Рабочая программа по ОРКиСЭ (Основы мировых религиозных культур)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено на заседании

методического объединения

пр. № 1 от 25.08.2014

Принято на заседании

педагогического совета

пр. 1 от 28.08.2014

Утверждено

Директор школы:

пр. № от 28.08.2014


Рабочая программа по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

Модуль: Основы мировых религиозных культур





Составитель: учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Кузьмина Ольга Александровна

















Ст. Алнаши

2014-2015 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно - правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  1. Поручение президента РФ от 02.08.2009г (Пр. - 2009 ВП - П44 - 4632).

  2. Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП - П44 - 4632).

  3. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 13, 14 - в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии изучения ОКР и СЭ проводится по свободному выбору семьи школьника - родителей (законных представителей).

  4. Закон РФ «Об образовании» п.4. ст.14 - изучение ОРК и СЭ осуществляется по выбору семьи школьника и соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразных мировоззренческих подходов в содержании образования.

  5. Закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-Ф3
  6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года), ст. 5 - в рамках курса не предусматривается обучение религии.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКиСЭ с 1 сентября 2012 г.»
Источники составления рабочей программы учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»):
  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики/ Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2010.

Используется учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. - М.: Просвещение, 2010. Программа составлена для учащихся 4 класса МБОУ Железнодорожная ООШ. Особенностью по отношению к ФГОС НОО является то, что учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», один из которых должны выбрать родители или законные представители учащихся. В данном случае был выбран модуль «Основ мировых религиозных культур». Курс не предполагает выставления отметок. Формой отчетности является выполнение и защита творческих проектов. Настоящая рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: • общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Целью изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе является формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи :

  1. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
  2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  3. осознание ценности человеческой жизни;
  4. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  5. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  6. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; понимание значения норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: • общая историческая судьба народов России; • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Основные задачи комплексного учебного курса: • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Логические связи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с остальными предметами (разделами) учебного плана Курс «Основы мировых религиозных культур» является модулем (одним из шести) нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (или «Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Этот предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики , по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом с приглашением родителей (законных представителей) и других родственников учащихся. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти.
При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности. Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены: Взаимные вопросы и задания групп. Взаимообъяснение. Беседа. Интервью. Драматизация (театрализация). Использование информационно-коммуникационных технологий.


Ведущим принципом организации обучения на уроке ОРКиСЭ является системно-деятельностный подход. Учащиеся активно включаются в работу на уроках. Они: - знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур; - изучают основы разных религиозных традиций; - дают определения основных понятий религиозной культуры; - учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь; - учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры; - излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества; - знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России; - учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций; - учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; - учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их; - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение;

- готовят сообщения по выбранным темам (теме).






Рекомендации к домашним заданиям Итак, необходимая для личностного развития ребенка пози­ция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учи­телем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение…).
  • Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
  • Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
  • Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.
  • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Внеурочная работа в рамках изучения курса Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность - экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители. Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий. Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Возможные формы проведения заочной экскурсии:

  • Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
  • Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
  • Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
  • Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Основы религиозных культур и светской этики» по ФГОС НОО выделен в отдельную предметную область. Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа. Уровень обучения базовый. Срок реализации программы - 1 год. Основные содержательные модули курса: • Основы православной культуры • Основы исламской культуры • Основы буддийской культуры • Основы иудейской культуры • Основы мировых религиозных культур • Основы светской этики Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В нашей школе родителями учащихся был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: • общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Главное культурологическое понятие учебного курса - «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип - общность в многообразии, «многоединство» - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия - и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Основы религиозных культур. Культура и религия. Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Возникновение религий. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния, покаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Паломничества и святыни. Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, учение, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «учение», «труд» в разных религиях. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы

Кол-во часов по раб. прогр.

Кол-во часов по гос. прогр.

