- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы по внеурочной деятельности
Рабочие программы по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гусева О.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области
Рассмотрено
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №___от_______
_________ Н.А.Пронина
«___»___________2015г
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
Протокол №___от_______
__________ В.Н.Антонова
«___»___________2015г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Дубовый Умет
Приказ №___от________
___________ А.В.Тулупов
«___»____________ 2015г.
Программа внеурочной деятельности
«В мире книг»
( общеинтеллектуальное направление)
Возраст обучающихся - 6,5-11 лет
1-4 класс
Срок реализации - 4 года
Руководители программы: классные руководители 1-4 классов
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка Одним из главных изобретений человечества является книга. Книга является средством познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса младших школьников, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических качеств личности. Программа внеурочной деятельности «В мире книг» направлена на расширение читательского пространства, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Цель программы - расширение читательского пространства, воспитание через книгу нравственных и гражданско-патриотических качеств личности Задачи программы:
-
Создать условия для развития читательского интереса
-
Расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов
-
Сформировать нравственные и гражданско-патриотические качества личности посредством книги.
Содержание занятий создает условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место занятий в учебном плане
Занятия проводятся с первый по четвертый класс один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 занятия, а в 2-4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания кружка Содержание программы кружка Произведения для данного курса объединены единой темой - темой образа защитника отечества на страницах произведений русских писателей - но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения. Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр. Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей. «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Прогнозируемый результат реализации программы
- Оптимальное развитие читательских умений как основных метапредметных результатов обучения: техника чтения, навыки работы с книгой (оперирование справочным аппаратом для получения необходимой информации о книге), навыки работы с текстом (в соответствии с требованиями ФГОС).
- Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
- Формирование таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
- Формирование понимания значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
- Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
- Развитие традиций семейного чтения.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
-
осознавать значимость чтения для личного развития;
-
формировать потребность в систематическом чтении;
-
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
-
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
-
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
-
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
-
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
-
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
-
вести диалог о прочитанной книге.
Диагностические средства Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Учебно-тематическое планирование и содержание
1 года реализации программы
№
Тема
Кол-во часов
Вид занятий
Содержание
1
Вводное занятие. «Книга - наш друг и учитель».
1 Беседа. Презентация детских книг Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг о защитниках Отечества, с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса).
2
Где живут книги?
1
Экскурсия в библиотеку. Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. 3 Из чего состоит книга?
1 Практикум. Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».
4-6 Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, по теме «Родина, Отечество».
3
Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Знакомство с пословицами и поговорками соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).
7-9 К.Г.Паустовский Солдатские сказки.
3
Чтение произведения. Викторина. Детское творчество. Викторина по содержанию сказки. Изучение произведения К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога», иллюстрирование сказки (рисунок, лепка). Просмотр одноименного мультфильма.
10 Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.
1
Просмотр и обсуждение мультфильмов. Мультфильмы: «Детство Ратибора», «Два богатыря», «Солдатский долг».
11-13
Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве.
3
Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. С.Михалков «Мир», И.Агеева «Флаг России»; М.Волкова «Колыбельная маленькому россиянину»; А.Гаврюшкин «10 правил маленького россиянина»; О.Высокая «Салют»; И.Токмакова «Красная площадь».
zanimatika.narod.ru/RF8.htm
14-19
С. П. Алексеев «Сто рассказов о войне».
7
Совместное чтение, прослушивание произведений. Семейное чтение. Викторина по содержанию. Детское творчество. Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах советских воинов, о торжестве советского оружия.
20
Устный журнал «По страницам книг С.П.Алексеева»
1 Обобщающее творческое занятие (с участием родителей). Презентация творческих работ семей учащихся.
21-23
Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества.
3
Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель».
24-27
Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения для детей о Великой Отечественной войне.
6 Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города». Иллюстрирование рассказов. Инсценирование рассказов. Обсуждение (в том числе на форумах социальной сети). Чтение рассказов «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Девочка из города».
28-29
«Папа, мама, я - читающая семья»
2
КВН
30
Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
1 Конкурс чтецов Стихи о войне.
31
Конкурс рисунков
«Пусть всегда будет солнце»
2
Конкурс рисунков
32
Викторина
1 Викторина Викторина по изученным произведениям.
33
Итоговое занятие
1
Экскурсия в библиотеку
Итого
33
часа
Учебно-тематическое планирование и содержание
2 года реализации программы
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
Содержание
1. «Путешествие в мир книг».
1 Презентация виртуальной библиотеки. Детское творчество. Обзор новых книг для чтения во 2 классе. Правила пользования виртуальной библиотекой социальной сети. Выставка рисунков по книгам, прочитанным за лето.
2-4 Фольклорные произведения о родине и ее защитниках: песни, сказы.
