Урок по кубановедению. 3 класс. Водоёмы Краснодарского края. Использование водоёмов человеком и их охрана

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

3 КЛАСС


Тема урока: «Водоёмы Краснодарского края. Использование водоёмов человеком и их охрана».

Цель урока:

  1. Сформировать представление учащихся об использовании водоёмов человеком.

  2. Расширить и углубить представления о водоёмах края.

  3. Научить беречь этот незаменимый дар природы.

Оборудование:

  1. Карта Краснодарского края.

  2. Карточки с экологические задачи.

  3. Карточки с проблемные ситуации.

  4. Вопросы и задания к конкурсу.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Фронтальный опрос.


  • Назовите реки нашего края.

  • Охарактеризуйте реку Кубань.

  • Перечислите озёра края.

  • Какие вы знаете лиманы и водохранилища.

  • Назовите водоёмы Каневского района.


  1. Проверка индивидуального задания.

ЧЁРНОЕ МОРЕ


Чёрное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Оно соединяется с Азовским морем Керченским проливом. Площадь моря 422 000 км2 . Самая большая глубина 2245 метров. Чёрное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира, например: Турция, Болгария, Румыния и другие. На Черноморском побережье расположены крупные города: Анапа, Новороссийск, Сочи, Геленджик, Туапсе. В Чёрном море обитает около 170 видов рыб. В нём водится самый быстрый дельфин - белобочка и афалина.

АЗОВСКОЕ МОРЕ

На северо-западе края находится Азовское море. Оно значительно отличается от Чёрного. Его берега песчано-разукрашены, невысокие. Площадь моря 38800 км, глубина 15 метров. Азовское море легко замерзает на 1-3 месяца, так как вода его полусолёная (от рек Дон и Кубань). На Азовском побережье расположены крупные города: Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк и др. Азовское море богато рыбой. По нему перевозят различные грузы.

РЕКА ЧЕЛБАС

Самая большая река Каневского района. В переводе с татарского означает «ковш воды». В давние времена она была судоходной. Об этом свидетельствуют найденные обломки бортовых досок и якоря в районе станицы Челбасской . Со временем эта река стала маловодной, заиленной и заросшей прибрежной растительностью. Причиной этого является распашка степей и вырубка приречных лесов, а также сооружение дамб. Чтобы спасти реку Челбас нужно вести расчистку русел.


  1. Обобщение знаний.


  1. Выставление оценок.


  1. Решение экологических задач.


  1. Длина Краснодарского водохранилища 46 км, ширина 10 км. Найдите площадь водохранилища.


  1. Какое значение имеет эта площадь для все территории Краснодарского края (площадь Краснодарского края 76 000 км2).


  1. Площадь Чёрного моря 422 000 км2, а Азовского - 38800 км2. Во сколько раз площадь Чёрного моря больше площади Азовского моря?


  1. Как это влияет на экономику края.


  1. Сообщение темы урока.


  1. Основная часть урока.


  1. Беседа об использовании водоёмов человеком.

Вода в природе играет огромную роль. Без воды не было бы жизни. Вода необходима в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.

Устная беседа: «Для чего человек использует водоёмы?»

а) Составление плана с опорой на знания учащихся

ПЛАН

Для чего человек использует водоёмы?


  • Для перевозки грузов.

  • Для разведения и ловли рыбы.

  • Для орошения полей.

  • Для ведения дипломатических отношений.

  • В здравоохранении.

  • В промышленности.

  • В сельском хозяйстве.

  • В энергетике.

б) Самостоятельная работа в парах.


  1. Физкультминутка.

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже, солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Вопрос к учащимся: О какой роли водоёма говорит физкультминутка?


  1. Причины загрязнения и обмеления водоёмов.

а) Разбор экологических ситуаций:


  • Предприятие сбрасывает в реку сточные воды. Какой вред они наносят?
  • После сжигания топлива на фабриках и заводах в воздух выделяются оксиды серы и азота. Как они попадают в водоём?
  • Фермеры, для получения большого урожая, вносят в почву удобрения. Часть этих удобрений попадает в водоём. Как? К каким последствиям это приводит (быстрому росту водорослей и растений).
  • Какой вред наносят водоёму растущие по берегам деревья? (Заслоняют свет, листья загрязняют водоём).
  • К чему приводит скопление навоза и мусора вблизи водоёма?
  • Какой ещё вред наносит человек водоёму? (Неравномерный отлов рыбы, раков, моллюсков).

б) Вывод. К чему могут привести эти нарушения? (К нарушению экологического равновесия).
  1. Меры по охране водоёмов.

а) Ролевые игры: «Ты заведующий фермой (директор завода, фабрики и т.д.) какие меры по охране водоёмов ты будешь предпринимать?»
б) Чтение стихотворения.
Люди милые, люди добрые, Н вас ли поили - кормили, Детей умывали, бельё вам стирали? За что же вы губите нас родимые, Не уж не помните наши глубины вы? Соберитесь дружиной, Излечите вы нас. От вязкого ила, от пней, камыша. И вашим детям, внукам Оплатим мы дружбой верною Водою студёною, Любовью бездонною.
Вопрос к учащимся: В чём основная мысль этого стихотворения?
  1. Закрепление изученного материала.

  1. Конкурс «Лучший знаток водоёмов края».

  • Общая протяжённость реки Кубань.
  • Искусственные водоёмы.
  • Водоёмы расположенные вдоль берегов Азовского моря.
  • Крупная река Каневского района.
  • Реки, впадающие в Чёрное море.
  • Притоки реки Кубань.
  • Плавни края.
  • Крупные водоёмы края.
  • Мелкие водоёмы края.

  1. Подведение итогов конкурса.

  1. Итого урока.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?

  1. Домашнее задание:

а) Подготовить рассказ «Использование и охрана водоёмов». б) Творческое задание: придумать и нарисовать условные знаки по охране водоёмов.

5


© 2010-2022