Практическая часть 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1

Входная диагностика «Тест на толерантность» - 1

2. Основы мировых религий

28

28

Творческая работа - 1

Итоговое тестирование - 1

3. Духовные традиции многонационального народа России

1

1

Экскурсия - 1

4. Подготовка и презентация творческих проектов

4

4

Творческий проект - 1

ИТОГО

34

34

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел, тема

урока

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

сроки

Предметные

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

план

факт


1.

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравствен-ные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия - наша Родина Тест на толер.

Беседа, комменти-рованное чтение, устный рассказ на тему, работа с ил-люстративным материалом, само-стоятельная рабо-та с источниками информации, творческие зада-ния, подготовка творческой бесе-ды с членами семьи. Тест на толерантность (диагн)

Знать, понимать и принимать лично-стью ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной тради-ции многонациона-льного народа Рос-сии. Уметь объяс-нять понятия: Патриот. Государ-ственные символы.

Духовный мир.

Культурные традиции.

Формирование основ российской граждан-ской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Воспита-ние доброжелательнос-ти и эмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и со-переживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регу-ляции своих эмоциональных состояний.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникацион-ных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

2. Раздел 2. Основы религиоз-ных куль-тур (28 ч) Культура и

религия.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллю-страциями, беседа, комментирован-ное чтение, уст-ный рассказ на те-му, самостоятель-ная работа с исто-чниками информа-ции, заполнение таблицы, подгото-вка творческой беседы с членами семьи

Понимать, что такое

религия, культура, ритуалы.

Знать мировые и национальные религии.

Осознавать свою этни-ческую и национальную принадлежность. Фор-мирование образа мира как единого и целост-ного при разнообразии культур, национальнос-тей, религий, воспита-ние доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Воспита-ние доброжелательнос-ти и эмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и со-переживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регу-ляции своих эмоциона-льных состояний.

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3.

Культура и

религия.

4.

Возникнове-ние религий.

Древнейшие верования знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур через беседу, комментирован-ное чтение, устный рассказ на тему; просмотр мультфильма «Легенда о Будде»

Знать основателей религий мира, как начало распростра-няться христиан-ство. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Пантеон. Многобожие. Завет

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Формирование образа мира как единого и це-лостного при разнооб-разии культур, национа-льностей, религий, вос-питание доверия и ува-жения к истории и ку-льтуре всех народов.

Воспитание доброжела-тельности и эмоциона-льно-нравственной от-зывчивости, понимания и сопереживания чувс-твам других людей; раз-витие начальных форм регуляции своих эмоци-ональных состояний.

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

5.

Возникнове-ние религий. Религии мира и их

основатели.

6.

Священные

книги религий мира

знакомятся с опи-санием основных содержательных составляющих священных книг, просмотр мульт-фильмов «Легенда о Будде», «Принц Египта» (Моисей)

Знать, когда появи-лись священные тексты и как они назывались, кто такие хранители предания. Пони-мать и уметь испо-льзовать в речи понятия: Веды, Авеста, Трипитака

Канон. Тора. Биб-лия. Коран. Проро-ки. Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Санг-ха. Ламы

Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- умение осущес-твлять информа-ционный поиск для выполнения учебных заданий

- овладение ло-гическими дейст-виями анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения, классификации, установления ана-логий и причинно-следственных свя-зей, построения рассуждений, от-несения к извест-ным понятиям

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

7.

Священные

книги религий мира

8.

Хранители предания в религиях

мира

Установление взаимосвязи между религиоз-ной культурой и поведением лю-дей, просмотр мультфильма «Принц Египта»

9.

Добро и зло. Возникнове-ние зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

учатся анализиро-вать жизненные ситуации, выби-рать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религи-озной культуры разных традиций;

просмотр мульт-фильма «Самсон и Далила»;

учатся устанавливать взаимосвязь между религиоз-ной культурой и поведением людей через комментиро-ванное чтение, работу с иллюст-ративным матери-алом, просмотр мультфильма «Чудеса Иисуса»

Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Иметь представление о понятиях: молитва, таинства, намаз, мантра.

Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Осознавать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- адекватное ис-пользование рече-вых средств и средств информа-ционно-коммуни-кационных техно-логий для реше-ния различных коммуникативных и познавательных задач

- умение осущес-твлять информа-ционный поиск для выполнения учебных заданий

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

- готовность слушать собесед-ника, вести диа-лог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собствен-ную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

11

Человек в

религиозных традициях

мира

12.

Священные

сооружения.

знакомятся с опи-санием священ-ных сооружений через беседу, комментирован-ное чтение, работу с иллюстратив-ным материалом; просмотр мультфильмов «Чудеса Иисуса», «Апостолы»

Знать, какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Формирование образа мира как единого и це-лостного при разнооб-разии культур, национа-льностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на резуль-тат, бережному отноше-нию к материальным и духовным ценностям.

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- овладение ло-гическими дейст-виями анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения, классификации, установления ана-логий и причинно-следственных свя-зей, построения рассуждений, отнесения к извес-тным понятиям

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

13.

Священные

сооружения

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Изучают основы разных религиоз-ных традиций, просмотр мульт-фильма «Апосто-лы», учатся при-водить примеры явлений разных религиозных тра-диций и светской культуры и срав-нивать их. Подго-товка к театрали-зации рождествен-ского вертепа

Иметь представле-ние о том, какую роль в разных рели-гиях играет искус-ство, какие формы искусства характер-ны для традицион-ных религий Рос-сии. Понимать и уметь использовать в речи понятия: Икона. Каллигра-фия. Арабески. Се-мисвечник. Спосо-бы изображения Будды.

формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- умение осущес-твлять информа-ционный поиск для выполнения учебных заданий

- овладение на-выками смыслово-го чтения текстов различных стилей и жанров, осозна-нного построения речевых высказы-ваний в соответст-вии с задачами коммуникации

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

15.

Искусство в

религиозной

культуре.

16.

Творческие

работы

учащихся

осуществляют по-иск необходимой информации для выполнения зада-ний, готовят сооб-щения по выбран-ным темам (теме), излагают своё мнение по поводу значения религи-озных традиций в жизни людей

Знать и уметь использовать на практике основные понятия курса

Развитие навыков сот-рудничества со взрос-лыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- овладение ло-гическими дейст-виями анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения, классификации, установления ана-логий и причинно-следственных свя-зей, построения рассуждений, от-несения к извест-ным понятиям

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

17.

Презентация

творческих

работ

Защита творческих работ, театрализация рождественского вертепа

Знать и уметь использовать на практике основные понятия курса

Развитие навыков сот-рудничества со взрос-лыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- адекватное ис-пользование рече-вых средств и сре-дств информ-но-коммуникацион-ных технологий для решения разл-х коммуникатив-ных и познава-тельных задач

- готовность слушать собесед-ника, вести диа-лог, признавать возможность су-ществования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою собствен.

18.

Религии

России

знакомятся с раз-витием различных религиозных культур в истории России, учатся сравнивать разли-чные религиозные традиции, явления духовной культу-ры через беседу, коммен-е чтение, работу с иллюст-м материалом. Просмотр: «Мухаммед»

Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви

Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- умение осущес-твлять информа-ционный поиск для выполнения учебных заданий

- овладение на-выками смыслово-го чтения текстов различных стилей и жанров, осозна-нного построения речевых высказы-ваний в соответст-вии с задачами коммуникации

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

19.

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

Изучают основы разных религиоз-ных традиций. Учатся сравнивать различные религи-озные традиции, явления духовной культуры. Дают определения осно-вных понятий ре-лигиозной культу-ры. Просмотр мультфильма «Святые Петр и Февронья»

Иметь представле-ние о ритуалах в христианстве, исла-ме, иудаизме и буд-дизме. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Обряды. Ритуалы. Таинства.

Осознавать личную от-ветственность за свои поступки на основе пре-дставлений о нравстве-нных нормах, социаль-ной справедливости и свободе. Формирование образа мира как едино-го и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

21.

22.

