Обобщение опыта учителя начальных классов, презентация

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из обобщения опыта работы учителя начальных классов по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»

Обобщение опыта учителя начальных классов , презентация

В наше время очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
В связи с этим понятен интерес школы к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка и созданию условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помощи ребенку в духовном и творческом самовоплощении.
Значимость данной направленности в современном образовательном пространстве сыграла свою роль в выборе моей проблемной темы «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся». Цель данной работы: рассмотрение способов применения различных вариантов творческих заданий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.Из обобщения опыта работы учителя начальных классов МБОУ Красновской СОШ Поповой Л. Н. по теме
«Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся» (слайд 1-2)
В наше время очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
В связи с этим понятен интерес школы к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка и созданию условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помощи ребенку в духовном и творческом самовоплощении.
Значимость данной направленности в современном образовательном пространстве сыграла свою роль в выборе моей проблемной темы «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся». Цель данной работы: рассмотрение способов применения различных вариантов творческих заданий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся. (слайд 3)
Для реализации цели мною решались следующие задачи:
произвести изучение психолого-педагогических информационных источников по данной проблеме;
рассмотреть сущность понятий «творчество» и «способности», многообразие способностей;
ознакомиться с современными методиками построения уроков с применением творческих заданий;
разработать серию уроков и мероприятий с использованием творческих заданий, развивающих различные индивидуальные способности.Для эффективного разрешения поставленных задач работы мною была использована совокупность методов педагогического исследования: изучение школьной документации, методы теоретического анализа педагогических идей изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование, беседа, изучение специальной литературы, самооценка, разные оценки.
Современный уровень науки позволяет определять способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.
Способности человека как индивида проявляются как свойства функциональных систем, реализующих основные психические познавательные и психомоторные функции, данные ему от рождения. (слайд 4)
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Путем развития операционных механизмов природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Таким образом, развиваются специальные способности человека.
Способности человека как личности - это свойство личности, имеющие индивидуальную меру выраженности и определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности.
Высшим уровнем личностных способностей являются духовные способности человека. Условием развития духовных способностей является рост диапазона сознания. Постепенно личностная способность человека становится духовной.
В младшем школьном возрасте дети овладевают новой жизненной позицией, приобщаются к богатствам культуры и науки в учебной деятельности. Через образы действий и поступков, выработанных человечеством, ребенок продолжает отрабатывать грани человеческой души.
Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуальных решений умения реализовать своё «я».
Назовем несколько чрезвычайно важных условий успешного развития творческих способностей, вытекающих из самого характера творческого процесса, выдвинутых Б. Никитиным:
окружение ребенка как можно раньше такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;
применение максимального напряжения сил: способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает свой «потолок» все выше и выше;
ребенку нужно предоставить возможность в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и так далее;
ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, но не подсказка! (слайд 5)Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников. Так, для формирования у детей младшего школьного возраста мотива к познанию мира часто использую проведение:

