Открытый урок по русскому языку Основа и окончание 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по теме: «Части слова. Окончание и основа»


Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием "основа слова"; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса "Русский язык"

  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах

  • карточки с заданием для самостоятельной работы

п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация, минутка чистописания


- Прочитайте девиз урока (на доске). -Делу время, потехе час. - Как понимаете эти слова? (объясняют смысл пословицы) - Вы готовы к работе на уроке? (-Да!) -Тогда за работу! -В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! -О каком деле идет речь? (оботкрытии нового знания) -Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы ещё не знаем, и постараться открыть это новое) -Начнём урок с минутки чистописания. - Какие буквы спрятались? (Г, П, ф, с, о, х). Пропишем их красиво. Открытый урок по русскому языку Основа и окончание 3 класс


Личностные результаты

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-самоопределение Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками

Познавательные УУД

- анализ образца

Регулятивные УУД

-умение рационально расположить учебные принадлежности на парте, контролировать правильную осанку


2.

Актуализация знаний


- Послушайте загадку: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.

- О чем эта загадка? (о березе)

- Что можете рассказать о слове береза?

(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

- запишите это слово в тетрадь, ,

- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень

Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется. _________ называют символом России. Русь моя, люблю твои _______! _______ воспета в произведениях русских поэтов . О _________ слагали песни. На _________ распустились почки. Под _______ нашли грибок. Что изменили в слове береза?

Познавательные УУД

- анализ, обобщение;

- выполнение действий по алгоритму



3.

Постановка учебной задачи


- Какие слова написали (березу, березы, о березе) Какая часть слова изменилась? Расскажите об окончании. (высказывают….) - У кого были затруднения? Где ошиблись, почему? …….. - Кто справился с заданием, расскажите об этой части слова. - Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает) -Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова) -Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.) Сегодня мы поговорим еще об одной части слова - это основе слова, что это такое? Входит ли окончание в основу слова? - Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)

Регулятивные УУД

- высказывать предположения на основе наблюдений

Познавательные УУД

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной форме


4.

Решение задачи (открытие новогознания)


1.Заполнение таблицы 2.Слайд(карточка№2)

БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ УКРЫЛАСЬ СНЕГА

- Что за запись на доске? - Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод:Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).

- Какое получилось предложение?

БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.
3.Что вы можете рассказать об этой части слова? (Алгоритм) Обращение к алгоритму на доске:

  • Название
  • Место в слове
  • Роль

- Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (то, что у слова меняется) - Как обозначается окончание? (заключается в квадратик) Выделим окончания в записанных предложениях. - Почему окончание получило такое название? (стоит в конце слова) - Какую часть в слове изменили -Для чего она служит?

4.- Обратите внимание на доску. На ней осталась ещё одна часть слова. Как думаете, как называется эта часть слова? (……….???) - Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова?

Что вам помогало выбрать правильное окончание ( вторые слова, вопросы) Выделите (подчеркните по линейке) остальную часть слова. Это основа. Как вы объясните, что такое основа? (это часть слова без окончания). Менялась ли она? (нет)


5. - Входит ли окончание в основу? - Какие части слова входят в основу? - Как думаете, почему эта часть получила такое название? (в основе заключён смысл, значение конкретного слова, а в корне - общий смысл всех однокоренных слов)

- Как графически обозначается основа? На что похож знак основы? (ассоциации, фундамент дома)

6. Выделение основы : коза, подберезовику, осинкой, травы, съехали.

7. На слайде презентации

Основа - это ………часть словаОкончание - это …………. часть слова

Ребята, помогите восстановите правила, используя слова: изменяемая , неизменяемая , служит для связи слов в предложении.




Познавательные УУД

- анализ, обобщение, подведение под понятие




Познавательные УУД

-умение применять ранее полученную информацию


5.

Физкульт-

минутка


На слайде - слово САД, по щелчку появляются другие слова. Если это формы слова, то ученики выполняют хлопок над головой, если - однокоренные слова, то хлопок по коленям (сады, садовник, садик, в саду, около сада, садовый, за садом, посадить, рассада).

Познавательные УУД

-отличать однокоренные слова и формы слов

6.

Закрепление



Карточка №3

Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса Белка

Пушистый хвост у ….. дупло ……………..

Долго выслеживал … увидел……………..

Любовался…… грустил о ………………..

Много сказок о …….. любовался ………………



р/т с.18 упр 2


Познавательные УУД

- извлечение информации из текста;

- постановка и формулирование проблемы;

-анализ, обобщение,подведение под понятие

Коммуникативные УУД

- умение работать в паре;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД- выполнение пробного учебного действия


7.

Самостоятельная работа (закрепление способов действия)


Фронтальная работа с текстом карточка

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

(Разно уровневые задания)

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога). карточка

Регулятивные УУД

- выполнение пробного учебного действия;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;


8.

Рефлексия учебных действий


- Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.

Работа с сигнальными карточками: да - зелёная, нет - красная.

- Окончание - часть речи? (нет)

- Окончание - изменяемая часть слова? (да)

- Окончание входит в основу слова? (нет)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да)

- С помощью окончания образуются новые слова? (нет) Заполнение таблицы

Обозначьте своё настроение цветом:

красным - плохое настроение, ничего не получалось;

жёлтым - было тревожно, возникали затруднения;

зелёным - радостное, работал с удовольствием. - Спасибо вам за работу!

Познавательные УУД

- на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию


9.

Домашнеезадание

По выбору учебник с.102 упр 7 или р/т с.19 упр 3





© 2010-2022