Религиозные ритуалы в искусстве. Паломничес-тва и святыни

Знакомятся с опи-санием священ-ных сооружений и святынь через беседу,комменти-рованное чтение, работу с иллюст-ративным матери-алом. Подготовка творческого выступления на тему «Пасха»

Иметь представление о понятиях паломничество, реликвии, мощи, о главных святынях мировых религий. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Паломничества: хадж, накхор

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

- определение общей цели и пу-тей её достиже-ния, умение до-говориться о рас-пределении ро-лей в совместной деятельности; адекватно оцени-вать собственное поведение и окружающих.

23.

Праздники и календари

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий, знакомятся с описанием религиозных праздников;

Творческое выступление на тему «Пасха»

Иметь представле-ние о главных пра-здниках иудеев, христиан, мусуль-ман, буддистов. По-нимать и уметь ис-пользовать в речи понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Рождество, Пасха. Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган

Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

24.

Праздники и календари

25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

учатся анализиро-вать жизненные ситуации, выби-рать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религи-озной культуры разных традиций.

Групповая работа с источниками информации: уча-ствуют в диспу-тах: учатся слу-шать собеседника и излагать своё мнение

Знать о том, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Притча Бодхисаттва

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Осознавать личную от-ветственность за свои поступки на основе пре-дставлений о нравстве-нных нормах, социаль-ной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравст-венной отзывчивости, понимания и сопережи-вания чувствам

других людей

- овладение спо-собностью прини-мать и сохранять цели и задачи уче-бной деятельнос-ти, а также нахо-дить средства её осуществления

- формирование умений планиро-вать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

- умение осущес-твлять информа-ционный поиск для выполнения учебных заданий

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

27.

Милосердие, забота о сла-бых, взаимо-помощь, социальные проблемы общества и отношение к ним

разных религий.

учатся анализиро-вать жизненные ситуации, выби-рать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религио-зной культуры разных традиций через беседу, комментирован-ное чтение, работу с иллюст-м мате-риалом, работа с толковым слова-рём, работа в мА-лых группах, вы-полнение коллек-тивной творчес-кой работы

Знать о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, и помощи людям.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

28.

Семья, семейные ценности

учатся устанавли-вать взаимосвязь между религиоз-ной культурой и поведением лю-дей, учатся анали-зировать жизнен-ные ситуации, вы-бирать нравствен-ные формы пове-дения через бесе-ду, комментиро-ванное чтение

Знать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Иметь представление о семейных ценностях.

Воспитание доброжела-тельности и эмоциона-льно-нравственной от-зывчивости, понимания и сопереживания чувст-вам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- овладение ло-гическими дейст-виями анализа, си-нтеза, сравнения, обобщения, клас-сификации, уста-новления анало-гий и причинно-следственных свя-зей, построения рассуждений, от-несения к извест-нымм понятиям

- определение общей цели и путей её дости-жения, умение договориться о распределении ролей в совмест-ной деятельнос-ти; адекватно оценивать собст-венное поведе-ние и поведение окружающих.

29.

Долг, свобо-да, ответст-венность, учение и труд.

Итоговое тестирова-ние

Раздел 3. Духовные традиции многонаци-онального народа России

(1 час)

Любовь и

уважение к Отечеству. Патриотизм многонацио-нального и многоконфе-ссионально-го народа России.

Экскурсия

учатся устанавли-вать взаимосвязь между религиоз-ной культурой и поведением лю-дей, учатся анали-зировать жизнен-ные ситуации, вы-бирать нравствен-ные формы пове-дения, сопостав-ляя их с нормами религиозной куль-туры разных тра-диций. Учатся то-лерантному отно-шению к предста-вителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Иметь представле-ние о долге, свобо-де, ответственнос-ти, труде. Знать, по-нимать, что Отечес-тво, семья, религия - основы религиоз-но- культурных традиций многона-ционального наро-да. Понимать и уметь использовать в речи понятия:

Отечество. Любовь. Уважение. Патрио-тизм. Великая сила нравственности. Народ

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

- готовность слушать собесед-ника, вести диа-лог, признавать возможность су-ществования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою собствен.

