонянию надо относится очень бережно. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить обоняние? (слайд 16)
А теперь к доске я приглашаю 3 учеников. На столе у меня стоят 3 стакана с соком (томатный, мультифрут, апельсиновый). Попробуйте. Что вы можете сказать о вкусе этих соков?
- Какой орган чувств вам помог определить вкус сока? (Язык) Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи. (слайд 17)
Язык - орган вкуса.
Отгадайте загадку (слайд 18):
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это … (кожа)
Что помогает кожа почувствовать человеку? (Холод, тепло, мороз, жару) (слайд 19)
Кожа - орган осязания, с помощью которого мы можем определить предмет.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа с учебником (слайд 20).
- Давайте откроем учебники на с. 58. Посмотрите на картинку. Что вы видите?
- Назовите ещё раз части тела, которые помогают нам познать окружающий мир.
Физминутка.
А теперь проверим ваши знания. У вас на столах лежат карточки. Соедини стрелочкой правильные ответы, работаем в парах
Давайте проверим правильный ответ с показом на доске (слайд 21).
VΙ. Итог урока
(слайд 22)А теперь, ребята, посмотрите на доску. Вначале урока мы с вами обсуждали зачем нам нужны глаза, уши, нос, кожа. Давайте проверим правильно ли мы рассуждали.
- Как вы думаете, смогли ли мы доказать Лунтику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать. (слайд 23)
Лунтик очень рад тому, что теперь он может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания. И все это возможно благодаря органам, которые мы сегодня исследовали. А теперь ему пора отправляться к бабе Капе и дедушке Шеру.
- Зачем человеку необходимы органы чувств?
- Оцените свою работу.
Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
Вы замечательно работали, были настоящими исследователями. Вы дружно работали в парах. Вы молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.