Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 классе Рукотворная жизнь. Школа 2100.Разработка урока окружающего мира в 4 «Б» классе

Тема: Рукотворная жизнь

Цели урока :

Образовательная: познакомить учащихся с понятием искусственного отбора - главного механизма для создания сортов растений и пород животных.

Развивающая : развитие речи, воображения, логического мышления; развитие умения работать с текстом учебника, выделять главное.

Воспитательная: воспитание культуры речи и сотрудничества.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование :

1.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. ( «Человек и природа»).- М. : Баласс; Школьный дом, 2010. ( Образовательная система «Школа 2100»).

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. ( «Человек и природа» ). Учебник в 2 частях.Часть 1. М. : Баласс, 2009. ( Образовательная система «Школа 2100»).

3.Радыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. ( «Человек и природа» ). 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М. : Баласс, 2009.

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы

  • Компьютер

  • Выход в ресурсы сети Интернет на сайты dic.academic.ru и bioleven.blogspot.com

  • Мультимедийный проектор

Формы работы:

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в группе

Цели урока

Минимакс

По 1-й линии развития (умение объяснять мир): познакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода».

По 2-й линии развития (отношение к миру): научиться ценить достижения человека. Минимум: культурные растения, домашние животные, сорт, порода.

Максимум: селекция, искусственный отбор.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

СОТ и ИКТ

Актуализация знаний и проблемная ситуация

  • Ребята, мы начинаем изучать новый раздел. Давайте вспомним, какие знания мы уже приобрели. Выполните задания на с. 67 учебника.





Читают вопросы и отвечают на них.

  1. В нашем организме не очень нужных органов нет. И ни одним из них пожертвовать нельзя. Каждый орган выполняет свою и только ему свойственную работу.

  2. Человека человеком сделал мозг, который был устроен сложнее, чем у обезьян.

  3. Все предметы состоят из веществ.

  4. Продукты питания человек приготавливает, используя различные растения, мясо животных и продукты их жизнедеятельности. Одежду изготавливает из тканей, сотканных из хлопка, льна или искусственных волокон, полученных из нефти. Дома строит из кирпичей, сделанных из глины. Предметы быта металлические, деревянные, пластмассовые. Все это взято из природы.

Познавательные

Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.





Регулятивные

Целеполагание, подведение к теме урока

Педагогика сотрудничества.


  • Почему новый раздел учебника называется «Рукотворная природа»? Что означает слово рукотворная? Какое это слово?



  • Рассмотрите рисунки и выполните задания к ним (с. 67). Чему мы научимся на наших уроках?

  • Слово рукотворная сложное, в нем два корня -рук- и -твор- .Значит, речь пойдет о природе, которую человек сотворил , создал своими руками.

Выполняют задания. Читают рубрику «В этом разделе ты научишься».


  • Прочитайте диалог на с. 68. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

  • Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород домашних животных?

Проблемное обучение


  • Какие у вас гипотезы?

  • Людей на планете стало больше, и пищи им стало требоваться больше, чтобы не зависеть от капризов природы.

Регулятивные

Прогнозирование (выдвижение гипотез).









Физкультминутка

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

  • Что такое природа? Приведите примеры объектов живой и неживой природы, искусственных объектов.

Записывает на доске:

Живые Неживые Искусственные (вещи) ,



  • Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными нужно ухаживать?





  • Чем человек отличается от животных?

Отвечают на вопросы.

  • Природа-это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой - камни, воздух, воду и др. Изделия и вещи, созданные человеком (искусственные объекты): машины, одежда, посуда, мебель, здания и т.п.

  • Дикие животные выживают в природе, так как имеют для этого специальные приспособления, позволяющие им жить в экосистемах, к которым они приспособились (окраска, сливающаяся с окружающей средой, густая шерсть и т.п.). У домашних животных этих приспособлений нет. Выводя домашних животных, человек отбирал их по тем признакам, которые выгодны ему.

  • Человек, прежде всего, отличается от животных разумностью действий, речью, и трудовой деятельностью.

Выполняют движения. Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.

Личностные

Проявление интереса к поставленной проблеме.



Познавательные

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.









Здоровьесбережение

Поиск решения

Задание на с. 68.

Выполняют задание.

  • Для получения продуктов питания и производства кормов выращивают картофель и кукурузу.

  • Для изготовления одежды выращивают лён.

  • Для производства лекарств - микроорганизмы.

  • Для езды и как тягловую силу используют коней.

  • Для украшения жилища разводят цветы и аквариумных рыбок.

  • Для помощи в разнообразной работе используют собак.

Педагогика сотрудничества

Вопросы для обсуждения:

  • Как приспособлены к жизни животные? Растения?



  • Они умеют добывать себе пищу, воду, защищаются от врагов.


  • Чем отличаются дикие животные от домашних? Дикие растения от культурных?

  • Внешним видом, размерами, поведением.


  • Как быстро у диких животных и растений появляются отличия, которые делают их домашними?

  • На это требуется много времени.


  • Могут ли домашние животные самостоятельно жить в природе? А культурные растения?

  • Нет, так как за ними ухаживал человек, они к этому привыкли.


  • Какие качества оценил человек в домашних животных? В культурных растениях?

  • Те, которые требуются самому человеку и которые он будет использовать для собственных нужд.

Максимум.

  • Как человек может вывести растения и животных, которые будут отличаться от своих диких предков? Какие у вас есть гипотезы?

  • Человек может выделить среди диких организмов те, которые отличаются от остальных какими-то признаками. Затем он постарается получить от них потомство, создать этим организмам хорошие условия для жизни. А можно сначала создать условия, продумать, какие качества необходимы, и постараться их добиться.

