Литературное чтение 3 класс (УМК «Планета знаний»). С. Маршак «Про двух соседей»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 3 класс (УМК «Планета знаний»).

С.Маршак «Про двух соседей»

Кавказская народная сказка.

(Тип урока - объяснение нового материала)


Цели урока:

1.Познакомить учащихся с кавказкой народной сказкой «Про двух соседей»

перевод С.Маршака;

2.Совершенствовать навык чтения по ролям, умение интонацией передавать

эмоции и характер героев сказки, свое отношение к происходящему.

3.Воспитывать и утверждать в детских душах твердые ориентиры добра,

истины, любви и красоты.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановка цели урока.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

- Сегодня на уроке мы продолжим «путешествовать» по разделу «И в шутку и всерьез», но сначала приготовимся. (1слайд)

2.Речевая разминка.

А) упражнения на дыхание:

- вдох - выдох (2 раза)

- вдох - выдох 3 порциями

Б) работа со скороговоркой «Ехал грека через реку,

видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку-

Рак за руку Греку - цап!

- шепотом,

- от тихого к громкому, ускоряя темп.

-На прошлых уроках мы говорили о разных качествах характера человека.

-А каким был Грека? (любопытным…)

-Похож ли Эмиль из рассказа Астрид Линдгрен с Грекой? Почему? (ответы детей)

3.Проверка домашнего задания.

Картинный пересказ. (2 слайд)

Индивидуальная работа.

Карточка.

Если утверждение верное, ставьте +, если нет, то -

  • Эмиль угодил головой в супницу.

  • Мама хотела разбить супницу.

  • Папа согласился с мамой.

  • Альфред снял супницу с голову Эмиля.

  • Эмиль плакал от отчаяния.

  • Эмиля отвезли к доктору.

  • Все пациенты с сочувствием смотрели на Эмиля.

  • Доктор помог снять супницу.

  • Эмиль стукнулся об угол, и супница разбилась на две половинки.

  • Папа расстроился.

Ключ: + + - - - + - - + -

Итог. - Почему этот рассказ находится в разделе «И шутку и всерьёз»?

(ответы детей)

4.Изучение нового материала. (3 слайд)

- А сейчас я хочу вас познакомить с кавказской народной сказкой, переведенной на русский С.Я.Маршаком «Про двух соседей».

1)Словарная работа (4 слайд)

-Ребята, а как вы понимаете значение слов:

Солгал - говорить неправду, врать;

нынче - сегодня;

лицемерить - притворяться честным, искренним;

хлев - помещение для домашних животных, сарай;

изгородь - забор.

2)Работа по учебнику.(5 слайд)

-Открываем учебник на с.134.

-Я прочту сказку, а вы скажите сколько героев в сказке?

Первичное чтение учителем.

3)Подготовительная работа к чтению по ролям. Анализ текста.

-Понравилась сказка? А чем именно?

-Назовите героев сказки? (богач и бедняк)

-Какими вы их себе представляете?

-Каким показал поэт богача? (жадным, лгуном…)

-С какой интонацией будем читать слова богача?

-Как вы думаете, почему бедняк принес в свой хлев барашка соседа-богача?

(хотел проучить богача…)

-А с какой интонацией будем читать слова бедняка?

-Прочитайте и сравните на с.135 в.3 слова богача и бедняка

а) просебя

б)вслух

- Почему бедняк почти точно повторил слова богача?

-Почему он не стал божиться, то есть клясться именем Бога?

-А как вы думаете, должен ли автор-рассказчик, выражать свое отношение к бедняку и богачу или должен быть равнодушным?

5.Физкультминутка.

Упражнения для глаз - презентация(6 слайд);

-А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Тихо сели, вновь за дело.

4) Самостоятельная работа в группах (дифференциация по объему)

- Сейчас вы еще раз прочитаете сказку и отметьте на полях, какие слова говорит богач, какие - сосед-бедняк, где слова автора?

Распределите в группе роли для чтения по ролям.

1группа (дети с высокой техникой чтения- красные и желтые пометы на тетрадях) - весь текст.

2группа (дети с низкой техникой чтения) - текст на с.134.

5)Проверка: чтение по ролям. Во время чтения учитель обращает внимание детей на интонацию, с которой нужно читать.

- Читая, попробуйте передать голосом интонацию, чувства, которые мог бы испытывать каждый из героев.

Домашнее задание. (дифференциация по творчеству)

1группа - инсценирование сказки,

2группа - выразительное чтение по ролям.

(дети сами решают какое задание будут выполнять дома)

6.Закрепление нового материала.

-Ребята, а кто положительный герой сказки?

-Можно ли сказать, что старик бедняк правильно, по-христиански поступил с

богачом? Почему?

-Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали неправдой. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (обиду, несправедливость…)

-А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

-Поставьте мысленно себя на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

(7 слайд)

-В Евангелие от Матфея сказано: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из вас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

-Ребята, а кто между собой были бедняк и богач? (соседи)

-Как должны жить соседи? (Дружно, уважая и помогая друг другу, желая добра…)

7.Работа над пословицами. Работа в парах.

- По определению Сергея Ожегова: (8 слайд)

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

- А какие пословицы о добре вы знаете? (ответы детей)

Задание. (9 слайд)

- Ребята, к нам на урок пришел мальчик. У него грустный вид - они не поделили лист с пословицами с соседкой по парте, разорвали его и они поссорились. Помогите мальчику собрать пословицы, что бы ребята помирились. (на парте у каждой пары лист с заданием)

(10 слайд)

В ком добра нет, в том и правды мало.

Как аукнется - так и откликнется.

Много бранился, а добра не добился.

Что посеешь, то и пожнешь.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Проверка. (11 слайд)

В ком добра нет, в том и правды мало.

Как аукнется - так и откликнется.

Много бранился, а добра не добился.

Что посеешь, то и пожнешь.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

- Ребята, подумайте, нет ли среди этих пословиц, которые выражают главную мысль сказки «Про двух соседей».

(12 слайд) - Спасибо за помощь!

7.Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу «И в шутку и всерьез».

- Как вы, думаете почему сказка «Про двух соседей» тоже находится в этом разделе? (бедняк подшутил, взяв барашка богача, чтобы то почувствовал себя на его месте).

8.Домашнее задание. (дифференциация по творчеству)

1группа - инсценирование сказки,

2группа - выразительное чтение по ролям.

(дети сами решают какое задание будут выполнять дома)

- Какому виду можно отнести эту сказку? Почему? (Бытовая)

- Чему учит эта сказка?

(13 слайд)

Рефлексия. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра»

Ребята, встаньте в круг в своих группах, слегка вытяните руки ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Звучит красивая, приятная мелодия)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

(14 слайд) Всего вам доброго!

Приложение.

Притча Оскорбление.

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:

«Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать. Что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.

Если такое случилось с вами, вспомните простую истину:

-только дурак назовет дураком другого,

-только раб ищет раба в другом,

-только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием.

Поэтому никогда не на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами».


© 2010-2022