- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожемяко Л.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- 1-
Конспект урока литературного чтения .
Учителя начальных классов МОУ гимназии Кожемяко Л.А.
2 класс
Тема: Л.Н.Толстой « Филипок».
Н.В.Маслов «Детство преподобного Амвросия Оптинского».
Цели и задачи:
- учить понимать главную мысль произведения, анализировать поступки героев;
- совершенствовать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас и развивать речь учащихся;
- формировать духовный мир, нравственные принципы;
- воспитывать вдумчивого читателя.
Оборудование:
- учебники литературного чтения для 2 класса;
- тетради по чтению;
- сборники по внеклассному чтению;
- карточки для словарной работы;
- электронная версия фотографий и портретов.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Введение в тему.
( СЛАЙД ТЕМА УРОКА.)
У. Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Л.Н.Толстого для детей и прочитаем рассказ Н.В.Маслова «Детство преподобного Амвросия Оптинского».
Давайте послушаем небольшое стихотворение о писателе, которое написала ученица 4 класса одной из московских школ.
( СЛАЙД ПОРТРЕТ Л.Н.ТОЛСТОГО)
-2-
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Рассказы детские Толстого
Мы с каждым классом любим всё сильней.
Со школьной парты мы его узнали
В те дни букварь читавшие едва.
Но в нашей памяти останутся
Его добром проникшие слова!
У. Ребята, на доске написано высказывание Льва Николаевича, давайте его прочитаем.
( СЛАЙД)
« ВСЁ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА».
Л. Н.Толстой.
У. В конце урока мы с вами должны будем сделать вывод: так ли это, а возможно мы и не согласимся с писателем.
-
Проверка домашнего задания.
У. Какие произведения Л.Н. Толстого мы уже изучили?
У. Какие советы даёт писатель детям в своих рассказах?
У. Детство - самая прекрасная, беззаботная пора в жизни человека, в детстве мы познаём мир, находим друзей.
У. Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого о деревенской школе «Филипок».
Лев Николаевич Толстой прожил долгую, интересную жизнь, любил труд, не стеснялся самой простой деревенской работы. Он считал, что любой труд полезен. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и сам учил деревенских детей по учебникам, которые сам написал. По его Азбуке выучились несколько поколений детей. Толстой очень любил своих учеников, и дети тоже любили своего учителя.
- 3-
У. В то время, почти 100 лет назад, далеко не каждый ребёнок мог учиться в школе. Школа помещалась в простой деревенской избе, где в одной комнате сразу учились несколько классов.
У. В тексте нам встретятся слова:
( СЛАЙД)
СЛОБОДА ПОСТРЕЛЁНОК СЕНИ В СЕНЦАХ БЕДОВЫЙ
У. Кто попробует объяснить значение слов?
У. А где можно узнать точное значение?
У. Откроем словари по закладке.
5.Первичное чтение.
( Читают подготовленные дети).
6. Беседа по тексту.
У. Понравился ли вам рассказ?
У. Чем понравился?
7. Чтение детьми «по цепочке».
8. Работа в группах.
У. Объединяемся в группы . Каждая группа готовит вопросы по тексту.
(дети задают вопросы друг другу)
У. Обратите внимание, как сильно хотел маленький Филипок учиться.
2 ЧАСТЬ УРОКА.
1.Оздоровительная минутка.
У. Ребята, в каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: черная и белая. Очень важно, какую половинку человек откроет в себе больше. Закройте глаза. Представьте, что мы открываем в своём сердце хорошую половинку, она как маленькая белая точка, вот она становится всё больше и больше. Она занимает всё сердце. Откроем глаза. Готовы работать дальше?
- 4-
2. Введение в тему.
У. Сегодня мы познакомимся с рассказом Николая Васильевича Маслова « Детство преподобного Амвросия Оптинского».
Преподобный старец Амвросий жил в монастыре, который находился в Оптиной пустыни.
(СЛАЙД ОПТИНА ПУСТЫНЬ)
Основан монастырь был старцем Оптой на пустом месте в Калужской области. Поэтому он так называется.
( СЛАЙД АМВРОСИЙ)
Амвросий Оптинский в детстве был очень бойкий и весёлый мальчик. Он вспоминал, что родители часто бранили его за поведение. Но учился он очень хорошо. По окончании духовной семинарии, Амвросий даже работал учителем. Однажды он сильно простудился и долго болел. Он дал себе слово, что если поправится, то уйдёт в монастырь, и будет помогать другим людям. Так и случилось: 50 лет прожил преподобный Амвросий в Оптиной пустыни.
У. Ребята, обратите внимание, какое у преподобного Амвросия доброе лицо.
У. В тексте нам встретятся незнакомые слова.
(СЛАЙД СЛОВА ИЗ ТЕКСТА)
ДЬЯК, ДЬЯЧОК- помощник священника, секретарь
ОТРОК- подросток
КЛИРОС- место в церкви для певцов
ИЕРОСХИМОНАХ - монах-священник
У. Может быть кто-то сможет объяснить какое-нибудь слово?
3.Первичное чтение учителем. Стр.39.
Вопросы по тексту.
У. Найдите в тексте ответы на вопросы:
-5-
- Где родился Саша Гренков?
- В честь кого был назван мальчик?
- Когда мы отмечаем день памяти Александра Невского?
4.Самостоятельное чтение детьми.
У. Найдите в тексте, что старец о своей маме?
Какая есть заповедь об отношении к родителям?(Почитай отца и мать своих).
- Кем стал Александр?
(СЛАЙД КЕЛЬЯ)
У. В этом домике жил и принимал людей Старец Амвросий. Л.Н.Толстой, узнав о чудном даре старца исцелять людей, приезжал к нему для беседы. По словам Толстого, старец лечил не только тело, но и душу. Давал добрые советы.
Однажды к нему пришёл молодой человек и пожаловался на сильную боль в руке. Не успел он и рта открыть, как старец спросил: «Зачем мать обидел?»
«Подумай, хороший ли ты сын, попроси у матери прощения и отпустит боль». Так и случилось.
( СЛАЙД СОВЕТ)
У. Преподобный давал советы взрослым и детям, прочитаем совет №3 на стр. 40.
-
Вывод.
У. Мы прочитали и проанализировали два произведения.
Давайте подумаем, можем ли согласиться с высказыванием Л.Н.Толстого?
( СЛАЙД ЦИТАТА)
У. Кто помогает ребёнку в детстве открывать в себе хорошие качества?
-родители
- учителя
- хорошие друзья
У. А что ещё? (книги)
-
Рефлексия.
-6-
У. Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Закончим наш урок отрывком из стихотворения нашей землячки Валентины Дорожкиной.
Друг к другу надо быть добрее.
И тот не прав, кто говорит:
«Чужая радость не согреет,
А боль чужая не болит.
Конечно, если хата с краю-
Всё мимо сердца у таких.
А я людей хороших знаю,
Их больше, больше, чем плохих!
-
Дом. Задание.
Прочитать рассказ «Филипок», разделить на части, план записать в тетрадь.