- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по кубановедению. 3 класс. Водоёмы Краснодарского края. Использование водоёмов человеком и их охрана
Урок по кубановедению. 3 класс. Водоёмы Краснодарского края. Использование водоёмов человеком и их охрана
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клименко Н.И. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
3 КЛАСС
Тема урока: «Водоёмы Краснодарского края. Использование водоёмов человеком и их охрана».
Цель урока:
-
Сформировать представление учащихся об использовании водоёмов человеком.
-
Расширить и углубить представления о водоёмах края.
-
Научить беречь этот незаменимый дар природы.
Оборудование:
-
Карта Краснодарского края.
-
Карточки с экологические задачи.
-
Карточки с проблемные ситуации.
-
Вопросы и задания к конкурсу.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
-
Проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос.
-
Назовите реки нашего края.
-
Охарактеризуйте реку Кубань.
-
Перечислите озёра края.
-
Какие вы знаете лиманы и водохранилища.
-
Назовите водоёмы Каневского района.
-
Проверка индивидуального задания.
ЧЁРНОЕ МОРЕ
Чёрное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Оно соединяется с Азовским морем Керченским проливом. Площадь моря 422 000 км2 . Самая большая глубина 2245 метров. Чёрное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира, например: Турция, Болгария, Румыния и другие. На Черноморском побережье расположены крупные города: Анапа, Новороссийск, Сочи, Геленджик, Туапсе. В Чёрном море обитает около 170 видов рыб. В нём водится самый быстрый дельфин - белобочка и афалина.
АЗОВСКОЕ МОРЕ
На северо-западе края находится Азовское море. Оно значительно отличается от Чёрного. Его берега песчано-разукрашены, невысокие. Площадь моря 38800 км, глубина 15 метров. Азовское море легко замерзает на 1-3 месяца, так как вода его полусолёная (от рек Дон и Кубань). На Азовском побережье расположены крупные города: Ейск, Приморско-Ахтарск, Темрюк и др. Азовское море богато рыбой. По нему перевозят различные грузы.
РЕКА ЧЕЛБАС
Самая большая река Каневского района. В переводе с татарского означает «ковш воды». В давние времена она была судоходной. Об этом свидетельствуют найденные обломки бортовых досок и якоря в районе станицы Челбасской . Со временем эта река стала маловодной, заиленной и заросшей прибрежной растительностью. Причиной этого является распашка степей и вырубка приречных лесов, а также сооружение дамб. Чтобы спасти реку Челбас нужно вести расчистку русел.
-
Обобщение знаний.
-
Выставление оценок.
-
Решение экологических задач.
-
Длина Краснодарского водохранилища 46 км, ширина 10 км. Найдите площадь водохранилища.
-
Какое значение имеет эта площадь для все территории Краснодарского края (площадь Краснодарского края 76 000 км2).
-
Площадь Чёрного моря 422 000 км2, а Азовского - 38800 км2. Во сколько раз площадь Чёрного моря больше площади Азовского моря?
-
Как это влияет на экономику края.
-
Сообщение темы урока.
-
Основная часть урока.
-
Беседа об использовании водоёмов человеком.
Вода в природе играет огромную роль. Без воды не было бы жизни. Вода необходима в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.
Устная беседа: «Для чего человек использует водоёмы?»
а) Составление плана с опорой на знания учащихся
ПЛАН
Для чего человек использует водоёмы?
-
Для перевозки грузов.
-
Для разведения и ловли рыбы.
-
Для орошения полей.
-
Для ведения дипломатических отношений.
-
В здравоохранении.
-
В промышленности.
-
В сельском хозяйстве.
-
В энергетике.
б) Самостоятельная работа в парах.
-
Физкультминутка.
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже, солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Вопрос к учащимся: О какой роли водоёма говорит физкультминутка?
-
Причины загрязнения и обмеления водоёмов.
а) Разбор экологических ситуаций:
- Предприятие сбрасывает в реку сточные воды. Какой вред они наносят?
- После сжигания топлива на фабриках и заводах в воздух выделяются оксиды серы и азота. Как они попадают в водоём?
- Фермеры, для получения большого урожая, вносят в почву удобрения. Часть этих удобрений попадает в водоём. Как? К каким последствиям это приводит (быстрому росту водорослей и растений).
- Какой вред наносят водоёму растущие по берегам деревья? (Заслоняют свет, листья загрязняют водоём).
- К чему приводит скопление навоза и мусора вблизи водоёма?
- Какой ещё вред наносит человек водоёму? (Неравномерный отлов рыбы, раков, моллюсков).
б) Вывод. К чему могут привести эти нарушения? (К нарушению экологического равновесия).
- Меры по охране водоёмов.
а) Ролевые игры: «Ты заведующий фермой (директор завода, фабрики и т.д.) какие меры по охране водоёмов ты будешь предпринимать?»
б) Чтение стихотворения.
Люди милые, люди добрые, Н вас ли поили - кормили, Детей умывали, бельё вам стирали? За что же вы губите нас родимые, Не уж не помните наши глубины вы? Соберитесь дружиной, Излечите вы нас. От вязкого ила, от пней, камыша. И вашим детям, внукам Оплатим мы дружбой верною Водою студёною, Любовью бездонною.
Вопрос к учащимся: В чём основная мысль этого стихотворения?
- Закрепление изученного материала.
- Конкурс «Лучший знаток водоёмов края».
- Общая протяжённость реки Кубань.
- Искусственные водоёмы.
- Водоёмы расположенные вдоль берегов Азовского моря.
- Крупная река Каневского района.
- Реки, впадающие в Чёрное море.
- Притоки реки Кубань.
- Плавни края.
- Крупные водоёмы края.
- Мелкие водоёмы края.
- Подведение итогов конкурса.
- Итого урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Домашнее задание:
а) Подготовить рассказ «Использование и охрана водоёмов». б) Творческое задание: придумать и нарисовать условные знаки по охране водоёмов.
5