Доклад

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование универсальных учебных действий младших школьников как основы умения учиться


За основу педагогической деятельности мною взята дидактическая система Л. В. Занкова. Эта система обучения направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности, основана на идеях педагогики сотрудничества; соответствует моим представлениям о современном образовании. Сегодня цель обучения определяется как процесс формирования умения учиться; включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; целенаправленной организации деятельности учеников; пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смысла образования и смысла порождения); признания ведущей роли учебного сотрудничества. В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, становится актуальным подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (НОО) 2009 г., в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»1. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающее школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УД. Современный человек должен понимать и принимать необходимость учиться в течение всей жизни, а также уметь применять новые знания в собственной практической деятельности. Цель дидактической системы Л.B.Занкова совпадает с общей целевой установкой Стандарта: «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Совпадение целей объясняется общим психолого-педагогическим основанием, каким является, прежде всего, теория Л.С.Выготского, которая включает идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал. На практике необходимо реализовывать главную цель системы - формирование у ребёнка готовности к саморазвитию, обеспечивающему интеграцию личности в национальной и мировой культуре. Судьба любой системы решается на уроке, и представление о той или иной программе может возникнуть только тогда, когда есть возможность реально почувствовать атмосферу урока, проникнуться его проблематикой, услышать живые детские реплики, увидеть неравнодушные глаза учеников. Опираясь на знания о ребенке, полученные специалистами в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики, Л.В.Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних (среда, воспитание, обучение) и внутренних (индивидуальных качеств ребенка) факторов, который следует за обучением. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам - с другой. Развитие понимается как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС НОО как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО». Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и их реализации на практике. Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии с взрослым, так и с ровесником. Основным принципом содержания образования в условиях развивающего обучения является принцип единства обучения и воспитания. Образцы воспитания не задаются извне: воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебной и других видах деятельности, в которых ребенок сохраняет себя как целостность. Такие совпадения являются важными и характеризующими на современном этапе развития образования систему Л.В.Занкова и ФГОС НОО 2009 г.:

  • цель образования - развитие личности;
  • понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями в обучении;
  • понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития УУД как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Поэтому необходимо формировать УУД у младших школьников как основы умения учиться. Следовательно, целью будет являться технология формирования УУД младших школьников. Задачами:
  • изучение материалов стандарта ФГОС;
  • раскрытие возможностей учебно-методического комплекта (системы Л.В.Занкова) для формирования и применения УУД младшими школьниками;
  • использование современных технологий для формирования УУД младших школьников;
  • широкое применение технологии сотрудничества через такие формы организации учебной деятельности, как работа в группе, в паре, коллективная;
  • проведение нестандартных уроков, экскурсий и т. д.
Образ будущего образования, создаваемый стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для педагога - это ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями! ФГОС нового поколения задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие «универсальные учебные действия», которые отражают владение учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления и оценки. Овладевая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей. Формирование УУД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность ребенка. На практике работу на образовательный результат ребенка необходимо связывать с передачей ему способов целеполагания, действия, контроля и оценки на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а так же структуры самой учебной деятельности, в которую ребенок научается «вкладывать» освоенные способы или создавать новые под проблемную задачу. Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации - все это становится для педагога предметом целенаправленного формирования и, как следствие, предметом измерения и оценки. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы на соответствующем уровне личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться. В сфере личностных УУД формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность моральной децентрации. В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных УУД выпускники учатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Начиная работу с детьми в 1 классе, необходимо учитывать психолого-физиологические особенности (недостаточное формирование центральных тормозных процессов, высокая утомляемость, слаборазвитая произвольность действий, недостаточное формирование способности к концентрации и переключению внимания, преобладание игровой мотивации) и проблем, с которыми обычно сталкивается ребенок в первые месяцы:
  • меняется характер взаимодействия взрослых с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится более серьезным;
  • появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка; это предполагает большую ответственность перед учителем и родителями;
  • фронтальные формы организации учебного процесса требуют от ребенка серьезного напряжения и концентрации. У него часто отсутствует интерес к таким занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителем. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту ребенка;
  • появляется новый, непривычный распорядок дня, и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми углубляют ситуацию.
С первых дней эффективна организация занятий (Цукерман Г. Введение в школьную жизнь), которые вводят ребят в систему отношений с учителем, ровесниками. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники. Опыт педагогической деятельности показывает, что, приходя в школу, большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье росли и каково их непосредственное окружение. Они верят, что добьются признания в школе и с наивной верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителя и одноклассников. Хорошо, если у ребенка сложится представление о школе, как о месте, где он будет принят весь целиком - со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами. Работу в классе надо строить на доверительных отношениях с детьми и их родителями; организовывать и выстраивать жизнедеятельное пространство (а оно одно у ребенка) исходя из потребностей самого ребенка, детского коллектива. Стараться более полно использовать потенциальные возможности учебной деятельности, которая при правильной ее организации дает колоссальный воспитательный эффект. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстниками тесным образом связано с таким важным элементом учебной деятельности, как учебное действие, которое дает возможность ребенку усваивать общий способ решения целого класса задач. Дети, не владеющие общим способом, могут решать только одинаковые по содержанию задачи. Усвоение общих способов действия требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, требует внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, то есть коллективной деятельности. Необходимо учить детей (из рекомендаций П. С. Жедек ) обсуждению результатов работы в форме учебной дискуссии, в процессе которой взаимодействие строится не на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, а на содержательно направленной самоорганизации участников - то есть на обращении учеников друг другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблем. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется через предпринимаемые им специальные организационные усилия, он задает тон обсуждению, обеспечивает соблюдение правил дискуссии всеми участниками. На уроке дети являются главными действующими лицами, они думают, обсуждают, соглашаются или не соглашаются с учителем и друг с другом, приходят к общему мнению. Поэтому одним из важных условий развития детской любознательности, интереса, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и прочее. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Необходимо создавать условия ученикам для развития рефлексии как способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Систему работы необходимо строить с учетом особенностей выбранного подхода. И такая организация дает положительный результат. Здесь особое место имеет портфолио, наполнение которого осуществляется с начала учебной деятельности. С целью выявления адекватности понимания обучающимися причин успеха/ неуспеха в деятельности рекомендую проводить анализ рефлексивной оценки. При этом оценке подлежат следующие УУД:

