Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2 класс

Подготовила и провела: учитель начальных классов Княгинина В.А.

Тема урока

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цели

  1. Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

  2. Развивать орфографическую зоркость, речь;

  3. Тренировать мыслительные операции, умение действовать по алгоритму, обобщать, выполнять по аналогии;
  4. Воспитывать коммуникативные умения, познавательные и регулятивные интересы.

Задачи

1.Актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь.

3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Тип урока

Урок закрепления изученного материала

Планируемые результаты 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии. 3.Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. 4.Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование

Организация пространства Карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, щавель, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи, ши, ча. Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Основные понятия

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ-ЩУ.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к

учебной деятельности посредством создание положительного эмоционального настроя.


Настроить детей на урок и получение новых знаний:

Прозвенел для вас звонок,

Значит, начался урок

Если вы пришли учиться

Не пристало вам лениться

Ты тетрадочку открой

На урок себя настрой.

1.Дети занимают свои места.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Записывают число, классная работа.


Личностные УУД:

(осознание ответственности).

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

1. Словарная работа

Организовать коллективную работу с классом в форме опроса.

Загадка 1:

Пьёб бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

-Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

  • машинка

  • машинное (масло)

  • машинист

  • машинистка

  • машиностроение

-Сделайте вывод.

Загадка 2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

-Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

-Сделайте вывод.

Загадка 3:

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

-Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Сделайте вывод.

Загадка 4:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

-Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

-Сделайте вывод.

Коллективная работа. Участвуют в обсуждении, делают вывод.



Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Коллективная работа. Участвуют в обсуждении, делают вывод.

Вывод:

Ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Работа со словарем, находят необходимую информацию.

Вывод:

Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Вывод:

С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба. Она питается мелкой рыбёшкой.

Коммуникативные УУД :

(выражение своих мыслей).

Познавательные УУД:

(использование знаково-символических средств).

Регулятивные УУД: (выполнение учебного действия).

Самоопределение к деятельности

Цель: организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении, проблемной ситуации.

Прогнозирование темы и целей урока:

(Запись на доске.)

Березовая роща , свищут соловьи, пищат птенцы, душистые ландыши.

-Составьте небольшой рассказ с данными словами. -Какие правила надо применять при написании слов в этих предложениях?

-Как называется тема нашего урока? Чему мы будем учиться на нашем уроке?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение.

Индивидуальная работа.

Составляют текст.

Выполняют взаимопроверку.

Формулируют тему урока.

- Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ_ЩУ.

Коммуникативные УУД:

(аргументация своих действий).

Познавательные УУД:

(развитие знаково-символических действий; постановка и формулирование проблемы).

Личностные УУД: (осознание алгоритма своего действия).

Работа по теме урока

Цель: проводить наблюдения за особенностями написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Организовать работу класса с учебником.

Учебник:

Упр.22 (стр. 14)

- Составьте первое предложение, какие орфограммы пропущены?

- аналогично выполните работу с остальными предложениями.

Работа в тетради.

Учащиеся аналогично образцу выполняют работу с остальными предложениями. Предложения записывают с комментариями.

Познавательные УУД:

(осмысление правил изученных на уроке).

Регулятивные УУД:

(освоение знаний приобретенных на уроке).

Коммуникативные УУД:

(умение объяснять свои действия при выполнении задания).

Физкультминутка

Цель: разминка для костно-мышечного аппарата учащихся, позитивный эмоциональный настрой.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки дружно закрываем,

Тихо до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют движения, предложенные в читаемом учителем тексте.

Продолжение работы по теме урока

Цель: учить применять полученные в ходе урока знания. Выделять изученные орфограммы.

Подготовить класс к самостоятельной работе.

Учебник:

Упр. 23 (стр.14)

- Прочитайте слова с изученными буквосочетаниями.

- Какое словарное слово встретилось вам в тексте?

- Какую орфограмму в этом слове надо запомнить?

Работа в тетради.

Самостоятельно выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

(осмысление правил изученных на уроке).

Регулятивные УУД:

(освоение знаний приобретенных на уроке).

Коммуникативные УУД:

(умение объяснять свои действия при выполнении задания).

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Организовать фронтальную работу.

Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого?

Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Сделайте вывод.

Самостоятельная работа.

Участвуют в обсуждении задания, формулируют собственное мнение, аргументируют его.

Выполняют задание.

Осуществляют взаимопроверку.





Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

Личностные УУД:

(умение выслушивать мнение других, осознавать ответственность за свои действия).

Коммуникативные УУД:

(аргументация своего мнения).

Познавательные УУД:

(применение приобретенных знаний).

Подведение итогов урока

Цель: подвести итоги проделанной на уроке работы, оценить свою работу.

- Чему учились сегодня на уроке?

-Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?

-Пригодились ли эти знания при составлении предложений в упр. 22?

- Когда применяем правила?

- Оцените свою работу с помощью светофора.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД:

(самооценка на основе критериев успешности).

Коммуникативные УУД:

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).

Познавательные УУД:

(рефлексия способов и условий действий).



© 2010-2022