- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике на тему: Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток (ТДМ)
Конспект урока по математике на тему: Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток (ТДМ)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Богатырева Н.Е. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок в Технологии Деятельностного Метода (ТДМ)
Математика 2 класс
(«Школа России». Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 2.)
Тема урока: «Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток» Тип урока: ОНЗ Основные цели:
Метапредметные: 1) Тренировать способность к умению учиться.
2) Тренировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, устанавливать причинно-следственные связи, выражать в речи результаты этих операций. 3) Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности.
Предметные: 1) Сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения двузначных чисел. 2) Сформировать умение складывать двузначные числа без перехода через разряд, производя запись в столбик. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Демонстрационный материал: опорный сигнал обозначения двузначных чисел, эталон сложения двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения двузначных чисел в столбик. Раздаточный материал: чистые листы, карточки с самостоятельной работой, карточки со смайликами (улыбается, задумчивый, грустный) для этапа рефлексии.
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Эй, девчонки и мальчишки! Жизнь сегодня не проста, Зацифрованная слишком - Важно в ней уметь считать, Ведь без правильных расчетов Не построить школ, домов, Не отправиться в полеты, Не открыть других миров. Чтобы сделать симпатичней И комфортней мир вокруг, Нужно стать математичней, С королевою наук - Математикой сдружиться, Навести суметь мосты, На уроках потрудиться, Чтобы с нею быть на «ты». - А вы можете сказать о том, что дружите с математикой? - Что вам особенно нравится на уроках математики? - Для чего еще нужно знать математику? - Где могут пригодиться арифметические умения? - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на остров, который называется «Остров сложения». - С какими числами вы работали на последних уроках? (С двузначными числами.) - Как вы думаете, кто будет жить на этом острове? (Двузначные числа, знак +) - Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Сложению двузначных чисел) - Значит, вы сегодня будете учиться складывать какие числа? (Двузначные). - Как вы будете узнавать новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.) - Надеюсь, сегодня вы продемонстрируете свои знания, и, конечно, откроете новое в удивительной и прекрасной стране - Математике! 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - Прежде, чем узнать что-то новое, что мы должны сделать? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
Даны числа: 35 46 57 - Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них десятков и единиц. − Какой эталон помог вам выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения двузначных чисел.) На экране появляется эталон. Д Е
− Посмотрите на эти числа, найдите закономерность по которой они записаны? − Продолжите ряд, допишите следующее число. (68) − В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.) - Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых - Найдите значение суммы 45 + 23 (с подробным объяснением, опираясь на эталон Устный прием сложения двузначных чисел) На экране появляется эталон.
1. Представлю второе слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых. 2. К первому слагаемому прибавлю десятки. 3. К полученному результату прибавляю единицы. 4. Читаю ответ.
(Представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три). 45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 = 65 + 3 = 68. − Ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды двузначных чисел, устные приемы сложения двузначных чисел.) − Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.) − Зачем? (Чтобы мы выяснили, что нам не известно.)
На экране появляется выражение: Найдите сумму двузначных чисел: − Что нового вы увидели в этом задании? (Новый способ сложения двузначных чисел.) − Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения столбиком.) − Найдите сумму двузначных чисел новым способом. − Поднимите руки, кто не смог найти сумму. − Поднимите руки, у кого есть ответ. − Поднимите руки те, кто может обосновать, что сделал верно.
3. Выявление места и причины затруднения. − Какое задание выполняли? (Находили сумму двузначных чисел столбиком) − Что показало вам ваше пробное действие? (Столкнулись с трудностями) − Что не смогли сделать? (Не смогли пока найти сумму двузначных чисел столбиком, не смогли пока обосновать, что сделали верно) − Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы пока не знаем алгоритм сложения двузначных чисел новым способом.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель). − Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения двузначных чисел новым способом.) − Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Открывать новый алгоритм.) − Сформулируйте тему урока. (Сложение двузначных чисел новым способом) − Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я вам предлагаю работать по плану:
На экране появляется план:
1. Провести анализ предложенных записей числовых выражений.
