Интегрированный урок по литературному чтению и музыке

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Бурнакский филиал МОУ Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева

Интегрированный урок музыки и литературы

"Волшебная душа природы"

4 класс

Учитель начальных классов

Рачкова Анна Александровна

Интегрированный урок музыки и литературы

"Душа природы"

ТЕМА: Душа природы (по произведениям Г. Сапгира "Душа природы", Г. Цыферова "Цветы", И.С. Соколова-Микитова "Цветы леса).

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Видеофильм о цветах (на фоне песни Ю.Антонова "Живет на свете красота").

2. Музыка: Оркестр Поля Мориа "Снова дома" (Дж.Рид и Дж.Склеров); перезвон колоколов; музыки П.И.Чайковского "Подснежник"); Звучит 1.Менуэт Моцарта (фрагмент), 2. Ф.Шопен Полонез ля бемоль мажор); "Вальс цветов" П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик" ; Ю.Антонова "Живет на свете красота".

3. Презентация «Волшебная душа природы» ( с изображением цветов):

  • ромашка

  • колокольчик

  • анютины глазки

  • подснежник

  • одуванчик

  • шиповник.

4. Вырезанные черно-белые цветы (на парте у каждого ученика).

5. Лист ватмана зеленого цвета.

Цель урока:

Обучающая цель - обучение выявлению авторской позиции относительно роли музыки в культурном и духовном обогащении личности на основе анализа текста.

Развивающая цель - развитие представлений учащихся о своеобразии музыки в сравнении с художественной литературой, понимания роли писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов художественного творчества.

Единица содержания - выявление авторской позиции относительно роли музыки в культурном и духовном обогащении личности.

ХОД УРОКА.

Учитель чтения: Музыка: Оркестр Поля Мориа "Снова дома" (Дж.Рид и Дж.Склеров).

"Любви к природе нечего стыдиться.

Её, как солнце, в сердце не гаси.

Будь человеком! Дай цветку напиться,

И дерево от гибели спаси! "

Сегодня у нас необычный урок. Урок - открытие. Вокруг нас столько всего интересного и необычного. Нужно только вслушаться, всмотреться и почувствовать. Сегодня на уроке мы заглянем в волшебный мир цветов. Природа щедро одарила землю цветами. Гладь озёр она разукрасила кувшинками. Луга и леса она осыпала ромашка­ми и ландышами. Самое красивое на свете - цветы. В жизни все связано с цветами. Издревле поэтов, героев, смелых и просто красивых людей венчали цветами.

Сейчас люди живут совсем по-другому, чем жили их предки. Они придумали самолеты, пароходы, автомобили. И все-таки... по- прежнему дарят цветы. Цветы действительно самое нежное, самое прекрасное. Каждый цветок неповторим. О них можно говорить бесконечно, поэтому - посмотрим… (Видеофильм о цветах на фоне песни Ю.Антонова "Живет на свете красота").

Учитель чтения: Да, каждый цветок неповторим. Давайте попробуем открыть душу каждого цветка.

У вас на партах лежат тексты. Это рассказы о цветах.

- Кто их автор? ( Генрих Сапгир, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Геннадий Цыферов).

- Прочитайте рассказы о цветах (дети читают вполголоса).

- У каждого цветка, как у человека свой характер, своя душа.

Как вы думаете, у какого цветка душа веселая, как солнышко? Отгадайте загадку:

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением ромашки).

- У Ивана Сергеевича Соколова - Микитова есть рассказ «РОМАШКИ», Света прочти нам его.

Кто не знает этих простых луговых и лесных милых цветов?

Идешь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса, под деревьями уже цветет иван-да-марья.

А у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.

На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.

- Что вы узнали о ромашке, чем хотите поделиться? (растут по обочинам, на лужайках, кланяются, весёлые ромашки. Похожи на радостную улыбку).

- Да, ребята, Ромашка - это маленькое, радостное, теплое солнышко. Оно вобрало в себя теплоту человеческих рук и расцвело на кружевах и вышивках. (Учитель показывает изделия русских народных промыслов).

(Звучит перезвон колоколов).

