Конспект урока по обучению грамоте Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе УМК Школа 2100

Конспект составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2053 г. Москвы Черкасова Маргарита Алексеевна

Тема: Согласный звук [ж], буква Ж.

­Цели:


  • познакомить с согласным звуком [ж], буквой ж;

  • учить дифференцировать звук [ж]

  • формировать навык чтения;

  • обогащать словарный запас детей;

  • продолжить пропедевтическое ознакомление детей с морфемами слова

  • развивать интерес к чтению и желание читать;

  • создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;

  • продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям.

Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь», О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», ноутбук, проектор.










Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний



1. Включение детей в деятельность.

Всем, всем доброе утро!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

- Сегодня к нам пришли Кузя и Корней Корнеевич. Слайд 1

- А почему они пришли и тему нашего урока, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.

1. * На компьютере появляется картинка. Слайд 2

Тут наш... (дом). *картинка дома

- Над домом жужжит жук. *картинка жука

- С ним пчела. *картинка пчелы

-У пчелы жало. *картинка жало

- Пчела жужжи. *картинка

- К дому ведет... (дорожка). *картинка дорожки

- У дорожки растёт жасмин. *картинка жасмина

- Это отдельные предложения или текст? Почему? (Предложения связаны по смыслу, можно дать название)

- Придумаем заглавие. Работа в группе

- Повторить весь текст с заглавием.

2. Постановка учебной проблемы

- Откройте учебники на с. 126-127.

- Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Слайд 3. Назовите её.

- Давайте составим план урока. Слайд 4

План

  • 1. выделяем звук

  • 2. знакомимся с новой буквой

  • 3. чтение слогов

  • 4. чтение слов

  • 5. чтение текста

  • 6. письмо

- Что нового мы узнаем сегодня?


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


  1. Мы отправляемся в гости к тётушке Сове, с чем она нас хочет познакомить.

Слайд 5
Работа в «Букваре» (с. 126).

  1. вспомните слова, которые мы добавляли в текст. Слайд 6
  2. Произнесите их

(Жук, жало, жужжит, дорожка, жасмин) - Какой звук слышится в начале слова? - Произнесите его. - Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, твёрдый.) - Является ли парным по твёрдости-мягкости новый звук? - Подберите слова, которые начинаются с нового звука. - Что теперь мы должны узнать? (Как звук обозначается на письме.)
2) Знакомство с буквой Ж. слайд 7

- Рассмотрите в «Букваре», как выглядит буква Ж.

- Найдите её на ленте букв. - На что похожа буква Ж?


Посмотри-ка, буква Ж На жука похожа, Потому что у неё Шесть жучиных ножек.

Слайд 8

- Какую схему-«человечка» нарисовал художник рядом с новой буквой?

- Почему?

Завершение схем-«человечков». - Раскрасьте наших «человечков». Обратите внимание на синий цвет обоих башмачков у схемы Ж.

- Что нового мы сейчас узнали?

- Чему научились?

2. Работа в прописи (с. 18). Слайд 9 1) Знакомство с написанием строчной буквы Ж. Сравнение печатной и письменной строчной букв Ж. Сравнение со строчной буквой Х. Графический анализ буквы Ж: по краям полуовалы, в центре на­клонная черта. Эти элементы соединены штрихами. Показ буквы учителем на доске с объяснением последовательно­сти написания: - Начинаем писать букву с левого полуовала, как и бук­ву Х, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву С. «Написание» буквы в воздухе Обведение буквы Ж в рамке по светлым линиям и на 1-2-й строчках. Сравнение правильных и ошибочных написаний. - Какие элементы должны быть написаны с одинаковым наклоном (параллельны)? - Сколько таких элементов? - Напишите букву, сохранив параллельность трёх элементов.

2) Самопроверка. «Конкурс красоты».

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре» (с. 126). Чтение слогов и слов с буквой Ж. слайд 10


1) Самостоятельное чтение 1-й строчки слогов. 2) - Произнесите слоги, заменив звонкий согласный [ж] на глухой [ш]. 3) Чтение по вариантам: 1-й вариант читает слоги с [ж], 2-й вариант читает слоги с [ш]. 4) Чтение слов слайды 11-23: Вывод: звук [ж] постоянно твёрдый. Он имеет парный по глухости согласный звук - [ш]. - Подтверждается ли наш вывод, что [ж] - постоянно твёрдый звук? 2. Работа в тетради для печатания (с. 42). Печатание слогов с буквой Ж. Дополнение слогов до целых слов.
3. Работа в прописи. 1) Написание слогов и слов с письменного образца. Сначала дети читают слоги, слова, обозначают соответствующей точкой звуки, про­говаривается способ соединения буквы Ж с другими буквами. Запись слов и слогов. Подчёркивание слов. Выделение звуков. Работа у доски и в тетради

2) - Прочитайте два последних слова. - Назовите звуки в этих словах. - Ка­кими буквами они обозначены?
- Какой звук не соответствует букве? (Слышим после [ж] звук [ы], а пишем букву И.) Выведем правило слайд 24 - Кто из вас слышал про такое правило? (Если дети испытывают затруднение: Сочетание жи надо запомнить. Подчёркивать его в словах будем так: букву безударного гласного звука - одной чертой, а согласного - двумя чертами.) - Напи­шите это буквосочетание. Подчеркните буквы (жи).
3) Написание слов с печатного образца. - Прочитайте слова. - Напишите только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Какие это слова? (Все.) Самостоятельное списывание. Самооценка.
Физкультминутка.


4. Чтение текстов 1) слайд 25

В какую игру играли дети?

2)Слайд 26 О каком времени года идет речь?

Что происходит зимой с природой?


5. Работа в прописи (с. 18). Списывание текста с печатного образца. Чтение, озаглавливание. Чтение и анализ предложений, объяснение правописания «опас­ных» мест. Списывание. Самопроверка.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


ΙV. Итог

- Что нового узнали? 4 4 - Чем необычна новая буква? - Какие уже известные нам знания повторили? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?


V. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.




Конспект урока по обучению грамоте Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж

9

© 2010-2022