- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Юный патриот
Программа по внеурочной деятельности Юный патриот
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Байракова Т.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №75» города Оренбурга
-
«Согласовано»
Заместитель директора школы по ВР
__________ Н.В.Рашевская
«__» _______ 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________ Ю.В.Щукина
Приказ № 1
от «__» _______ 2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по гражданско-патриотическому воспитанию «Юный патриот»
Автор-составитель:
Байракова Т.А., классный руководитель
1 «в» класса
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества. Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме. На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры. В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
- нимволику страны, края, села, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование
№ п\п
Тема занятия
Теория (часов)
Практика (часов)
Тип занятия
Вид занятия
Раздел I. Я - гражданин (9ч)
1-3
Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.
1
2
ОНЗ, Р
Беседа, конкурс рисунков
4
Родной край - частица России. Символика края.
1
ОНЗ
Урок - путешествие
5
Мой родной город.
1
ОНЗ
Учебный диалог, презентация учителя
6
Экскурсия «Наша улица».
1
ОНЗ
Экскурсия
7
Я - ученик.
1
ОНЗ
Экскурсия по школе
8
Родной дом и семья.
1
ОНЗ
Беседа
9
Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
1
ОНЗ
Игра
Раздел II. Живые страницы прошлого (7ч)
10
Как жили наши предки славяне.
1
ОНЗ
Урок - путешествие
11
Богатырская наша сила
1
ОНЗ
Урок
12
Русские героические сказки.
1
Р
Викторина
13
Русский солдат сам черт ему не брат.
1
ОНЗ
Учебный диалог
14
Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
1
ОНЗ
Урок
15
Русские полководцы.
А.В. Суворов.
1
ОНЗ
Урок
16
Военные забавы юного Петра.
1
ОНЗ
Учебный диалог, презентация
Раздел III. Прошлое рядом (14ч)
17-20
Путешествие по городам - героям.
4
ОНЗ
Путешествие
21
Город Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы.
1
ОНЗ
Экскурсия
22
История школы
1
ОНЗ
Экскурсия
23
День защитника Отечества.
1
ОНЗ
Устный журнал
24
Проект «Военная летопись нашей семьи».
1
Р
Проект
25
Дети войны.
1
ОНЗ
Урок
26
День космонавтики.
1
ОНЗ
Беседа
27
День Победы.
1
ОНЗ
Урок
28
Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
1
Р
Конкурс
29
Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.
1
Р
Встреча, экскурсия
30
Экскурсия в районную детскую библиотеку.
1
ОНЗ
Экскурсия
Раздел III. Заключение (3ч)
31
Зарничка.
1
Р
Соревнования
32
Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
1
Р
Конкурс
33
Что мы узнали и чему научились за год.
1
Р
Урок
Содержание курса «Юный патриот»
(33 часа)
Раздел I. Я - гражданин (9ч) Занятие 1-3. Тема: Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России. Россия - наша Родина. Москва - столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину. Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов. Занятие 4. Тема: Родной край - частица России. Символика края. Оренбургский край - житница России. Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия. Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот. Занятие 5. Тема: Город Оренбург. Основание города. Достопримечательности города. Музеи города. Цель: познакомить с историей основания города, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями, музеями. Занятие 6. Тема: Экскурсия «Наша улица». Знакомство с улицами родного города. История названий улиц. Правила поведения на улице. Цель: познакомить с историей образования улиц родного города, развивать логическое мышление. Понятия: улица, дом. Занятие 7. Тема: Я - ученик. Я - ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. Понятия: ученик, традиция. Занятие 8. Тема: Родной дом и семья. Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Цель: формирование понятия «я - сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи. Понятие: семья, родословная, труд, отдых. Занятие 9. Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье. Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения. Практическая работа: разучивание народных игр и песен. Понятия: семейная традиция, праздник.
Раздел II. Живые страницы прошлого (21ч) Занятие 10. Тема: Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян. Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности - открытость, доброжелательность. Понятия: предки, друг, заповедь. Занятие 11. Тема: Богатырская наша сила. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения. Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие. Занятие 12. Тема: Русские героические сказки. Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот. Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине. Понятия: герой, патриот. Занятие 13. Тема: Русский солдат сам черт ему не брат. Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки). Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании. Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли. Занятие 14. Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского. Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского. Понятия: полководец, святой. Занятие 15. Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском. Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья. Понятия: сила духа, здоровье. Занятие 16. Тема: Военные забавы юного Петра. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия - морская держава. Нахимовские училища. Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление. Понятия: армия, флот.
Раздел III. Прошлое рядом Занятие 17-20. Тема: Путешествие по городам - героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). Город - герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов - героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах. Понятия: город - герой, защитник. Занятие 21. Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Александровского. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои. Посещение краеведческого музея. Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза. Понятия: война, подвиг, награда. Занятие 22. Тема: История школы Цель: познакомить с историей основания школы. Занятие 23. Тема: День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать. Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность. Понятия: военный, Отечество. Занятие 24. Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи». Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных. Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений. Занятие 25. Тема: Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана. Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения. Понятие: дети войны. Занятие 26. Тема: День космонавтики. Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства. Понятия: космос, космонавт, ученый. Занятие 27. Тема: День Победы. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся. Понятия: ветеран, поклонение. Занятие 28. Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне. Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения. Занятие 29. Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы. Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь. Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан. Занятие 30. Тема: Экскурсия в юношескую библиотеку. Библиотека - хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке. Цель: знакомство с юношеской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг. Понятия: библиотека, выставка, каталог.
Раздел IV. Заключение (3ч) Занятие 31. Тема: Зарничка. Проведение военно-спортивной игры «Зарничка». Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения. Занятие 32. Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе. Занятие 33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания. Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. - 2001, №7.
- Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я - гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Список литературы для учеников и родителей:
- Серия книг «История России». - М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.