• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Фрагменты конспектов уроков по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения на этапе объяснения нового материала

Фрагменты конспектов уроков по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения на этапе объяснения нового материала

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Цель: создать условия, способствующие открытию знаний о правописании разделительного мягкого знака в корне слова.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя или более положениями.

Прием № 2:столкнуть разные мнения учеников практическим заданием.

Тип знания: правило.

Образовательная система «Школа России».

Оборудование:

- учебник русского языка для 2 класса, автор Т.Г.Рамзаева, тетради, таблицы с опорными схемами, образцы для взаимопроверки, индивидуальные карточки с алгоритмом правописания слов с разделительным мягким знаком, листочки с заданиями, иллюстрация леса, рисунки для этапа рефлексии.

Используемая литература:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа. По программе «Школа России»

Ход урока

Эта-пы

уро-ка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вве-де-ние.

Пос-тановка

учеб-ной проб-лемы

1 шаг - создание проблемной ситуации:

- Ребята, отгадайте загадку и запишите отгадку,

каждый сам на отдельном листе.

Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга)

- Далее запишите ещё слова: варенье, воробьи, жильё, крылья.

- Поднимите, пожалуйста, ваши файлы.

Учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску.

2. шаг - осознание противоречия:

- Что вы заметили?

- Сколько мнений в нашем классе? Почему?

- Чего мы с вами не знаем?

3 шаг - формулирование учебной проблемы:

- Какой возникает вопрос?

Вьюга, варенье, воробьи, жильё, крылья.

Мы написали слова по-разному.

Не знаем как пишутся эти слова.

- Как пишутся эти слова?





2. Вос

произведе

-ние (про

гова

рива

ние ново

го зна

ния.


  1. Поиск решения этой учебной задачи:

(Подводящий диалог)

- Выделите корень в словах.

  • Что нам необходимо сделать сначала?


  • Какой буквой обозначаются два звука [й, у]?

  • Какая есть буква, которая показывает, что согласные не сливаются?

- Значит, как надо написать это слово?

  • Прочитайте данные слова: варенье, воробьи, жильё, крылья, вьюга.

  • Какой звук вы слышите после согласного во всех словах?


  • В какой части слова?

  • После каких букв и перед какими буквами пишеться разделительный ь.


  • Сделайте вывод. Где и при каких условиях пишется разделительный ь?

- Сверим наш вывод с учебником.


  • Какой вопрос был в начале урока?

  • Как мы ответим на этот вопрос?


  1. Выражение решения:

-Какова же была тема урока?

Продуктивное задание:

  • Ребята, составьте опорный сигнал по данному правилу.

4. Реалиизация продукта.

Нам необходимо вслушаться в слово, как оно звучит.

Надо провести звукобуквенный анализ.

[ в'й' у г а ]

Буква ю обозначает два звука

Буква Ь.

Вьюга - с разделительным мягким знаком.

При произношении во всех словах после согласного мы слышим звук [ й']

Разделительный ь пишется в корне слова.

Ь - пишется после согласных и перед гласными буквами е, ё, ю, я, и, если в этих словах слышится звук й.

Ь - пишется после согласных.

Перед буквами е ё ю я и, если в этих словах слышится звук й.

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е ё ю я и, если в этих словах слышится [ й']

Дети читают правило на стр. 106

Как пишутся эти слова?

Эти слова пишутся с Ь.

Правописание слов с разделительным Ь.

Согл. Ь е, ё, ю, я, и.

Дети представляют опору учителю и классу.


  1. Реализация продукта - представление продукта учителю и классу.

Ь е, ё, и, ю, я.



Тема: Несклоняемые имена существительные.(4 класс, Рамзаева Т.Г.)

Цель: создать условия, способствующие открытию знаний о несклоняемых именах существительных.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание.

Прием № 4 : дать практическое задание невыполнимое вообще.

Тип знания: факт.

Этапы

урока.

1. Постановка проблемы.

Деятельность учителя.

