- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по окружающему миру 1 класс
Программа по окружающему миру 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мелешникова Л.И. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (2009 г.) Программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М. «Просвещение», 2011 г. Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год. Программа курса «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая взята за основу данной рабочей программы, потому что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программа закладывает основу мыслительного инструментария, необходимого для восприятия явления окружающий мир. Программа последовательно представляет три способа освоения явления мир, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, - любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Цели курса: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства познания и осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса: - формирование уважительного отношения к семье, городу, а также к региону, в котором проживают дети к России, к её природе и культуре, истории; - формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, осознание своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование культуры и компетенции для эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный курс " Окружающий мир " рассчитан на 66 часов (2 ч.в неделю, 33 учебные недели). Учебно-методический комплект
Для учащихся: 1. . А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Учебник. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. 2. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015. 3. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2015.
4. А.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Для учителя: 1. Программа «Окружающий мир». Рабочие программы. 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 г. 2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Методическое пособие. Уроки по окружающему миру. 1 класс. М.: Просвещение, 2012. Основное содержание курса Мы и наш мир (9 ч) Дорога в школу - дорога к открытию мира. Наш мир - это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы - это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир - это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди - творцы культуры. Мир и безопасность. Наш класс (13 ч) Наш класс в школе. Мы в классе - это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа - содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель - наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе - источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них - важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня - разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга - первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня - наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора. Наш дом и семья (15 ч) Мы в семье - это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии - семейная память. Я и члены моей семьи - часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня - соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения унас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка - животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. - соединение образов природы и творчества человека. Ритм жизни в семье - основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице. Город и село (14 ч) Мы в городе, селе - это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей - наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу - чувство, необходимое для счастливой жизни человека. Природа в городе - источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад - царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края - наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк - живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке. Музеи и библиотеки - хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего. Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное. Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе - норма жизни каждого культурного человека. Родная страна (8 ч) Мы в стране - это я и мои соотечественники. Россия - наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва - столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого - норма жизни культурного человека. Семья народов России - наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России - основа мира и согласия в стране. Природа России - основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники. Человек и окружающий мир (5 ч) Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство - молодость - зрелость - старость/утро - день - вечер/весна - лето - осень - зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас - целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир - это красота и добро в жизни природы и человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать: - свой домашний адрес и адрес школы; - правила безопасности при переходе улицы; - правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом; - основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. Учащиеся должны уметь: - различать объекты неживой и живой природы; - различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены; - различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры; - приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.); - рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей; - сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Учебно-тематический план
-
Разделы и темы
Количество часов
Раздел I. Мы и наш мир.
9 Мы и наш мир.
1 Природа. Неживая и живая природа.
2 Культура. Люди - творцы культуры.
2 Природа в творчестве человека. Экскурсия в городской краеведческий музей (музей игрушки).
1 Как мы общаемся с миром. Экскурсия в городской парк «Наблюдение за природой».
2 Мир и безопасность. Опасные и чрезвычайные ситуации.
1 Раздел II. Наш класс.
13 Наш класс в школе. Мы - дружный класс.
2 Опасная ситуация в школе.
1 Учитель - наставник и друг.
1 Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.
2 Что растёт у школы. Экскурсия «Растения около нашей школы».
1 Мир за стеклянным берегом
1 Кто ещё у нас живёт?
1 Какие бывают животные.
1 Делу - время. Потехе - час.
2 Книга - друг и наставник.
1 Раздел III. Наш дом и семья.
15 Мы в семье. Моя семья - часть моего народа.
2 Природа в доме. Комнатные растения у нас дома.
2 Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество
1 Красивые камни в нашем доме.
1 Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе.
2 Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
1 Дикорастущие и культурные растения.
1 Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме
2 Дикие и домашние животные.
1 С утра до вечера.
1
За страницами учебника («Наш дом и семья»).
1
Раздел IV. Город и село.
14 Мы в городе. Красота любимого города. Природа в городе. Что растёт в городе.
4 Мы в селе. Красота родного села.
2 Чудесные цветники.
1 В ботаническом саду.
1 Кто живёт в парке.
1 В зоопарке.
1 Войдём в музей!
1 Мы помним наших земляков.
1 Все профессии важны.
1 За страницами учебника («Город и село»).
1 Раздел V. Родная страна.
8 Россия - наша Родина. Москва - столица России. Мы - семья народов России.
3 Природа России. Охрана природы.
2 Красная книга России. Заповедные тропинки. За страницами учебника («Родная страна»).
2 Раздел VI. Человек и окружающий мир.
5 Взгляни на человека! Я - часть мира.
2 Всему свой черёд. У каждого времени свой плод.
2 За страницами учебника («Человек и окружающий мир»).
1
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива».
-
№ урока, дата
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Гимназический компонент
1.
Мы и наш мир.1 Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы, запомнить условные обозначения. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Создание модели пути.
2. Природа.
1 Различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры.