- личностное действие самооценивания (самоопределения),

- регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Уже в младшем школьном возрасте развиваются Я - концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой). Следствием определения «Я» в указанных формах (самоопределение) является порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру. Ребята легко выражают свое отношение к себе, классу, учителю, семье.

Критерии/

параметры

Я

Мой класс

Мой учитель

Моя семья

очень нравится





нравится





не нравится






При составлении Режима школьного дня, первоклассникам можно предложить чередовать уроки и перемены по желанию. Возможно предпочтение урокам или переменам. Способы построения оценочных взаимоотношений в классе - вот тот мостик, по которому учитель может перевести в учебную деятельность детей, ориентированных прежде всего на отношения. ( Г. А. Цукерман) На фоне неизменно доброжелательного отношения к личности ученика учителю необходимо обучать детей предельно дифференцированной деловой самооценке. Именно поэтому с самого начала обучения в начальной школе, важно приступить к систематической работе по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (уже в 1 классе в режиме без отметочной системы оценивания) как условия для нормального, бескризисного перехода детей из детского сада в начальную школу. В рамках системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова разработана педагогическая технология формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников.2 После каждой письменной работы учитель с ребятами вырабатывают критерии ее оценки. Затем ученики проводят оценку своих работ по этим критериям (шкала самооценки). Вслед за детьми по этим же критериям их работы оценивает учитель. Таким образом, ежедневно сравнивая собственную оценку своей работы с учительской по совместно выработанным критериям, дети осваивают объективные критерии оценивания. Необходимо различать личностную и деловую оценки и овладение деловой самооценкой - вот средства, которые позволяют избежать смешения двух видов сотрудничества: учебной и непосредственно-эмоционального. Шести-семилетний ребенок - хороший имитатор, способный воспроизводить образцы действия, но не способный выделять в образце существенное - то, что надо имитировать, и несущественное - то, что можно и нужно делать по-своему. Это может породить особый тип школьников, которые чрезвычайно старательны и исполнительны, хорошо действуют по инструкции, но теряются в ситуации собственно учебной, когда учитель не дает никаких образцов решения новой задачи, но побуждает детей к поиску самостоятельных решений, к высказыванию предположений. Формирование УУД - это процесс довольно длительный. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. В 5 классе выпускникам начальной школы предстоит оперировать метапредметными УУД. Как легко они смогут встраивать их в разные учебные задачи, зависит от всей работы в период обучения в начальной школе. Наивно полагать, что это умение формируется сразу, одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок при помощи педагога начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия, мышления и так далее. И лишь, овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность, например, применять его на этапе целеполагания, контроля, оценки или собственно решения учебной задачи. Таким образом, формирование УУД проходит ряд последовательных этапов. Каждый характеризуется тем или иным уровнем осознанности ученика в овладении способом действия, мышления, учебной коммуникации и др. Игровые формы сотрудничества никуда не исчезают. Игра становится (при правильной ее организации) незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для ребенка личным смыслом, стали его собственной логикой. Но таким средством служит не любая игра, а специфическая - понятийная игра. Основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период продвижение в учебном материале медленное и по объему незначительное. Ученики как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании. Для изучения процесса формирования УУД нужен свой инструмент. Основные требования к нему:

