- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Семейный бюджет ( 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему Семейный бюджет ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серикова Л.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Семейный бюджет.
Цели урока:
1. Ознакомитьучащихся с понятием «семейный бюджет»; ознакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
2. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
3.Воспитывать у учащихся чувства ответственности.
Формируемые УУД:
1)ЛУУД - развитие учебной ситуации, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала;
2)ПУУД - развитие познавательных интересов, общеучебных навыков (формулирование познавательных целей, поиск и выделение информации);
3) РУУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения пройденного и того, что ещё не известно, планирование работы с учётом конечного результата;
4)КУУД - работать коллективно в группах в парах, совершенствовать коллективистские отношения, учиться слушать друг друга,
учиться высказывать, защищать свою точку зрения
оценивать свою деятельность на уроке.
Используемые приёмы технологии критического мышления: «Верите ли вы, что…», «Кластер», «Ассоциации», таблица «ЗХУ», «Письмо по кругу».
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные таблицы для приёма «Верите ли вы, что…», листы для самооценки.
Ход урока
l. Стадия вызова.
1) Организационный момент
Учитель: - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети (хором): -Мы готовы, всё в порядке, мы хотим начать урок.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
Учитель: -Доброе утро, ребята. Итак, начинаем урок окружающего мира. (слайд 1)
2)Повторение изученного материала
Блиц-опрос
1) Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)
2) Как называются деньги, которые в него поступают? (Доходы.)
3) Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)
4) Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
- Расскажите о своей сказочной стране и ее бюджете.(слайд2)
3)Актуализация знаний.
Учитель: -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, посмотрите на свои таблицы, которые лежат у каждого на парте. Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы». Перед вами таблица, которую попробуйте заполнить только словами «да» или «нет» .Заполняем только первый столбик.
Итак, начинаем:
Приём «Верите ли вы, что…»
-
Вопрос
В начале урока
В конце урока
1.Для правильного ведения домашнего хозяйства,нужен план доходов и расходов?
2.Любая семья имеет доходы?
3.Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы?
4.Семейный бюджет -это план доходов и расходов?
5.Стипендия и пенсия -это доходы?
К этой таблице мы вернёмся в конце урока, сравним ваши ответы и подведём итоги. А спросить я хочу вот о чём. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти вопросы? О чём мы будем говорить сегодня? ( о семейном бюджете). Откуда такой вывод? Что такое, по-вашему, семейный бюджет?
-Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.
4). Приём «Ассоциации».
-Какие ассоциации со словосочетанием «семейный бюджет» у вас возникают?
-Откуда вы это знаете?
5). Приём «Кластер».
-Составьте вместе с соседом по парте кластер со словосочетанием «семейный бюджет». Поделитесь с ним своими знаниями.
(один ученик составляет кластеру доски).
-Какие мысли пришли вам на ум, связанные с этим словосочетанием?
ll. Стадия осмысления.
1).Приём «ЗХУ»(Знаю, хочу узнать, узнал».
-Давайте заполним с своих тетрадках таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал».
- Что вы уже знаете о семейном бюджете?
-Откуда к вам пришли эти знания?
- Что бы хотелось узнать осемейном бюджете?
2) Получение новой информации.
-Сегодня мы познакомимся с семейным бюджетом и из чего он состоит.
- Полученную информацию фиксируйте в свою таблицу в тетради о том, что вы узнали.
Семейный бюджет - Из чего складывается государственный бюджет? (Из доходов и расходов.) - А семейный? (Ответы учеников.) (Учитель делит класс на группы по 6 человек в каждой.) - Ваша группа - это отдельная семья. Распределите роли, выберите фамилию вашей семьи. - Кто в вашей семье зарабатывает деньги? (Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) Доходы Расходы Зарплата папы 10 денежек Оплата жилья 3 денежки Зарплата мамы 6 денежек Транспорт 1 денежка Пенсия дедушки 3 денежки Обучение 1 денежка (1 чел.) Пенсия бабушки 3 денежки Продукты 6 денежек
Предметы лич- 1 денежка (1 чел.)