3. Неживая и живая природа.
1 Различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы.
4. Культура.
1 С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше - теперь; давно - недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений.
5. Природа в творчестве человека. Экскурсия в городской краеведческий музей (музей игрушки).
1 Узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов.
6. Мы - люди.
1 Определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились.
8. Как мы общаемся с миром. Экскурсия в городской парк «Наблюдение за природой».
1 Определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.
9. Как мы общаемся с миром.
1 Контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; умение анализировать репродукции картин.
10. Люди - творцы культуры.
1 Работать в группе; умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.
11. Мир и безопасность. Опасные и чрезвычайные ситуации.
1 Различать основные понятия темы; знать основные правила поведения при возникновении природных опасностей, опасных и чрезвычайных ситуаций
12.
Наш класс в школе.
1 Определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. Расскажи о своем классе.
13. Опасная ситуация в школе.
1 Различать основные понятия темы; знать основные правила поведения при возникновении опасных ситуаций в школе.
14. Мы - дружный класс.
1 Понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; чувствовать принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности.
15. Учитель - наставник и друг.
1 Понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. Ролевая игра «Я - учитель»
16. Природа в классе.
1 Распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных. Растения Рязанской области.
17. Как ухаживать за комнатными растениями.
1 Правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках.
18. Что растёт у школы. Экскурсия «Растения около нашей школы».
1 Различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение.
19. Мир за стеклянным берегом.
1 Знать, что аквариум - целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.
20. Кто ещё у нас живёт?
1 Различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными.
21. Какие бывают животные.
1 Классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы. Животные Рязанской области.
22. Делу - время.
1 Планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
23. Книга - друг и наставник.
1 Понимать необходимость книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом.
24. Потехе - час.
1 Соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.
25. Мы в семье.
1 Различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.
26. Моя семья - часть моего народа.
1 Находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа. Создание проекта о семье.
27. Природа в доме.
1 Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членов семьи.
28. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество
1 Знать о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами.
29. Красивые камни в нашем доме.
1 Различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.
30. Комнатные растения у нас дома.
1 Знать растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений.
31. Выйдем в сад.
1 Различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево - кустарник - травянистое растение».
32. Овощи и фрукты на нашем столе.
1 Классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты - кладовая витаминов.
33. Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
1 Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различать виды круп.
34. Дикорастущие и культурные растения.
1 Отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы. Создаем свой гербарий.
35. Собака в нашем доме.
1 Различать некоторые породы собак; знать основные правила ухода за ними.
36. Кошка в нашем доме.
1 Различать основные породы кошек; знать правила ухода за ними.
37. Дикие и домашние животные.
1 Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; классифицировать животных по признаку «дикое - домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
38. С утра до вечера.
1 Использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме.
39. За страницами учебника («Наш дом и семья»).
1 Использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье.
40. Мы в городе.
1 Понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; образовывать общее название жителей определенного города по его названию.
41. Мы в селе.
1 Понимать взаимную связь людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки - односельчане»; образовывать общее название жителей определенного села (деревни) по его (её) названию.
42. Красота любимого города.
1 Знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности - это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко-культурное значение, эстетическое своеобразие.
43. Красота родного села.
1 Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края.
44. Природа в городе.
1 Усвоить, что природа в городе - это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
45. Что растёт в городе.
1 Различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья.
46. Чудесные цветники.
1 Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям.
47. В ботаническом саду.
1 Знать цели организации ботанических садов, их значимость для человека; любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду.
48. Кто живёт в парке.
1 Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь.
49. В зоопарке.
1 Знать, что зоопарк - это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.
50. Войдём в музей!
1 Понимать необходимости посещения музеев каждым человеком; знать правила поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.
51. Мы помним наших земляков.
1 Знать имена земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); кратко объяснять, почему они удостоились такой чести.
52. Все профессии важны.
1 Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимать важность профессии земледельца.
53. За страницами учебника («Город и село»).
1 Знание имена земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); уметь использовать свой словарный запас.
54. Россия - наша Родина.
1 Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся Российский гимн.
55. Москва - столица России.
1 Уметь по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области).
56. Мы - семья народов России.
1 Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи - на выбор).
57. Природа России.
1 Рассказывать о первоначальных представлениях о разнообразии природы России. Сравнивать природу разных районов Росси с природой своего края.
58. Охрана природы.
1 Знать необходимости охраны природы и своего активного участия в этой работе.
59. Красная книга России.
1 Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона.
60. Заповедные тропинки.
1 Усвоить, что заповедник - это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной.
61. За страницами учебника («Родная страна»).
1 Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи - на выбор).
62. Взгляни на человека!
1 Устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.
63. Всему свой черёд.
1 Приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); знать пословицы об отце.
64. У каждого времени свой плод.
1 Приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине.
65. Я - часть мира.
1 Выражать личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).
66. За страницами учебника («Человек и окружающий мир»).
1 Выражать личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).