- определение общей цели и пу-тей её достиже-ния, умение до-говориться о рас-пределении ро-лей в совместной деятельности; адекватно оцени-вать собст-е по-ведение и окруж.

30.

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий


31.

Раздел 4. Подготовка и презента-ция творче-ских проек-тов (4часа) Подготовка творческих

проектов (2ч)

осуществляют по-иск необходимой информации для выполнения зада-ний; участвуют в диспутах: учатся слушать собесед-ника и излагать своё мнение; гото-вят сообщения по выбранным темам

Выступают публи-чно с презентаци-ей проектов, монологически высказываются, отвечают на воп-росы, дают опре-деления основных понятий религиоз-ной культуры

Знать и уметь использовать на практике основные понятия курса

Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни-

ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

- готовность слушать собесед-ника, вести диа-лог, признавать возможность су-ществования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою собствен.

- определение общей цели и пу-тей её достиже-ния, умение до-говориться о рас-пределении ро-лей в совместной деятельности; адекватно оцени-вать собст-е по-ведение и окруж

32.

33.

Презентации творческих

проектов

Знать и уметь использовать на практике основные понятия курса

34.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения курса «Основы мировых религиозных культур» ученик должен: знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование класса:

- ученические столы и стулья (комплект);

- уительский стол;

- шкафы для хранения учебных пособий;

- настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- ноутбук;

- проектор;

- интерактивная доска,

- принтер,

- сканер,

- ксерокс,

- цифровой фотоаппарат.

Экранно-звуковые пособия:

- электронное пособие к модулям курса ОРКиСЭ «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»;

- материалы для учителя с курсов ИПК и ПРО ОРКиСЭ;

- сборник мультфильмов на духовно-нравственную тематику, содержащий видеофайлы:

- История о Будде (Легенда о Будде);

- Принц Египта (Моисей);

- Самсон и Далила;

- Чудеса Иисуса;

- Обетование Пасхи;

- Апостолы;

- Мухаммед;

- Сказание о Петре и Февронье;

- Просто так;

- о Барашке.

- Мультимедийные презентации:

- Библия и Евангелие;

- Бог и человек в Православии;

- Вера и мужество;

- Возникновение религии;

- Добро и зло;

- Заповеди;

- Заповеди блаженств;

- Зачем творить добро;

- Защита Отечества;

- Искусство в религиозной культуре;

- Культура и религия;

- Милосердие;

- Монастырь;

- Не убей;

- Отношение христианина к природе;

- Пасха;

- Первое знакомство с православным храмом;

- Подвиг;

- Православие о Божием суде;

- Православное учение о человеке;

- Проповедь Христа;

- Священные сооружения;

- Совесть и раскаяние;

- Таинство Причастия;

- Хранители преданий;

- Христианская семья;

- Христос и его Крест;

- Человек в религиозных традициях мира;

- Чудо в жизни христианина.

- Аудиозаписи:

- Анна Пиркова - Яко с нами Бог…

- Архидиакон Роман Тамберг - Духовные канты;

- Архидиакон Роман Тамберг - Господи, помилуй;

- Архиерейский хор Нижегородской епархии - Господи, помилуй;

- Асадов - Россия начиналась не с меча…

- Валерий Малышев - Господи, помилуй;

- Добрым быть совсем не просто;

- Ершовы Л. и С. - Дом, в котором мы живем;

- Жанна Бичевская - Господи, помилуй;

- Михайловы - Житейское море;

- Молись, дитя…

- Отче наш;

- Свят, свят, свят…

- Семейный клуб «Рождество» - Дом, в котором живем…

- Служить России…

- Солнечный круг.

- Копылова Светлана - песни-притчи:

- Близнецы,

- Брошенный камень,

- Гвозди,

- Кисточка в Божьих руках,

- Морские звезды,

- На мосту

- Окно,

- Последний лист,

- Про кота,

- Следы на песке.

Основная литература

Учебно-методический комплект

Программа

Учебник

Раб-я тетр. для учащ.