3 Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Знакомство с песнями и сказами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Книга сказов и песен о родине».
5-6 Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.
2 Просмотр и обсуждение мультфильмов. Просмотр мультфильмов о защитниках Родины: «Легенда о старом маяке», «Солдатская лампа», «Теплый хлеб», «Василек», «История одной куклы».
7-10 Произведения В.В.Голявкина о войне. «Мой добрый папа»
4 Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.
11-12 Наш кинозал. Художественный фильм «Мой добрый папа»
2 Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению В.Голявкина «Мой добрый папа».
13-16 Произведения В.В.Голявкина о войне. «Полосы на окнах».
4 Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.
17 Читательская конференция по произведениям В.Голявкина.
1 Обобщающее занятие по произведениям В.В.Голявкина (участники конференции - учащиеся, родители).
18-21 Произведения А. Митяева о защитниках Отечества: «Письмо с фронта». «Подвиг солдата».
4 Чтение (с использованием аудиокниг) и обсуждение произведений. Сборники рассказов А.Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата».
22
Викторина по произведениям А.Митяева
1 Викторина. Презентация лучшей обложки для сборников Митяева. Анонс рассказов писателя для самостоятельного чтения.
23
Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Садись рядом, Мишка».
1 Просмотр и обсуждение кинофильма «Садись рядом, Мишка» (о детях в блокадном Ленинграде).
24-26
Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве, о защитниках Родины
3
Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. А.Усачев «Русский дом», Д.Абдрахманова «Гражданин», В.Боков «Я своей Россией горжусь», И.Агеева «Отчизна», И.Кузьминов «Офицер». zanimatika.narod.ru/RF8.htm
27-29
«Дети - герои Великой Отечественной войны».
3 Чтение рассказов. Устный журнал «Дети - герои». Сборник рассказов А. Печерской «Дети - герой Великой Отечественной войны».
30
Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
1 Конкурс чтецов Стихи о войне.
31-32
Конкурс рисунков
«Пусть всегда будет солнце»
2
Конкурс рисунков
33-34
Игра-викторина
2 Викторина Викторина по изученным произведениям.
Итого
34
часа
Учебно-тематическое планирование и содержание
3 года реализации программы
№
Тема
Кол-во часов
Вид занятий
Содержание 1-2 «По страницам любимых книг о защитниках Отечества».
2 Презентация творческих работ учащихся. Защита читательских дневников. 3-4 Наш кинозал. Мультфильмы о героических страницах нашей Родины. 2 Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта-мультфильма по сказке. Мультфильмы серии «Гора самоцветов». 5-6 «Слава русского штыка не померкнет никогда». 2 Уроки-викторины. Групповая деятельность. Загадки, загаданные русскими пословицами о защите Отечества. Загадки-шарадки с Бородинского поля. zanimatika.narod.ru/ 7-10 Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». 4 Чтение произведений. Выпуск групповых стенгазет. Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах. 11-12 Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова». 2 Чтение произведения. Инсценировка. Презентация страниц блокадного дневника. Рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Виртуальная экскурсия по Васильевскому острову. 13 Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Жила-была девочка» 1 Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению И.Миксона «Жила-была девочка» о судьбе Тани Савичевой. 14-15 Поэтическая тетрадь: стихи о блокаде Ленинграда для детей. 2 Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. С.Маршак. С.Давыдов. О.Бергольц. 16 Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Зеленые цепочки» 1 Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Н.Матвеева «Зеленые цепочки» о детях - защитниках блокадного Ленинграда. 17 Читательская конференция «Дети в блокадном Ленинграде». 1 Обобщающее занятие по произведениям о блокаде Ленинграда. Презентация творческих работ учащихся. Семейные презентации. Презентация книг по теме для самостоятельного чтения: Алексеев С.П. «Подвиг Ленинграда 1941-1944»: рассказы для детей; Васильева Е. Маленькая ночная няня: повесть; Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. 18-21 Лев Кассиль «Рассказы о войне». 4 Чтение и обсуждение сборника рассказов. Рассказы Льва Кассиля о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу (на основе реальных событий).
22 Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Мальчишки» 1 Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки». 23 Устный журнал «Творчество Льва Кассиля - страницы мужества нашей родины» 1 Обобщающее занятие по теме. Презентация детских мини-проектов. 24-27 Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве». 4 Чтение и обсуждение произведения. Встречи с ветеранами - детьми войны. Создание альбома «Дети на войне». 28-29 Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о детях на линии фронта. 2 Просмотр и обсуждение кинофильмов «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой», «Это было в разведке».
30-31 Поэтическая тетрадь: стихи о детях войны 2 Чтение стихотворений. Анализ. С.Михалков «Детский ботинок», «Десятилетний человек», А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий», С.Маршак «Не и ни», А.Барто «Вернулся». А.Молчанов «13 миллионов детских жизней».