Учитель музыки: У какого цветка так может петь душа? (Колокольчик).

(Слайд или картинка с изображением колокольчика).

- Как вы догадались, что это колокольчик? (Он сам похож на колокол).

Про колокольчики очень хорошо написал Иван Сергеевич Соколов - Микитов, кто хочет прочитать нам о колокольчике?

КОЛОКОЛЬЧИКИ Соколов - Микитов

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

- Геннадий Цыферов замечательно сказал о колокольчике в своём произведении «Душа природы», прочти нам, пожалуйста…

Душа природы

Я думаю, во всём есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая.

У ромашки душа веселая, как солнышко.

У колокольчиков душа лёгкая.

У иван-да-марьи две души, один цветок.

У анютиных глазок душа ласково глядит.

У ландышей душа свежая и влюблённая.

У розового и белого клевера душа простая и добрая.

Шиповник тоже розовый и белый.

Про него можно сказать, что он задумчиво радуется.

А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растёт, головы не клонит.

- Какая же душа у колокольчика? (Легкая, звонкая, голосистая, певучая).

Учитель чтения:

Я в зеленом саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски,
Нарисую ... (анютины глазки).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

Что же это за цветок с таким необычным названием?

- У вас было задание, найти ответ на ? «Почему так называются цветы?»

Апрель золотыми лучами обласкан.
С лужайки плывет аромат.
Анютины глазки из были и сказки
На мир удивленно глядят.

- Раскрыли лепестки анютины глазки, а в венчиках белый цвет - цвет надежды, желтый- удивления, фиолетовый - печали. По легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первое чувство. Всем сердцем, всей жизнью потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.
- Таково русское предание о цветке.

- В Польше невеста дарила анютины глазки отъезжающему жениху, и тогда они символизировали вечную память и верность дарившей; то же самое выражал букетик цветов под окном дома француженки, жених которой находился в отъезде.
Поляки и белорусы испокон веков величают их «братки» за то, что в одном венчике цветка одновременно уживается несколько разноцветных лепестков, и дарят их только тем, кого по-братски любят.

- Ранней весной на ярко освещенных лугах рассыпают анютины глазки свои фиолетовые улыбки. Расцветают они сразу же после таяния снегов, поэтому считаются символом оживающей природы.

- Эти неприхотливые цветы были введены в культуру более ста лет назад в Англии. Этим они обязаны садоводу Томпсону, которому посчастливилось отыскать и привезти дикую разновидность фиалки, похожую, по его словам, на хитрую кошачью мордочку. Из Англии анютины глазки перекочевали во Францию и Германию, вскоре появились и в России.
- Ботаники окрестили их трехцветной фиалкой и виолой, а в народе и поныне продолжают называть анютиными глазками.

- так какая же у них душа? (веселая, жизнерадостная).

Учитель музыки: Рождается на свет цветок. Появляется еще одна частичка красоты. Это маленькое чудо. (На фоне музыки П.И.Чайковского "Подснежник").

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Солнышко с утра...
Цветку под снегом душно стало
И он подумал, что пора.
И вылез..., но кругом все тихо
Соседей нет, он первый здесь.
Его понюхала зайчиха,
Понюхала, хотела съесть...
Потом, наверно, пожалела
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг, пошел пушистый
Белый, холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна!
И от цветка на длинной ножке
Лишь только палочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Умру, но не жалею,

Ведь началась весна с меня.
(З. Александров)

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

Как трогательно и проникновенно звучит музыка, которую П.И.Чайковский посвятил первому цветку весны.

- Как вы думаете, какие чувства испытывала поэтесса, когда писала это стихотворение? (волнение, радость, жалость, приход весны).

- Почему у самого первого весеннего цветка такое название?

- Какая же душа у подснежника? (Нежная, ласковая, добрая, весенняя).

Учитель чтения:

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся -
Улыбнулся:
- Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой.
(Одуванчик).

(Учитель показывает картинку или слайд с изображением цветка).