ной гигиены
Одежда 3 денежки (1 чел.)
Книги, игрушки 1 денежка (1 чел.)
Посещение теа- 1 денежка (1 чел.)
тров, музеев
Отдых 30 денежек (семья) - Что такое доход семьи? (Деньги, заработанные членами семьи за месяц.) - Сосчитайте доход вашей семьи. - Что такое расход семьи? (Деньги, расходуемые членами семьи за месяц.) - Сосчитайте расходы вашей семьи. Подведем баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? Если остались, то это экономия бюджета. А если не остались, то это дефицит бюджета. - Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним. (В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают. Учитель и остальные ученики задают вопросы по составлению бюджета.) - Если образовался дефицит бюджета, что можно сделать? (Нужно экономить.) - На чем? (Беречь воду, электроэнергию, не выбрасывать, а доедать пищу, беречь одежду и обувь.)
- Если появилась экономия бюджета, что можно сделать?
(Положит деньги в банк, получать банковские проценты.)
Видеофильм о процентах по банковским вкладам.
Музыкальная физминутка «Танцуют все»
- Существуют ли виды доходов, которые нельзя запланировать? (Премия, лотерея.)
- Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (Болезнь.) 3) Работа в группах Учитель: А, теперь, объединитесь в свои группы, откройте учебник на странице 77 прочитайте текст. Не забывайте записывать информацию в таблицу. (Выступление от каждой группы о выручке от продажи, прибыли от работы фирмы, о ганораре, о процентах по вкладу.)
Учитель: -Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, что у нас получилось в табличках. (дети зачитывают записи в тетрадках, один человек из группы).
4) Игра «Объяснялка».
Учитель: - Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Какие из них вам кажутся наиболее поучительными?
-Молодцы! Спасибо большое.
lll. Стадия рефлексии
1).Приём «Верите ли вы, что…»
-А теперь посмотрите на таблицу, которую заполняли в начале урока и заполните снова. (учитель зачитывает «Верите ли вы, что…». Посмотрите друг у друга. Что у вас получилось? (ответы детей).
2). Приём «Письмо по кругу».
Возьмите, пожалуйста, лист и запишите по кругу по 1 предложению всё, что вы сегодня запомнили на уроке осемейном бюджете. (Ответы каждой группы.)
Работа в группах закончилась, садитесь, пожалуйста, на свои места.
-Посмотрите на «Кластер», заполненный в начале урока. Что можно было бы добавить в него? (заполняется «Кластер» зелёным маркером.
3) Выводы учащихся.
4)Лист самооценки.
Учитель: Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо. А вы сами попробуйте себя оценить и отметить тот балл, который соответствует вашей сегодняшней работе.
Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________
Моя работа на уроке
Баллы
1.Я предлагал(а) идеи по заполнению таблицы.
1 2 3 4 5
2.Я внимательно выслушивал всех членов группы.
1 2 3 4 5
3.Я хорошо заполнил «Кластер».
1 2 3 4 5
4.Мои ответы в таблице «Верите ли вы, что…» в начале и в конце урока совпадают.
1 2 3 4 5
5.Наша группа работала на…
1 2 3 4 5
6.Я выступал(а) на уроке и отвечал(а) на вопросы учителя.
1 2 3 4 5
7.Мне было комфортно на уроке.
1 2 3 4 5
8.Я узнал(а) много новой информации на уроке.
1 2 3 4 5
9.Я оцениваю свою работу на уроке на…
1 2 3 4 5
5) Отношение к уроку. Прошу вас показать своё отношение к уроку. Если понравился урок, то кулачок вверх пальчиком на доску прикрепите, а если нет, то вниз.
6) Домашнее задание: узнать у родителей, как складывается семейный бюджетесть в вашей семье, и составить Синквейн со словом бюджет.
Всем спасибо за урок.
5