Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов Затейники

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Н.Н. Носов «Затейники»

2 класс

Цели:

1. Обучающая:

Формировать умение осмысленного, вдумчивого чтения. Научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характеры героев.

2. Развивающая:

Развивать монологическую речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, прочитанное.

3. Воспитывающая:

установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

воспитывать интерес к чтению произведений ;

воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям;

способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания.

учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

Задачи урока:

• сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний,

создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения;

• учить детей по проявлениям воссоздавать характер героев рассказа, отслеживать развитие этого характера;

• обсудить название рассказа с точки зрения его соответствия смыслу и главной идее произведения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебник, в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, грамзапись.



ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Психологическая установка на урок:

Я, ты, он, она

Вместе - дружная страна.

Если хочу говорить, то поднимаю руку.

Если говорит товарищ, то его слушаю.

Уважаем друг друга.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Работаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

11. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

1. Тренажер «Работаем над техникой чтения» (слайд 1)- Р УУД

Туча по небу плыла,

Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках

В чёрных маленьких калошках.

Дождик всюду походил,

Дождик всюду наследил,

В тёплых лужах потоптал,

Наигрался и умчался.

Не его ли там калоши

Мокнут в луже на дорожке?

Г.Лагздынь

- Прочитайте с удивлением (весело).

- Прочитайте с ускорением, замедлением

2. Методический прием «Корзина понятий» - Р УУД

- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова.

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

(слайд 2)

Какие ассоциации возникли? (Носов - детский писатель, Писал веселые рассказы о детях. Смешные рассказы)

- Эти рассказы вызывают чувство радости, веселья.

Составление кластера: ( доска)

Н. Носов- писатель- рассказы - веселые- о детях - юмор - вызывает чувство радости, веселья, забавно)

Н.Носов

Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов Затейники

вызывает чувство радости, веселья

Писатель

Веселые рассказы о детях

- Сегодня мы на уроке познакомимся с жизнью и творчеством Н.Н.Носова

- Я попросила ребят подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их.

1.ученик: - К УУД, П УУД Николай Николаевич Носов родился в 1908 ( на доске) году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий - газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.

2.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

б) Рассказ учителя о писателе

- Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. В 1954 году вышла книжка-сказка «Приключение Незнайки и его друзей», потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать не возможно. Поскольку взрослых книг он почти не писал, так и останется он в памяти читателей чистокровным детским юмористом. Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. А Вы, ребята, знаете, что такое юмор?

- Мы обратимся к толковому словарю и посмотрим лексическое значение слова «Юмор» - П УУД Юмор - это, как известно, беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

- Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг. (Книги Н. Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках)

- Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьезных и важных делах.

- Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки: Викторина.(показываю книги, после ответов)- (слайд 3)- П УУД 1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу. («Мишкина каша»)

  1. А Котька Чижиков из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил.
(«На горке») 3. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся из страха» («Живая шляпа»)




- А теперь предлагаю вам проверить, как вы знаете рассказы Н.Носова. (слайд 4) Попробуйте узнать их названия, если первые буквы такие:

Ответы:

1. Авт… 1. Автомобиль.

2. Зап… 2. Заплатка.

3. Пря… 3. Прятки.

4 Са.. 4. Саша.

5. Тел… 5. Телефон.

6. Фан… 6. Фантазёры

7. Огур 7. Огурцы

- Молодцы ребята, почти все узнали рассказы.

С

Автомобиль

Фантазёры

Заплаткатратегия "Кластер"

Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов Затейники

Н.Носов

Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов ЗатейникиУрок литературного чтения с использованием технологии критического мышления: Н. Носов Затейники

Огурцы

? (Затейник)и)

Телефон.

Саша.

Прятки

I11. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

(сенсорный круг Базарного)

1V. ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Введение в тему: К УУД, Р УУД, П УУД

- А вот название следующей фантастической истории попробуйте отгадать сами.

- Задание будем выполнять в парах, играя в «Корзину идей»

В конверте слоги: ТЕЙ ЗА КИ НИ

(Составление слова в парах).

По окончании игры, ученики высказывают предположения о том, как будет называться новое произведение.

- Какое слово получилось?

(ЗАТЕЙНИКИ) - добавляем в кластер (слайд 5) - Ребята, а кого называют затейниками? - Подберите синонимы к слову затейники. (На доске аншлаги со словами фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки). - А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово. - Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? ( в лагере, классе) - Итак, затейник- это организатор веселья.

- О чем может идти речь в рассказе с таким названием? (О детях, которые организовали веселье)

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети)

У. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Первоначальное восприятие произведения. - П УУД, Р УУД, К УУД

- В тексте вы встретите слова, значение которых вам не понятно.

