Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Минина Т.А. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: - создать условия для знакомства детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей;
- способствовать запоминанию названия букв и порядка букв в алфавите;
развитию умения пользоваться алфавитом.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- самоопределение и смыслообразование.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
- добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- договариваться с людьми: выполняя работу в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Формируемые УУД
1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
- Посмотрите на плакат. Кто знает, что здесь написано?
- Как по - другому можно ещё назвать?
- О чём будем говорить сегодня на уроке?
После ответов детей переворачиваю тему на солнышке «Русский алфавит, или Азбука»
Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока. - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П);
2. Построение проекта по открытию нового знания.
Предлагает список вопросов, которые помогут добраться до солнышка, и просит расположить их по порядку на ступеньках подъёма к солнцу (один вопрос лишний):
Что такое алфавит? Для чего нужен алфавит? Как пользоваться алфавитом? Чем звук отличается от буквы?
- Почему не взяли вопрос: чем звук отличается от буквы?
- Карточки с видами нашей работы на уроке расположите возле вопросов на ступеньках.
!, ?, смайлики (грустный, веселый, думающий), карточка с изображением ручки, Д/З.
Выбирают нужные вопросы, которые помогут добраться до солнышка, т.е. до темы урока; располагают по порядку.
Объясняют, рассуждают.
Располагают карточки, обсуждают.
Личностные: высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план действий при обработке способа. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Коммуникативные: совместно с учителем сформулировать цель.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите ещё раз на плакат с алфавитом. Выскажите предположение: что такое алфавит?
- Где мы можем себя проверить?
- Давайте, с помощью учебника, повторим правильное название букв.
- Сколько всего букв в русском алфавите?
- Какие 2 буквы не обозначают звуков?
- Кто - нибудь из вас знает: откуда произошло слово «азбука», «алфавит»? Где мы можем об этом узнать? Как предлагаете поработать?
Высказывают предположения.
Читают правило в учебнике, проверяют свои предположения, называют правильно буквы.
Отвечают на вопросы, определяют форму работы.
Личностные: что я знаю, что я могу
Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные: знакомство с новыми научными терминами, умение извлекать нужную информацию.
4. Выявление места затруднения.
- А для чего нужны буквы?
- Для чего же нужен алфавит?
Рассуждают, приводят примеры из своего жизненного опыта.
Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения на решение проблемы.
5. Выход из затруднения в ходе реализации лингвистического исследования.
Предлагает поработать с толковыми словарями в конце учебника и школьными.
Пробуют поработать со словарями, делают вывод.
Личностные: высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.
Регулятивные: проверка гипотез.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: учиться подтверждать аргументы фактами; организовывать учебные действия.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Посмотрите на с. 54 учебника: какое упражнение поможет запомнить расположение букв русского алфавита? (упр. 4)
- Многие из вас в начале урока говорили, что алфавит нужен для чтения. Предлагаю выполнить упр.3 на с.53.
- Почему хорошо уметь читать?
Работа со словарным словом «хорошо» с использованием диска к учебнику.
Выбирают упр., аргументируют ответ, определяют форму работы.
Выполняют упражнение, задания на интерактивной доске.
Личностные: уметь применять полученные знания, объяснять свою точку зрения.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные: умение структурировать знания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагает задание на интерактивной доске: расположите слова (буква, класс, школа, азбука, ученик) в алфавитном порядке.
Самостоятельное выполнение упражнения с проверкой на интерактивной доске.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Раздаёт карточки: справа - отрывки из произведений писателя, слева - фамилии авторов. - Соедините линией фамилию автора с произведением. Как будем себя проверять?
- Пронумеруйте фамилии авторов в порядке следования по алфавиту.
Обсуждают способ проверки, выполняют задание.
Выходят парами к интерактивной доске и предлагают свой вариант ответа.
Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
9. Подведение итогов.
- Для чего нужно знать алфавит?
- Что такое алфавит?
- Чему бы ещё хотели научиться?
Предлагает посмотреть тему следующего занятия.
Отвечают на вопросы учителя, делают предположения на следующий урок.
Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
10. Рефлексия.
- Закончи предложения:
Сегодня я узнал….
Я понял, что….
Я научился (ась)….
У меня получилось….
Мне захотелось….
Мне ещё надо поработать….
Раскрасить смайлики.
Дополняют предложения, раскрашивают смайлики: красный - радость, зеленый - задумчивость, не все получалось, синий - грусть.
Личностные: саморефлексия
Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.