экскурсий, прогулок, походов;
интеллектуальных конкурсов;
исследовательских и творческих проектов;
викторин по различным областям знаний;
доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
дидактических игр. Экскурсии, прогулки, походы формируют мировоззрение учащихся, развивают наблюдательность, дают заряд положительной энергии. Только за этот учебный год нами совершено 10 экскурсий, направленных на понимание учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры населения донского края.
Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений, литературных героев и т.д. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
Игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе, а также решать проблемные ситуации. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Учащиеся с удовольствием участвуют в интеллектуальных играх: «Своя игра», «Умники и умницы», «Стремление к высоте», «Знатоки русского языка», «Ты - мне, я - тебе» и т. д.
Например, при проведении интеллектуальной игры «Знатоки орфографических задач» во 2 классе не только обобщались знания о способах решения орфографических задач в корнях родственных слов и закрепились практические умения в нестандартных игровых формах, но и развивалось умение мобилизовать себя на решение поставленных задач: выбрав уровень сложности, узнать слова с безударными гласными в кроссвордах, определить, какой буквы не хватает, расшифровать ребусы и записать слова в тетрадь с «забытой» орфограммой.
Большое значение для самореализации творческих способностей обучающихся имеет участие и победы в конкурсах и фестивалях различных уровней (от школьных до всероссийских): «Дары Осени», «Мастерская Деда Мороза», «Звёздный час», «Русский медвежонок», «Старт» и т.д. (слайд 6)
Такие игры развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Могут возникнуть определенные опасности и трудности в игровых подходах:
-превращение игры в соревнование;
-межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность);
-доминирование (попытка навязывания взглядов);
-излишняя эмоциональность;
-формализм и имитация творчества;
-большие временные затраты;
-нарушение участниками установленных правил Чтобы все эти формы работы были успешны, соблюдаю некоторые правила:
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет оборудования или введения новых правил. Полезно так же привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, создадут новую, будут играть во внеурочное время.
Самое главное заключено в том, что творчество, как говорят представители современной трансперсональной психологии К. и Н. Роджерс, - это «выражение себя» и даже «усиление себя». Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках - необходимое, особенно сегодня, направление в педагогической деятельности.
При подготовке к участию в конкурсах проводится большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических задач и заданий. Из приведенного анализа видно, (слайд 7) без сомнения, что такая работа влияет и на активизацию познавательной деятельности, и на повышение творческого потенциала детей.
Выставка «Разноцветный мир» (диаграмма)
Интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок» (диаграмма)
Способствуют развитию творческих способностей и концептуальные положения предметных курсов. Например, содержанием урока «Литературное чтение» является самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Формы и организации учебной деятельности, применяемые мной на уроках различны:
разные виды анализа текста;
творческие пересказы (например, с изменением лица рассказчика, концовки произведения);
дописывание сюжета;
рисунок (в том числе устное словесное рисование);
сочинение (в том числе творческие), фантограммы;
инсценирование, театральные постановки, диафильмы;
дидактические игры.Так, например, после чтения сказки Б.Шергина «Рифмы» можно поиграть в рифмы, используя игру «Доскажи словечко». Большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам. Приведение подобных двух игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Конечно, стихи эти очень разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но ведь главная задача - это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение поэтических разборов и обсуждений.
Все свои лучшие достижения дети помещают в свою творческую копилку - «Портфолио ученика». Со временем, на литературной странице станут появляться новые стихи, сказки, рассказы, сочинения, а дети становятся более любознательными. Так, например, прочитав сказку «Пусть будет и соловей и жук» дети рассуждали о том, кто из героев им больше нравится. Рассмотрим несколько примеров.
Из героев сказки «Пусть будет и соловей и жук» мне больше всего понравилась девочка. Она поступила мудро. И жук, и соловей нужны в природе. Они поссорились напрасно. В мире нужно дружить со всеми. (Наташа С.)
Я прочитала сказку, в которой девочка пыталась примирить жука и соловья. Мне нравится эта девочка, потому что она добрая и хочет, чтобы добрыми были и другие. (Аня К.)
Эти работы доказывают, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он бы не избрал в будущем. Результаты учебной деятельности отражены и в контрольных работах. Но главный результат во внутренних личностных духовных изменениях учеников-читателей.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся - цель работы над проектами в начальной школе, поэтому значительное место в моей работе отводится проектной деятельности учащихся.
Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в школьном образовании - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств как учителя, так и учащихся.
Проектная деятельность ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Внеурочную деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства, чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали, отстаивали свои «открытия». Формулирую вопросы проблемного, обобщающего характера, которые вызывают потребность в познании, подразумевают вариативность ответов. Так, при проведении занятий клуба «Юные математики», «Умки» регулярно использую системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных интересов и способностей, на расширение математического кругозора школьников. Опираюсь на знания, которые уже есть у ученика. Ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное. Традиционными уже стали такие формы работы, направленные на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала, как «Осенняя разминка» и итоговые олимпиады, открытые интеллектуальные марафоны, чемпионаты класса по игре в шашки, судоку, морской бой, крестики-нолики, творческие проекты и т.д.
Рассмотрим историю проектной деятельности, проведённой в данном классе, отраженной на слайдах и в папке. (слайд 8-15)
Содружество учащихся, педагога и родителей приносят свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески и эмоционально активны, способны рассуждать, и обосновывать свой выбор.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу положительных результатов можно отнести следующие:
- эмоциональное развитие учащихся;
- развитие творческих и познавательных способностей;
- сплочение детского коллектива;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу;
- развитие проектных умений и УУД учащихся.
Таким образом, наблюдается положительная динамика по параметрам творческого развития ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через урочную и внеурочную деятельность.
Ставя перед собой задачи по развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения. Решать данные задачи мне помогает системная работа по развитию творческого воображения, логического мышления, активизации речи учащихся. Продолжать эту работу я планирую и в дальнейшем, т.к. тема моей проблемы теперь звучит так «Формирование УУД путём создания творческих и информационных проектов».

Литература

  1. Истомина Н.Б. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» // Начальная школа 2002 №2 стр. 34-39

  2. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа 2004 №6 стр. 33-42

  3. Никитин Б.П Ступеньки творчества или развивающие игры М.: Просвещение 1990 185 стр.

  4. Селивестрова Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся // Начальная школа 2002 №1 стр. 54-57

  5. Тестов В.А. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации // Начальная школа 1999 №2 стр. 32-41

  6. Уроки литературного чтения в современной школе // Начальная школа 2005 №17 стр. 2-12

  7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования // Начальная школа 2004 №8 стр.4-8

  8. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. М.: Просвещение 1995 221стр.



Технология деятельностного обучения как условие развития универсальных учебных действий младших школьников
на примере УМК «Гармония».

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат - Умения).
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.
Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня - они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик - субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах - о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП).
Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, - постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации.
Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации - предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля - как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное. В классе постоянно организуется работа в этом направлении. На уроках русского языка и математики дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД - учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Виды УУД:
1)личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2)регулятивные - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3)познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
4)коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим в качестве примера УМК «Гармония » с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению как условие развития УУД.
УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов. Её относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.
В комплект входят учебники, учебники-тетради и тетради на печатной основе.
Цель учебников - не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

В учебниках русского языка и математики лежит новая логика в построениисодержания материала, тематический принцип. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного. Сами авторы комплекта называют это сталкиванием «старых» и «новых» знаний, и считают этот способ очень полезным в обучении. Например, при обучении грамоте вводят методику троекратного ввода букв из алфавита:
1.Буквы алфавита представлены с целью разделить понятия «звуки» и «буквы».
2. Буквы изучают по паре.
3.Попарный ввод всех букв вводится повторно, чтобы закрепить и систематизировать знания.
Это троекратное введение букв алфавита дает возможность ученикам триждыповторить, углубить и привести в систему уже изученное.

Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.


© 2010-2022