  1. должен быть межпредметным;
  2. позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, так сказать, способом обращения с этим знанием (УУД);
  3. изучать процесс формирования УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Выйти на высокий результат в образовательном процессе педагог может только благодаря систематической, постоянной работе над формированием УУД в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные УУД подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а предметные результаты - еще и оценке3. Контрольная работа, даже интегрированная, не отвечает в полной мере предъявленным требованиям. Она хороша как инструмент оценки образовательного результата, но не движения к нему на протяжении четырех лет. Наиболее точное измерение с целью отслеживания и оценки процесса развития УУД дает мониторинг. Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника учебная мотивация. Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только действиями обучающихся, но и их мотивами. (А.К. Маркова) Задача формирования мотивации сложная, но вполне реальная. С самого начала нужно исходить из возрастных особенностей. Но не возраст как стадия созревания определяет мотив, а именно характер деятельности ребенка в системе его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Мотив учения - это направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности. Чтобы говорить о возможных результатах работы обучающегося в системе Л.В. Занкова, необходимо, чтобы у него (у обучающегося) возникла потребность в такой деятельности. Однако наличия мотивов бывает недостаточно, если у обучающегося отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы. Следовательно, кроме потребности, мотивов у обучающегося должна быть цель - осознаваемый результат, на который направлено поведение. С первых шагов школьной жизни необходимо помогать школьникам учиться воплощать свои мотивы через последовательность, систему целей, так как зрелая мотивационная сфера включает и цели. Задача учителя замотивировать обучающихся (А.Б. Воронцов: мотивирование - процесс побуждения к деятельности и общению для достижения определенных целей), то есть затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе учебной деятельности. С этой целью на уроке
  1. формулируются совместно с ребятами цели, в достижении которых они лично заинтересованы;
  2. предоставляется возможность обучающимся увидеть себя в результате своего труда, реализовать себя в деятельности;
  3. создаются обучающимся условия для ощущения своей значимости.
С целью определения уровня сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения в 1 классе рекомендую проводить индивидуальные беседы с обучающимися по методике «Беседа о школе», модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Изучая мотивацию учения и отношения к школе, рекомендую провести письменный опрос учеников:

- Хочу узнать новое;

- Мне нравится процесс обучения;

- Хожу в школу в хорошем настроении;

- Нравится мой класс. Ввиду того, что уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это побудило разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а коммуникацию рассматривать как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации. Основой решения этой задачи становится ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Содержательным ядром группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. С целью определения уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) рекомендую проводить наблюдения за взаимодействием обучающихся, работающих в классе парами (задание «Рукавички» Г.А. Цукерман), и анализ результатов. С целью выявления уровня сформированности у учеников действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) рекомендую задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже. Метод оценивания - индивидуальная беседа с ребенком. Начальная ступень образования вносит вклад в социально - личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представления об окружающем мире, социальных и межличностных отношений, нравственно - этических норм. Происходят изменения в самооценке ребенка. С целью выявления ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации) рекомендую предложить ученикам выполнение задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006). Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его индивидуальные психологические особенности; активно использовать современные технологии обучения и воспитания, в том числе и информационно-коммуникативные, строить обучение на основе пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. Профессионализм позволит учителю добиваться высоких и устойчивых результатов в обучении и воспитании.



















Литература

  1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.-120с.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.- 152с.
  3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

  5. Битянова М. Р. Мониторинг универсальных учебных действий: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи//Информационный бюллетень №5, 2011.
  6. Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. - Самара: Федоров, 2010. - 224с.
  7. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Русская энциклопедия, 1998. - 360 с.
  8. Воронцов А.Б., Заславский В. М, Егоркин С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.-176с.
  9. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - Самара: Федоров, 2010. - 215с.
  10. Жедек П.С. Пути перестройки обучения//Начальная школа. - 1988. -№ 10. - С. 74.
  11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

  12. Кларина М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Эксперимент, 1995. - Глава 4. - С. 123-162.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
  15. Потапова Е.Н. Радость познания. - М.: Просвещение, 1990. - 95 с.
  16. Поль Е.В. Вести с открытых уроков //Начальная школа. - 1999. - №7. - С.114 - 117.
  17. Преодоление трудностей/Под ред. М.И. Омороковой и др. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
  18. Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь //Учимся общаться с ребенком /Под ред. В.А. Петровского и др. - М.: Просвещение, 1993. - С . 70 -189.
  19. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

  20. Соловейчик С. Человек для человека //1 сентября. Приложение. - 1999. - №53. - С. 16.
  21. Соловейчик С. Педагогика - наука неточных понятий //1 сентября. Приложение. - 1999. №49. - С.16.
  22. Соловейчик С. Воспитание желаний //1 сентября. Приложение. - №54. - С.16.
  23. Соловейчик С. Воспитание желаний //1 сентября. Приложение. - 1999. - №51. - С.16.
  24. Соловейчик С. Механизмы высоких слов// 1 сентября. Приложение. - 1999. - №52. - С.16.
  25. Советский энциклопедический словарь. //Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 838.
  26. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31с.
  27. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

1

2 Воронцов А.В. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М., 2003. - С.303

3 Битянова М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи/Информационный бюллетень №5, 2011. С.2


© 2010-2022