1 шаг - создание проблемной ситуации

- Подберите синонимы к слову «дорога»?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Просклоняйте 2 слова: путь, шоссе.

2 шаг - осознание противоречия:

- Вы смогли выполнить задание?

- В чём затруднение?

3 шаг - формулирование учебной задачи:

- Какой возникает вопрос?

Деятельность учащихся.

Путь, дорожка, тропинка, аллея, шоссе

Данные слова все имена существительные

Путь, пути, к пути, в путь, путем, о пути

Слово «путь» смогли просклонять, а слово шоссе нет.

Мы не знаем как склоняется слово «шоссе»

Как склонять слово «шоссе».

2. Поиск решения.

Подводящий диалог.

На доске: По шоссе едет машина. Ночное освещенное шоссе видно издалека. В нашем городе построили скоростное шоссе.

- Что заметили?

- Значит, какой мы можем сделать вывод.

- Откроем учебник на стр. 56, проверим наш вывод.

- Какой вопрос был в начале урока?

- Как ответим на этот вопрос?

Ззаметили, что во всех предложениях у слова «шоссе» одинаковое окончание, а падежи разные.

Это слово несклоняемое.

Ученики читают правило.

Как склоняется слово шоссе?

Слово шоссе не склоняется.

3. Выражение решения в новой форме.

- Какова же была тема урока?

-Ребята, в группах подумайте как лучше запомнить эти слова?

Несклоняемые имена существительные.

Памятка, стих, рисунок.

4. Реализация продукта.

Дети читают стихи или показывают рисунки-памятки.

Шоссе, пальто, радио, кино, метро - несклоняемы они.

Учитель читает своё стих-ие:

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алое, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, трюмо, манто,

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!





Тема: Несклоняемые имена существительные. 4 класс, Рамзаева Т.Г., «Школа России».

Цель: создать условия, способствующие открытию знаний о несклоняемых именах существительных.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание.

Приём № 6: 1 шаг: не смогут выполнить правильно практическое задание, сходное с предыдущим; 2 шаг: задание учениками не выполнено, надо доказать.

Тип знания: факт.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Поста

новка пробле

мы.

1 шаг: создание проблемной ситуации.

- Ребята, измените слово поле по падежам: Р.п., Д.п. П.п. и выделите окончания.

- Теперь, измените слово пальто по падежам: Р.п., Д.п., П.п.

2. Шаг: осознание противоречия:

- Вы смогли выполнить задание?

- Давайте проверим.

Прочитай предложения.

1. У пальто меховой воротник. 2. К пальто пришиты красивые пуговицы. 3. мне было тепло в пальто.

- Определите падеж у слова пальто.

- Понаблюдайте, что вы заметили?

- Значит, как вы выполнили задание?

3. шаг. Формулирование учебной задачи.

- Какой возникает вопрос?

Р. п. - поля, ???

Д.п. - к полю. ???

П. п. - о поле, ????

Да, смогли.

1. Р.п. 2. Д.п. 3. П.п.

Окончание у слова пальто не изменяется.

Мы выполнили не правильно.

Как склоняется слово пальто?

2. Поиск реше

ния

- Что заметили в данных предложениях?

- Значит, какой мы можем сделать вывод?

Такие существительные - несклоняемые.

- Сверим наш вывод с учебником.

- Какой вопрос ставили в начале урока?

- Как ответим на этот вопрос?

Во всех предложениях у слова пальто окончание одинаковое, а стоит слово в разных падежах.

- При склонении окончание не изменяется.

Дети читают в учебнике.

Как склоняется слово пальто?

Слово пальто несклоняемое существительное.

3. Выражение реше

ния в новой форме

- Какова же была тема урока?

- Ребята, подумайте как лучше запомнить такие слова?

Несклоняемые имена существительные.

4. Реализация продук

та.

Дети читают стихи или показывают рисунки-памятки.

Шоссе, пальто, радио, кино, метро - несклоняемы они.

Учитель читает своё стих-ие:

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алое, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, трюмо, манто,

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

Дети читают стихи или показывают рисунки- памятки.




© 2010-2022