Регулятивные

Прогнозирование (выдвижение гипотез).

Проблемное обучение


  • Почему дети похожи на родителей?

  • Так проявляется наследственность.



Физкультминутка


  • Что будет, если выбирать для размножения пару будут не сами животные, а человек? (Работа с текстом учебника на с. 71.)

Вывод: человек многие тысячи лет проводил искусственный отбор и вывел различные сорта растений и породы животных. Сегодня этим занимается наука селекция.

Работают с текстом.



Выполняют коррегирующую гимнастику для глаз.

«Зоркие глазки»: глазами рисуют 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки (6-8 раз).

«Стрельба глазами»: двигают глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз (5-6 раз не спеша).

«Письмо носом»: с прикрытыми глазами, используя нос, как длинную ручку пишут или рисуют что-нибудь в воздухе.

Познавательные

Искать и выделять необходимую информацию при работе с текстом учебника.



Здоровьесбережение

Первичное закрепление знаний

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Может ли современный человек обходиться без культурных растений и домашних животных?

  • Какие животные и растения были выведены из диких предков, изображенных на рис. на с.70?


  • «Рукотворная жизнь»



  • Нет.

Выполняют задание.

  • Предком коровы является тур, собаки - волк, домашнего голубя - дикий сизый голубь, арбуза - дикий арбуз.


  • Что дало человеку одомашнивание животных и растений?


  • Возможность разнообразно питаться; возможность заниматься другими делами, не думая о добыче пищи; возможность прокормить большое количество людей; возможность создавать новые вещи.

Самостоятельное применение знаний

  • А сейчас вам представится возможность стать селекционерами.

  • У каждой группы свое задание. (Задание записано на карточке). В своей работе используйте задания в тетради на с.28 и учебник.

Задания:

1 группа. Предложите версию, как у человека могла появиться собака?

2 группа. На какие качества собак надо обращать внимание при выведении сторожевых пород?

3 группа. На какие качества собак надо обращать внимание при выведении охотничьих пород?

4 группа. На какие качества собак надо обращать внимание при выведении декоративных пород?

5 группа. На какие качества собак надо обращать внимание при выведении овчарок?



Выполняют задания.

Личностные

Формирование научного мировоззрения, развитие учебной мотивации.

Творческое отношение к процессу выполнения заданий. Познавательные

Искать и выделять необходимую информацию (работа в группах с текстом и иллюстрациями в тетради);

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные

Умение работать с информацией.

Компетентностно -ориентированное обучение

Индивидуальный и дифференцированный подход

Развивающее обучение

Коммуникативные

Умение: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

аргументировано обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнеров высказывания в устной форме.


  • Подведем итоги.

Презентация работы групп.

1 группа. События могли развиваться так. Древним людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, другие враждебно настроенные люди. Заметив злобный нрав волков, они во время охоты забирали маленьких волчат и приносили в свои жилища. Эти животные постепенно привыкали к жизни вместе с человеком. Вырастая, оставались с ним лишь те, которые были покладистыми и миролюбивыми, защищая жилище человека от врагов.

2 группа. Выводя сторожевых собак, надо обращать внимание с одной на послушание хозяину, и с другой стороны на их свирепость и злость.

3 группа. При выведении охотничьих пород надо отбирать собак, отличающихся отменным обонянием, смелостью, умением обнаруживать дичь.

4 группа. При выведении декоративных пород главными являются внешний вид и добродушный нрав собаки.

5 группа. При выведении овчарок надо обращать внимание на охранные качества собак. Среднеазиатские овчарки не только помогают пасти овец, но и защищают овец от волков. Они злобны, самостоятельны. Колли пасут стада и управляют их передвижением. Им не приходится вступать в схватку с хищниками. Они добры, послушны

Личностные

Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников и учителя.

Регулятивные

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные

Умение слушать других, осознанно строить речевые высказывания.

Иллюстрация

bioleven.blogspot.com



Фотография сторожевых собак

dic.academic.ru/dic.nsf/

bse/133693/%D0%A1%D0%

BE%D0%B1%D0%B0%BA%

D0%B8

Фотография охотничьих собак

dic.academic.ru/dic.nsf/

bse/133693/%D0%A1%D0%

BE%D0%B1%D0%B0%BA%

D0%B8

Фотография декоративных собак

dic.academic.ru/dic.nsf/

bse/133693/%D0%A1%D0%

BE%D0%B1%D0%B0%BA%

D0%B8

Фотография овчарок

dic.academic.ru/dic.nsf/

bse/133693/%D0%A1%D0%

BE%D0%B1%D0%B0%BA%

D0%B8

Итог урока

Самоанализ и самооценка

  • Что нового узнали вы на уроке?



  • Какое задание показалось самым трудным?

  • Самым интересным?



  • Зачем человек одомашнил растения и животных?

  • Одомашненные животные и окультуренные растения сильно отличаются от своих предков Как же люди смогли настолько изменить растения и животных?



  • Как называется наука о выведении новых сортов растений и пород животных?

  • Как появились домашние животные и культурные растения.

Высказывают свое мнение.



  • Чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни.

  • Основной причиной их изменения служит искусственный отбор - выбор и дальнейшее размножение растений и животных, обладающих ценными для человека признаками.

  • Селекция.

Личностные

Готовность оценивать свой учебный труд.

Познавательные

Делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные

Умение слушать других, осознанно строить речевые высказывания.

Педагогика сотрудничества.

Домашнее задание. Чтение учебника (тема 16). Найти загадки о диких и домашних животных. Ответить на вопрос «Почему так много разных сортов растений и пород животных?»

© 2010-2022