Методическое пособие для учителя

Методическое пособие для родителей Программы общеобразовате-льных учрежде-ний. 4-5 классы. Основы религи-озных культур и светской этики/ Данилюк А.Я. - М.:Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской эти-ки. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. для об-щеобразоват. учрежде-ний / А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. - М.: Просвещение, 2010.

Интер-нет-ресур-сы

Основы религиозных куль-тур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В.Гло-цер и др.]; под ред. В.А. Тиш-кова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./

  2. А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.

Нормативные документы

  1. Закон РФ «Об образовании» п.4. ст.14 - изучение ОРК и СЭ осуществляется по выбору семьи школьника и соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразных мировоззренческих подходов в содержании образования.

  2. Закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-Ф3
  3. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 13, 14 - в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии изучения ОКР и СЭ проводится по свободному выбору семьи школьника - родителей (законных представителей).

  4. Поручение президента РФ от 02.08.2009г (Пр. - 2009 ВП - П44 - 4632).

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
  6. Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП - П44 - 4632).

  7. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКиСЭ с 1 сентября 2012 г.»
  8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года), ст. 5 - в рамках курса не предусматривается обучение религии.
  9. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;

Дополнительная литература Античная мифология. Энциклопедия/ сост. А. Лактионов/ интернет-ресурсы Буддизм. Энциклопедия/ сост. А. Лактионов/ интернет-ресурсы Индийская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы Ислам классичекий. Энциклопедия/ сост. А. Лактионов/ интернет-ресурсы Китайская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы Русская мифология. Энциклопедия/ сост. Е.Л. Мадлевская/ интернет-ресурсы Скандинавская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы Энциклопедия: Кельтская мифология/ CELTIC MYTHOLOGY Публикуется с разрешения издательства Geddes & Crosset/ Перевод с английского С. Головой и А. Голова. - М.: Эксмо, 2002. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы Японская мифология. Энциклопедия/ сост. Н. Ильина/ интернет-ресурсы

Источники Рыбаков Б.А. - Христианство и язычество// Хрестоматия (Тексты по истории России)/ сост. Л.Я. Аверьянов// интернет-ресурсы. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие / сост. Г. А. Гончаров [и др.]. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ На уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» применяются безотметочные формы проверки ЗУН. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации. Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы. Достижения учащихся оцениваются учителем лишь в устной форме. Фронтальный опрос проводится в форме беседы-диалога, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Диагностическая часть.

В течение года планируется провести 4 диагностических работы. Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования. Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17). Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме тестирования, а затем защиты творческих проектов учащихся.





















































Приложение


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входная диагностика. Тест на определение уровня толерантности. Пояснение: тестирование проводится с целью определения уровня толерантности для дальнейшей коррекционной работы. Можно считать это качество сформированным, если учащиеся наберут 6 баллов. Ключ: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-А; 8-Б.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным.

1. Для того чтобы люди не убивали друг друга:

А) Нельзя ничего сделать - так будет всегда!

Б) Нужно понимать, почему они это делают.

2. В школе говорят о толерантности и терпимости:

А) Это тебя не интересует.

Б) Ты хочешь узнать об этом побольше.

3. Когда тебя обижают:

А) Ты обижаешь в ответ.

Б) Ты стараешься уйти от этого.

4. Друг сделал тебе что-то плохое:

А) Ты мстишь ему.

Б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях других народов, которые пострадали:

А) Ты об этом услышал и забыл. Б) Ты ищешь возможность для того, чтобы помочь им.

6. Человек другого цвета кожи - это:

А) Друг

Б) Враг

7. В классе появился чернокожий мальчик:

А) Тебе хочется подружиться с ним.

Б) Ты постоянно подшучиваешь над ним.

8. Дружба с чукотской девочкой:

А) Фу, она не такая, как я.

Б) Интересно узнать о ней побольше.