"Самые загадочные цветы - одуванчики. То они есть, а то их нет. Идешь по лугу, видишь там целые острова одуванчиков, и вдруг острова куда-то скроются. Я всё думала, почему это, а потом узнала - одуванчики дождя боятся. Стоит тучке в небе появиться, у них бутон уже закрыт.

Конечно, загадка простая, но все-таки она есть".

- Снова возвращаемся к произведениям Соколова - Микитова, читаем его рассказ «Одуванчики».

ОДУВАНЧИК

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".

Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают.

Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

- А кто еще написал про одуванчики? (Елена Благинина написала стихотворение)

Елена Благинина

Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...

- Читая первую строку стихотворения «Одуванчик»,что мы представляем перед собой? ( весеннее поле, укрытое зеленой травой. Теплое солнышко ласкает своими лучами все растения. Один лучик отрывается от солнышка и падает на землю. Из него вырастает красивый одуванчик.)

- Он еще не превратился в комочек из серых зонтиков, которыми любит играть ветер, а представляет собой желтенький цветок.

- Вы, наверное, замечали, как похожи желтые одуванчики на солнце?

Его маленькие желтые лепестки напоминают солнечные лучи. Первый одуванчик стал предвестником теплых дней, подтверждением того, что холодные дни вернуться еще нескоро.

- Чему учит нас стихотворение «Одуванчик»?( учит детей замечать красоту природы, которая нас окружает).

- Многие дети не только видели одуванчики, растущие в садах или на лужайках в мае, но и охотно игрались с ними, сплетая эти цветочки в красивые венки. Однако не все дети замечают, что одуванчики очень сильно похожие на весеннее солнце.

- Некоторые видят в одуванчике простой цветок, который, как и все остальные цветы скоро увянет. И только те люди, которые умеют ценить красоту по-настоящему, могут увидеть в растении нечто больше, как увидела автор, в обычном одуванчике самое настоящее солнце.

- Что же можно сказать о душе одуванчика? (Загадочная, воздушная, легкая).

Учитель музыки: Как вы думаете, у какого цветка душа дикая, непокорная? А ведь этот цветок родственник благородной розы. (Шиповник).

(Учитель показывает картинку или слайд и изображением цветка).

Сейчас вы услышите два музыкальных фрагмента. Подумайте, какой из них подходит к характеру шиповника. Почему? (Звучит 1.Менуэт Моцарта (фрагмент), 2. Ф.Шопен Полонез ля бемоль мажор).

Учитель чтения: Где мы можем полюбоваться почти всеми этими цветами? (гуляя по лесу)

Физминутка: (инструментальная музыка)

Теплый ветер гладит лица.
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться.
Клен качает головой.
Пчелы весело кружатся
И садятся на цветы.
Видишь, бабочки резвятся,
Улыбнулся я и ты.

- Действительно, когда видишь вокруг себя красоту, хочется улыбнуться.

- А вы знаете, когда цветочная поляна становится необыкновенно красивой. Когда она переливается всеми цветами радуги. А становится она такой, потому что на каждом цветке блестит маленький бриллиантик - капелька росы. Это бывает рано-рано утром или после дождя!.

Да мы ведь и песню об этом знаем. (Дети исполняют песню "Дождичай" ).

У вас на парте лежат цветы.

- Красивые ли они? (нет, они не цветные).

- Что нужно сделать, чтобы подарить цветку красоту? (раскрасить).

- Возьмите цветы и подарите им красоту. (звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик", дети раскрашивают цветы).

А теперь пусть эти цветы расцветут на нашей поляне. Бережно принесите свой цветок. (Звучит песня Ю.Антонова "Живет на свете красота", дети несут свои цветы, учитель приклеивает их на заранее подготовленный лист ватмана).

Полюбуйтесь. Вам нравится? Я чувствую, что в нашем классе поселилась доброта. Давайте сохраним ее.

Цветы беседуют не спеша.
И верю я тверже, чем верят дети,
Что у цветов есть своя душа -
Самая добрая на планете.
Самая добрая потому,
Что красотою своей и душою,
С солнышком вместе рождаясь весною,
Радость даруют миру всему.
Никто уж потом не предаст мечту
И веру в светлое не забудет,
Ведь тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет.



9

© 2010-2022