- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад
Доклад
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Утяева Л.З. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных учебных действий младших школьников как основы умения учиться
За основу педагогической деятельности мною взята дидактическая система Л. В. Занкова. Эта система обучения направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, основана на идеях педагогики сотрудничества; соответствует моим представлениям о современном образовании. Сегодня цель обучения определяется как процесс формирования умения учиться; включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; целенаправленной организации деятельности учеников; пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смысла образования и смысла порождения); признания ведущей роли учебного сотрудничества. В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, становится актуальным подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (НОО) 2009 г., в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»1. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающее школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УД. Современный человек должен понимать и принимать необходимость учиться в течение всей жизни, а также уметь применять новые знания в собственной практической деятельности. Цель дидактической системы Л.B.Занкова совпадает с общей целевой установкой Стандарта: «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Совпадение целей объясняется общим психолого-педагогическим основанием, каким является, прежде всего, теория Л.С.Выготского, которая включает идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал. На практике необходимо реализовывать главную цель системы - формирование у ребёнка готовности к саморазвитию, обеспечивающему интеграцию личности в национальной и мировой культуре. Судьба любой системы решается на уроке, и представление о той или иной программе может возникнуть только тогда, когда есть возможность реально почувствовать атмосферу урока, проникнуться его проблематикой, услышать живые детские реплики, увидеть неравнодушные глаза учеников. Опираясь на знания о ребенке, полученные специалистами в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики, Л.В.Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних (среда, воспитание, обучение) и внутренних (индивидуальных качеств ребенка) факторов, который следует за обучением. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам - с другой. Развитие понимается как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС НОО как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО». Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и их реализации на практике. Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии с взрослым, так и с ровесником. Основным принципом содержания образования в условиях развивающего обучения является принцип единства обучения и воспитания. Образцы воспитания не задаются извне: воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебной и других видах деятельности, в которых ребенок сохраняет себя как целостность. Такие совпадения являются важными и характеризующими на современном этапе развития образования систему Л.В.Занкова и ФГОС НОО 2009 г.:
- цель образования - развитие личности;
- понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями в обучении;
- понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
- изучение материалов стандарта ФГОС;
- раскрытие возможностей учебно-методического комплекта (системы Л.В.Занкова) для формирования и применения УУД младшими школьниками;
- использование современных технологий для формирования УУД младших школьников;
- широкое применение технологии сотрудничества через такие формы организации учебной деятельности, как работа в группе, в паре, коллективная;
- проведение нестандартных уроков, экскурсий и т. д.
- меняется характер взаимодействия взрослых с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится более серьезным;
- появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка; это предполагает большую ответственность перед учителем и родителями;
- фронтальные формы организации учебного процесса требуют от ребенка серьезного напряжения и концентрации. У него часто отсутствует интерес к таким занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителем. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту ребенка;
- появляется новый, непривычный распорядок дня, и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми углубляют ситуацию.
- личностное действие самооценивания (самоопределения),
- регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Уже в младшем школьном возрасте развиваются Я - концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой). Следствием определения «Я» в указанных формах (самоопределение) является порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру. Ребята легко выражают свое отношение к себе, классу, учителю, семье.
Критерии/
параметры
Я
Мой класс
Мой учитель
Моя семья
очень нравится
нравится
не нравится
При составлении Режима школьного дня, первоклассникам можно предложить чередовать уроки и перемены по желанию. Возможно предпочтение урокам или переменам. Способы построения оценочных взаимоотношений в классе - вот тот мостик, по которому учитель может перевести в учебную деятельность детей, ориентированных прежде всего на отношения. ( Г. А. Цукерман) На фоне неизменно доброжелательного отношения к личности ученика учителю необходимо обучать детей предельно дифференцированной деловой самооценке. Именно поэтому с самого начала обучения в начальной школе, важно приступить к систематической работе по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (уже в 1 классе в режиме без отметочной системы оценивания) как условия для нормального, бескризисного перехода детей из детского сада в начальную школу. В рамках системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова разработана педагогическая технология формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников.2 После каждой письменной работы учитель с ребятами вырабатывают критерии ее оценки. Затем ученики проводят оценку своих работ по этим критериям (шкала самооценки). Вслед за детьми по этим же критериям их работы оценивает учитель. Таким образом, ежедневно сравнивая собственную оценку своей работы с учительской по совместно выработанным критериям, дети осваивают объективные критерии оценивания. Необходимо различать личностную и деловую оценки и овладение деловой самооценкой - вот средства, которые позволяют избежать смешения двух видов сотрудничества: учебной и непосредственно-эмоционального. Шести-семилетний ребенок - хороший имитатор, способный воспроизводить образцы действия, но не способный выделять в образце существенное - то, что надо имитировать, и несущественное - то, что можно и нужно делать по-своему. Это может породить особый тип школьников, которые чрезвычайно старательны и исполнительны, хорошо действуют по инструкции, но теряются в ситуации собственно учебной, когда учитель не дает никаких образцов решения новой задачи, но побуждает детей к поиску самостоятельных решений, к высказыванию предположений. Формирование УУД - это процесс довольно длительный. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. В 5 классе выпускникам начальной школы предстоит оперировать метапредметными УУД. Как легко они смогут встраивать их в разные учебные задачи, зависит от всей работы в период обучения в начальной школе. Наивно полагать, что это умение формируется сразу, одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок при помощи педагога начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия, мышления и так далее. И лишь, овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность, например, применять его на этапе целеполагания, контроля, оценки или собственно решения учебной задачи. Таким образом, формирование УУД проходит ряд последовательных этапов. Каждый характеризуется тем или иным уровнем осознанности ученика в овладении способом действия, мышления, учебной коммуникации и др. Игровые формы сотрудничества никуда не исчезают. Игра становится (при правильной ее организации) незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для ребенка личным смыслом, стали его собственной логикой. Но таким средством служит не любая игра, а специфическая - понятийная игра. Основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период продвижение в учебном материале медленное и по объему незначительное. Ученики как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании. Для изучения процесса формирования УУД нужен свой инструмент. Основные требования к нему:
- должен быть межпредметным;
- позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, так сказать, способом обращения с этим знанием (УУД);
- изучать процесс формирования УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
- формулируются совместно с ребятами цели, в достижении которых они лично заинтересованы;
- предоставляется возможность обучающимся увидеть себя в результате своего труда, реализовать себя в деятельности;
- создаются обучающимся условия для ощущения своей значимости.
- Хочу узнать новое;
- Мне нравится процесс обучения;
- Хожу в школу в хорошем настроении;
- Нравится мой класс. Ввиду того, что уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это побудило разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а коммуникацию рассматривать как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации. Основой решения этой задачи становится ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Содержательным ядром группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. С целью определения уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) рекомендую проводить наблюдения за взаимодействием обучающихся, работающих в классе парами (задание «Рукавички» Г.А. Цукерман), и анализ результатов. С целью выявления уровня сформированности у учеников действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) рекомендую задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже. Метод оценивания - индивидуальная беседа с ребенком. Начальная ступень образования вносит вклад в социально - личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представления об окружающем мире, социальных и межличностных отношений, нравственно - этических норм. Происходят изменения в самооценке ребенка. С целью выявления ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации) рекомендую предложить ученикам выполнение задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006). Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его индивидуальные психологические особенности; активно использовать современные технологии обучения и воспитания, в том числе и информационно-коммуникативные, строить обучение на основе пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. Профессионализм позволит учителю добиваться высоких и устойчивых результатов в обучении и воспитании.
Литература
- Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.-120с.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.- 152с.
-
Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
- Битянова М. Р. Мониторинг универсальных учебных действий: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи//Информационный бюллетень №5, 2011.
- Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. - Самара: Федоров, 2010. - 224с.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Русская энциклопедия, 1998. - 360 с.
- Воронцов А.Б., Заславский В. М, Егоркин С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.-176с.
- Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - Самара: Федоров, 2010. - 215с.
- Жедек П.С. Пути перестройки обучения//Начальная школа. - 1988. -№ 10. - С. 74.
-
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Кларина М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Эксперимент, 1995. - Глава 4. - С. 123-162.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. - М.: Просвещение, 1990. - 95 с.
- Поль Е.В. Вести с открытых уроков //Начальная школа. - 1999. - №7. - С.114 - 117.
- Преодоление трудностей/Под ред. М.И. Омороковой и др. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
- Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь //Учимся общаться с ребенком /Под ред. В.А. Петровского и др. - М.: Просвещение, 1993. - С . 70 -189.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
- Соловейчик С. Человек для человека //1 сентября. Приложение. - 1999. - №53. - С. 16.
- Соловейчик С. Педагогика - наука неточных понятий //1 сентября. Приложение. - 1999. №49. - С.16.
- Соловейчик С. Воспитание желаний //1 сентября. Приложение. - №54. - С.16.
- Соловейчик С. Воспитание желаний //1 сентября. Приложение. - 1999. - №51. - С.16.
- Соловейчик С. Механизмы высоких слов// 1 сентября. Приложение. - 1999. - №52. - С.16.
- Советский энциклопедический словарь. //Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 838.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31с.
- Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
1
2 Воронцов А.В. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М., 2003. - С.303
3 Битянова М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи/Информационный бюллетень №5, 2011. С.2