Конспект выступления на педсовете по теме Проблемы при переходе на ФГОС второго поколения начального общего образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проблемы при переходе на ФГОС второго поколения начального общего образования

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь

детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое

появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений».

В.А. Сухомлинский

Настоящий период времени характеризуется «бурными » интересными нововведениями в области образовательной политики.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.

Общие.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;(на1. 06.11 не было материально-технического обеспечения УМК Школа 21 века т.е не имели ни программу, ни учебников - составляли сами, используя литературу из интернета, учебники старого образца (содержание которых сильно отличалось от учебников по новым стандартам), обращались за консультацией к педагогам с пилотных площадок (МБОУ СОШ №10,33)). Особенную трудность у нас вызвали составление календарно-тематического планирования по литературе, (уроки слушания), не было хрестоматий , тексты искали в интернете, хрестоматии в продаже появились в ноябре, приобрели только для себя.

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;(все предметники должны работать по данному УМК)

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;(не было курсовой подготовки по УМК школа 21 века), не знали даже содержания учебников, например, в первом классе давалась таблица умножения и деления.

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;(трудности в отслеживании метапредметных результатов, и на данный момент не выработаны критерии отслеживаний)

Системные проблемы .

Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности (у современных детей повышенная самооценка));

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома . Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана УМК школа 21 века, а не школа России) (лит-ра: расходятся тексты);

- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК, логопеда-дефектолога)

- согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Учителя нашей школы не обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения, а просто прослушали обзорный блок различных УМК, содержательная линия не была построена до конца . В 3 классе рус яз - изучение разряда прилагательных, склонение словосочетаний во множ. Числе: во 2 классе рус. яз - способы образования слов, убегающие суффиксы - очень много взято материала из среднего звена, а ученики нач. школы часто не готовы к этому.Теперь можно сказать, что переподготовка учителей должна быть системной. Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д), а не семинары.

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :

- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

- организовать работу по мониторингу формирования УУД;

- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

- может быть, создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов - внимания, мышления, памяти младших школьников ) и т. д.


© 2010-2022