Итоговое тестирование по курсу Пояснение: тестирование подводит итоги изучения курса. Исходя из ответов ребят на первые три вопроса учитель может сделать вывод об эффективности своей работы, о достижении основных целей обучения. Если не менее 75 % учащихся ответили да (или чаще всего, наверное, смотря с кем) на эти три вопроса, можно сделать вывод об эффективности работы педагога в отношении воспитательных задач курса. Если в заданиях 4-15 все учащиеся ответили верно более чем на половину вопросов, можно сделать вывод об эффективности работы педагога в отношении образовательных задач.

  1. Понравилось ли тебе изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
А) да б) нет в) иногда г) чаще всего
  1. Как ты думаешь, сделал ли курс тебя добрее к окружающим людям?
А) да б) нет в) наверное
  1. Хочется ли тебе побольше узнать и дружить с ребятами другой национальности и вероисповедания?
А) да б) нет в) смотря с кем
  1. Сколько народов проживает на территории России?

А) один б) около десяти в) более ста г) почти тысяча

  1. Какие религии относят к мировым?
А) индуизм, шаманизм, ведизм Б) буддизм, христианство, ислам В) православие, католицизм, протестантизм Г) буддизм, христианство, иудаизм
  1. Какие религии называют авраамистическими?
А) индуизм, шаманизм, ведизм Б) буддизм, христианство, ислам В) православие, католицизм, протестантизм Г) иудаизм, христианство, ислам
  1. Соотнесите религии и их основателей:
  1. Буддизм а) Иисус Христос
  2. Христианство б) Моисей
  3. Иудаизм в) Мухаммед
  4. Ислам г) Будда

1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

  1. Соотнесите религии и их священные книги:
1) Буддизм а) Библия 2) Христианство б) Тора 3) Иудаизм в) Коран 4) Ислам г) Трипитака

1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

  1. Соотнесите религии и их священные сооружения:
    1. Буддизм а) храм
2) Христианство б) синагога 3)Иудаизм в) мечеть 4)Ислам г)ступа (пагода)

1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

  1. Как звучит «золотое правило морали»?
А) не сотвори себе кумира Б) во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, и вы поступайте с другими В) око за око, зуб за зуб Г) не делай другому того, чего себе не желаешь
  1. Выберите в списке ценностей самые важные для всех религий России:
  1. Трудолюбие
  2. Милосердие
  3. Практичность
  4. Семья и брак
  5. Уважение к старшим
  6. Богатство (деньги)
  7. Власть (сила)
  1. Как называются каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, данные Богом Моисею?
А) минареты Б) ступы В) скрижали Г) танах
  1. Выберите дату официального принятия ислама в Волжской Булгарии:
А) 922 г. Б) 988 г. В) 1113 г. Г) 1054 г.
  1. Выберите дату официального принятия христианства в Древней Руси:
А) 922 г. Б) 988 г. В) 1113 г. Г) 1054 г.
  1. Какой князь крестил Русь?
а) Рюрик б) Игорь в) Святослав Игоревич г) Владимир Красное Солнышко

Примерные темы творческих работ и проектов. 1 «Мое отношение к миру» 2 «Мое отношение к людям» 3 «Мое отношение к России» 4 «С чего начинается Родина» 5 «Герои России» 6 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)» 7 «Мой дедушка - защитник Родины» 8 «Мой друг», 9 «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) 10 «Россия - родина моя» 11 «Всюду добрые люди вокруг» 12 «Я хочу рассказать об одном добром человеке» 13 «Добро и зло в русских народных сказках» 14 «Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро» (по выбору) 15 «Добродетель и порок в сказке А. Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». 16 «Вот что значит настоящий, верный друг» 17 «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Антуан де Сент - Экзюпери)» 18 Книжка-комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться» 19 Сценарий инсценировки-миниатюры «Страшная сказка, или один день без «золотого правила нравственности». 20 Рассказ «Случай из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость или милосердие». 21 Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности». 22 Диалог «Спор верующего и атеиста, заканчивающийся примирением». 23 Неразлучная пара: правило этики и норма этикета. 24 Мини-спектакль: правила этикета вчера, сегодня, завтра. 25 Свод правил на каждый день.


© 2010-2022