2. Сравнить эти записи.
3. Обобщить и сделать вывод.
4. Составить опорный сигнал и правило сложения двузначных чисел.
Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
-
-
Работать должны оба.
-
Один говорит, другой слушает.
-
Если не понял, переспроси.
-
Своё несогласие высказывай вежливо.
-
5. Реализация построенного проекта.
На экране записи:
+
45
53
98
- Сравните это решение с подробной записью.
45 + 53 = 45 + (50 + 3) = (45 + 50) + 3 = 95 + 3 = 98
- Какой способ вам нравится больше? Почему?
- Внимательно рассмотрите запись
+
45
53
98
- Определите как расположены единицы и десятки слагаемых.
- Определите, где стоит знак действия.
- Подумайте, что в записи заменяет знак равенства.
- У вас на партах лежит эталон, правда все этапы перепутаны (эталон в «разрезанном виде»), расположите этапы эталона в нужном порядке и сформулируйте правило сложения двузначных чисел столбиком. − Ребята, давайте проверим вашу работу, ваш результат.
Правило сложения двузначных чисел
- Пишу единицы под единицами
- Пишу десятки под десятками
- Складываю единицы
- Результат пишу под единицами
- Складываю десятки
- Результат пишу под десятками
- Читаю ответ
- На экране эталон.
Д
Е
+
− Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы все сделали правильно? − А теперь вернитесь к пробному действию и выполните задание, опираясь на полученный эталон. На экране:
Найдите сумму двузначных чисел с опорой на новый эталон:
− Скажите, все ли затруднения вы преодолели? (Да.) − Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнить сложение двузначных чисел в столбик, можем обосновать свои действия.) − Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать двузначные числа в столбик.) Физкультминутка (видео) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. − Вы узнали алгоритм сложения двузначных чисел новым способом, какую цель теперь поставите перед собой? (Научиться применять построенный алгоритм.) − Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.) Учебник с.4 №1 Задание: Вычисли с устным объяснением (опираясь на полученный вами эталон) Ученик комментирует вслух выполнение задания по новому эталону доске, другие ребята в тетрадях.
+ 73 + 34 + 56 21 45 23 − Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.) − Решите пример на сложение двузначных чисел, опираясь на новый эталон:
+ 24 + 27 35 52
Задание выполняется в тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу:
+ 24 + 27 35 52
59
79
-
Что вам теперь помогло выполнить задание? (Эталон)
+ 46 + 32 14 13
Задание выполняется в тетрадях. Проверьте. Открыть эталон для самопроверки.
Эталон для самопроверки
Д
Е
+
+ 46 14
59
+ 32 13
45
- У кого получился другой ответ - поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните. - Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+». 8. Включение в систему знаний и повторение. − При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…) На экране условие задачи. «На одном автобусе в Москву приехали 42 туриста, на другом - на 12 туристов больше. Сколько всего туристов приехало на двух автобусах?» - Прочитайте текст. - Что в задаче известно? - О чем спрашивается? - Какая это задача: простая или составная? - Назовите данные и искомое числа. - Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач). - Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче? - Запишите задачу кратко. - Решите задачу по действиям, с пояснениями. Решение:
+
42
12
54
(т.) - приехали на втором автобусе.
+
42
54
96
(т.) - всего. - Сформулируйте и запишите ответ задачи. Ответ: 96 туристов приехало на двух автобусах. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чему научил вас сегодняшний урок?
- Все ли было понятно?
- Какие цели вы сегодня ставили?
- Достигли вы этих целей? Докажите.
- Удалось ли поработать в парах, соблюдая все правила?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем еще вам нужно поработать?
Домашнее задание. Рубрика «Проверь себя».
− Расскажите, а как вы будете выполнять свое домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.