Словарная работа: (слайд 6)

темно- темно, на цыпочках, починить

- Чтобы проверить наши предположения, давайте послушаем произведение Н.Носова «Затейники»

- Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? ( Да)

- Грустный или веселый рассказ? (Веселый рассказ)

- Понравилось произведение? (Произведение понравилось)

- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? ( Радостные)

- Могла ли такая история произойти с вами? (Могли, когда остаемся дома одни)

- Кто главный герой произведения? (Петя и Валя)

- Что можно сказать про них? (Они друзья, ровесники, им интересно вместе проводить свободное время))

- Что можно сказать о характерах героев? ….

- Затрудняетесь ответить?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Перечитать внимательнее рассказ)

- Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу. ФИЗМИНУТКА

2. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми по цепочке.- П УУД, Р УУД, К УУД

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 49. Найдите строки и прочитайте ( Вдруг меня кто - то как схватит за ногу!..)

Работа с текстом. -Понравилась ли вам игра детей? А детям? -Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей. -Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя). -Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю. -Каждая группа читает свой отрывок.


Работа с текстом в группах. План-задание для 1 группы:

1). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

2). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 2 группы:

1). Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа.

2). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 3 группы:

1). Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?

2). Прочитайте отрывок по ролям

-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (За то, что могут организовывать свое свободное время)

-За что можно их поругать? (За то, что нагоняют на себя страх, нужно играть в спокойные игры)

-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?( Мама ругалась, что стащили одеяло)

-Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Нельзя громко кричать, нельзя играть в «шумные» игры)

-Что скажете вы? (Нельзя играть в такие игры)

- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему ? (Этот рассказ поучительный, потому что надо думать в какие игры играть)

У1. Рефлексия - (слайд 7)-Р УУД, К УУД

-Что нового узнали на уроке? (Биографию Н.Носова, познакомились с рассказом «Затейники», узнали значение этого слова.)

- Сейчас составим «Сенквейн»(слайд 7)

- Что мы с вами читали? (рассказ «Затейники»)

- Какой этот рассказ? (смешной, поучительный)

- Что делали дети, что с ними произошло, что хотели сделать с домиком ? ( играли, испугались, починить)

- Вы дома подготовили пословицы на тему « Страх, бояться» Какая пословица подойдёт к нашей теме и нашему рассказу? (У страха глаза велики. Своих лаптей испугался. Душа в пятки ушла)

- А сейчас оцените свои успехи на уроке, поднимите вверх нужный вам колокольчик (они лежат на партах):

- А сейчас оцените свои успехи на уроке, поднимите вверх нужный вам колокольчик (они лежат на партах):

Зеленый - получилось отлично,

Желтый - получилось хорошо,

Красный - не все задания выполнил так, как хотел,

- Что особенно понравилось на уроке и почему? (Составлять кластеры, читать по ролям)

У11. Домашнее задание.(каждому индивидуально)

Оранжевый : Перечитайте рассказ. Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся части.

Зеленый: Перечитайте рассказ. Пересказать

Розовый : Перечитайте рассказ .Разделите на части и озаглавьте каждую часть

.

У111. Итог урока.- П УУД

- Чему может научить это произведение? (Надо правильно подбирать игры. Не надо придумывать ненужные страхи)

- А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ними?

(Нет, он любит своих героев, а смеётся над чертами характера, особенностями: трусостью, ненужными страхами)

- Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех - дело серьезное.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории, читайте книги Н.Н.Носова.

Спасибо за активную работу на уроке.

9. Оценивание учащихся.

Сегодня хорошо рассуждали : все………

Хорошо читали: …все…..

Хорошо слушали: …все….


ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ.


1.Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

2. Прочитайте отрывок по ролям.

_____________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.


1.Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа.

2. Прочитайте отрывок по ролям.

___________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ.


1.Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

2. Прочитайте отрывок по ролям.

Д/З.

Учебник стр.50-53

Перечитайте рассказ.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть.

_________________________________________________________________

Д/З.

Учебник стр.50-53

Перечитайте рассказ.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________

Д/З.

Учебник стр.50-53

Перечитайте рассказ.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________

Д/З.

Учебник стр.50-53

Перечитайте рассказ.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть _________________________________________________________________

Д/З.

Учебник стр.50-53

Перечитайте рассказ.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть




Н. Н. НОСОВ

ПИСАТЕЛЬ

ВЕСЁЛЫЕ РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ

ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВО


РАДОСТИ, ВЕСЕЛЬЯ

АВТОМОБИЛЬ

ЗАПЛАТКА

ПРЯТКИ

САША

ТЕЛЕФОН

ФАНТАЗЁРЫ

ОГУРЦЫ

ЗАТЕЙНИКИ


ТЕЙ

ЗА

КИ

НИ


ТЕЙ

ЗА

КИ

НИ


ТЕЙ

ЗА

КИ

НИ

КНИГИ

Н.Н.НОСОВА



?

1 УЧЕНИК Николай Николаевич Носов родился в 1908 ( на доске) году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий - газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.

2.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.




© 2010-2022