32
Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
1 Конкурс чтецов Стихи о войне.
33 Конкурс рисунков «Как хорошо уметь читать» 2 Выставка Выставка рисунков
34
Игра-викторина
1 Викторина Викторина по изученным произведениям.
Итого 34 часа
Учебно-тематическое планирование и содержание
4 года реализации программы
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
Содержание
1-2 «Лето с героями любимых книг».
2
Презентация творческих проектов учащихся. Защита читательских дневников.
3-5 Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады.
3 Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Книга героических былин и баллад».
6-8 Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях
3 Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного богатыря. Защита. «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказ о Евпатии Коловрате», «Князь Владимир», «Василиса Микулишна».
9-11 Жанна Браун. «Зорька».
3 Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами - детьми войны. Книга о военном детстве, о жизни детей в детском доме во время эвакуации.
12-13 Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне.
2 Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей».
14-18 Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына».
5 Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги. Повесть о пионере-герое Володе Дубинине, о мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...
19-21 Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага.
3 Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных», «Всадники».
22 Конференция «У войны не детское лицо»
1 Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества.
23-25 Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы.
2 Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. Т.Лаврова «Царицын, Сталинград и Волгоград». «Курск». «Тула». «Смоленск» и пр.
26-27 Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке».
4 Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам. Повесть о современных школьниках - членов поискового кружка школьного музея.
28-29 Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал»
5 Повесть о взаимоотношении деда-ветерана и внука.
30-31
Конференция «Ветеран живет рядом».
1 Выполнение проекта, защита проекта
Выполнение проектов «Мои родственники - защитники Родины», «Мои земляки - защитники родины»
32
Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
1 Конкурс чтецов Стихи о войне.
33
Конкурс рисунков
«Пусть всегда будет солнце»
2
Конкурс рисунков
34
Игра-викторина
2 Викторина Викторина по изученным произведениям.
Итого
34 часа
Литература для учителя
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 2008
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2007
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2008
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - Москва, «ВАКО», 2006
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.
Литература для учащихся
- Сергей Петрович Алексеев «Сто рассказов о войне». «От Москвы до Берлина». Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году.
- Константин Георгиевич Паустовский « Похождения жука-носорога» (Солдатская сказка).
- Любовь Воронкова «Девочка из города». Повести. Одноименный фильм. В книгу вошли лучшие произведения Любови Федоровны Воронковой (1906-1976) для школьников: "Солнечный денек", «Снег идет», «Золотые ключики», "Подружки идут в школу", "Девочка из города", "Гуси-лебеди" и др.
- Анатолий Митяев «Письмо с фронта». «Подвиг солдата». Сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Она предназначена детям младшего возраста для самостоятельного чтения. Автор - участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде".
- Голявкин В.В. «Рисунки на асфальте», «Полосы на окнах», «Мой добрый папа». Одноименный фильм.
- А. Печерская «Дети - герои Великой Отечественной войны». В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны эти рассказы.
- Николай Чуковский. «Морской охотник». Одноименный фильм. Книга известного писателя Н. Чуковского рассказывает о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая нашим морякам во время Великой Отечественной войны.
- Лев Кассиль «Рассказы о войне». Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
- Илья Миксон «Жила-была девочка». Одноименный фильм. Книга о Тане Савичевой.
- Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».
- Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве».
- Евгений Рысс. «Девочка ищет отца». Одноименный фильм. В этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами.
- Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах, и всё - именно для ребёнка, занимательно и интересно.
- Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». Одноименный фильм. Повесть о пионере-герое Володе Дубинине. О мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...
- Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Фильм «Отряд Трубачева сражается». Книга о многом: о дружбе, патриотизме, взаимоотношениях и просто о жизни пионеров.
- А.Лиханов «Мой генерал».
- Жанна Браун. «Зорька». В первые дни войны девятилетняя героиня повести Зорька осталась без родителей и попала в детский дом. В детском доме Зорька встретится и познакомится с девчонками и мальчишками, у которых родители тоже на фронтах войны. Встретит ли Зорька здесь настоящих друзей, которые помогут пережить ей разлуку с родителями в самое тяжелое для нее время? А сможет ли она сама стать верным другом, выдержав все испытания?
- Вильям Козлов «Витька Грохотов и его компания»,«Витька с Чапаевской улицы». Жестокая правда о войне, увиденная глазами мальчика-подростка.
- Подборка стихотворений на сайте «Заем и любим Россию». zanimatika.narod.ru/
Фильмы:
- «Зимородок». По одноименной повести Юрия Яковлева.
Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю... - ."Зимнее утро" Фильм снят по мотивам повести Т.Цинберг «Седьмая симфония».
Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде. - "Пятерка отважных", Действие происходит в пограничном городке в первые дни Второй мировой войны. Не зная, что взрослые готовятся к партизанской войне, пятеро отважных ребят решают действовать самостоятельно…
- "Мальчишки". По повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
- «Зеленые цепочки». Приключенческий фильм о блокадном Ленинграде. Трое ленинградских мальчишек осенью 1941 года, случайно найдя ракетницу, вышли на след шпионской банды и под руководством опытного чекиста Буракова обезвредили фашистского диверсанта, орудующего в облике однорукого дяди Пети.
- «Всадники». В июне 1941 года двум подросткам поручают эвакуацию в тыл породистых скаковых лошадей. Много трудных испытаний ждёт их впереди. Пробиваясь по военным дорогам, они спасают сбитого советского лётчика, попадают в окружение, где встречаются с группой красноармейцев, помогают вывезти на захваченом у немцев самолёте тяжело раненого генерала. В созданом партизанском отряде, рядом со взрослыми, с честью сражаются и наши юные бойцы.
- «Девочка из города». Великая Отечественная война. Героиня фильма, маленькая девочка Валя, в одночасье теряет все: дом, где она жила, разбомбили, маму убили фашисты... Вместе с другими детьми ее эвакуируют на Урал, но по дороге она случайно отстает от поезда. Расстроенная малышка прячется на ночь в стог сена - там ее и находит жительница расположенного неподалеку села Дарья. Добрая женщина приводит девочку к себе домой и решает оставить в семье.
Поначалу Валя немного дичится и никак не может найти общего языка с чужими ей людьми. Но в конце концов Дарья и ее дети согревают девочку своим теплом и становятся ей по-настоящему родными... - «Среди добрых людей». В фильме рассказывается о добрых сердечных людях, приютивших девочку, потерявшую родителей в дни Отечественной войны. В первые дни войны мать потеряла маленькую дочь. Ее нашла Михайлина и взяла к себе, не сомневаясь в том, что она сможет стать ей настоящей матерью. Все последующие годы она жила ради девочки. Но шло время, настоящая мать продолжала искать своего ребенка...
- «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой». 22 июня 1941 года. Обычное утро в обычном пионерском лагере у самой границы. Дети плещутся на речке, и спускающийся с неба десант воспринимают с восторгом, полагая, что идут учения. Но это немцы. Они сгоняют детей в лагерь, обносят его колючей проволокой и объявляют, что скоро всех отправят в Германию. Находящийся неподалеку батальон советских танков, попытался прорваться к детям на выручку, но был разбит. Уцелел только один танк и танкист дядя Вася (М. Чигарев). На него-то случайно и натыкается Мишка Скворцов, которому немцы поручили сжечь пионерские галстуки, а он их обманул и из лагеря сбежал. Обрадованный такой встрече, Мишка просит дядю Васю помочь выручить ребят из немецкого плена. Танкист соглашается. На единственном танке с одним маленьким помощником начинается операция по спасению юных пионеров.
- «Это было в разведке». Фильм создан по реальным событиям из боевой биографии разведчика Александра Ивановича Колесникова. Юный Саша, как и герой фильма Вася Колосов, сбежал со своим другом в 1943 году на фронт.
В отличие от прототипа, герой фильма - сирота. В эшелоне Вася знакомится с сержантом, который проявил участе к судьбе паренька. Сержант его привозит в танковую часть. Во избежания хлопот, связанных с появлением мальчугана, командир приказывает отправить парня в тыл. Но Вася сбегает от провожатых и даже умудряется в лесу обнаружить немецкого парашютиста. Получив медаль за поимку фашиста, Василий становится своим для танкистов. Впереди новые приключения: плен, чудесное спасение из лап врага и новая встреча с танкистами. - «Бой под Соколом». Ребята-тимуровцы устроили военную игру, очень похожую на настоящие боевые действия. Воюют между собой "северные" и "южные". Всё у них почти по-настоящему: разведка в тылу врага, захват пленных, "стрельба" из водомётов вместе пулемётов и пушек, штурм крепости... Но вдруг прибежал мальчишка и закричал: "Война! Фашисты напали на нашу страну!" И тогда уже тимуровцы включаются в настоящую боевую работу: тушат "зажигалки" на крышах, дежурят по ночам, помогают семьям фронтовиков.
- «Садись рядом, Мишка». О блокадном Ленинграде, семилетнем Мишке Афанасьеве, его брате Гене и сестренке Оксане, которые зачастую оставались без присмотра родителей. Выступая с концертами в госпиталях, ребята общались с фронтовиками и верили в победу.
Приложение
Материалы для проведения диагностики
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет- 4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают, сердятся 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников: - выбирать новую книгу для самостоятельного чтения; _ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения; -устанавливать тему и жанр просмотренной книги; -называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно); -ставить перед собой цель чтения книги. -давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.