- Преподавателю
- Начальные классы
- Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 4 кл
Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 4 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мох Л.В. |
Дата | 14.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Повторение пройденного за I полугодие
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Джек-поводырь Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном. - Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.
(Г. Юрмин)
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
□ 1) рассказ □3) сказка
□ 2) басня □4) стихотворение 2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
□ 1) он отличался от всех внешним видом
□ 2) он всегда гулял с собакой
□ 3) он гулял в одном и том же месте 3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как ты понимаешь значение слова поводырь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Кто стал верным другом бывшего летчика? ________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь выражение. Джек теперь не взамен глаз? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подбери синоним к слову выбоина. ________________________________________________________________________
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
□ 1) лаял на молодого человека
□ 2) тыкался носом в колени пассажира помоложе
□ 3) начинал рычать на пассажира 9.Восстанови последовательность событий рассказа.
□ 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.
□ 2) Джек ведёт к автобусу
□ 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
□ 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.
□ 5) Бывший лётчик доволен другом.
10. Определи главную мысль текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Вариант 2 Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Кукушка Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. - Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью: - Мама, мы тебе водички принесли. - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Вопросы и задания: 1. Определи жанр произведения.
□ 1) рассказ □ 3) народная сказка
□ 2) басня □ 4) стихотворение 2. Сколько детей было у матери?
□1) трое □ 2) двое □ 3) четверо
□ 4)_________________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа)
3. Почему заболела мать?
□ 1) простыла
□ 2) заразилась
□ 3) от тяжёлой жизни
□ 4) _______________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа) 4. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подбери синоним к слову чум. _______________________________________________________________________
6. В какую птицу превратилась мать? ________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это проведение?
□1) русские □ 2) азербайджанцы □ 3) ненцы □ 4) __________________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа)
8. Где происходили события?
□ 1) в степи □ 3) в пустыне
□ 2) в лесу □ 4) в тундре 9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
□ Превращение в птицу.
□ Навсегда бросила детей мать-кукушка.
□ Мать просит пить.
□ Не слушались дети матери.
□ Тяжело заболела мать.
□ Мать улетает.
□ Дети просят вернуться. 10. Определи главную мысль текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Повторение пройденного за II полугодие
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Манька В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставки комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, умные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы, вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили, прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи. Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка. Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони. Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала: - Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть... Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
(Н. Красильников)
Вопросы и задания:
- Определи тему текста.
- Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.
- Почему закончилась дружба с Манькой?
- Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удаюсь отобрать у мальчишек целым. Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки - чисто - голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точеч- ками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот - вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда. Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит! Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки. Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша. Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, то покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички. Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.
(Б. Бианки)
Вопросы и задания:
- Определи жанр произведения.
- С какого события началась эта история?
- Как ты понимаешь название рассказа?
- Что испугало В. Бианки на седьмой день?
- Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
-
Что удивило тебя в этом произведении?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к контрольным работам
Повторение пройденного за I полугодие
Вариант 1 1. 1.
- 1, 3.
- От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.
- Тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.
- Собака Джек.
-
Яма, ухаб.
-
2.
9. 3. 4, 1, 2, 5
Вариант 2
-
3.
-
3.
-
3.
-
Детки, пересохло горло, принесите мне водички.
-
Дом.
-
В кукушку.
-
3.
-
4.
-
4, 5, 3, 1, 6, 7, 2.
Повторение пройденного за II полугодие
Не предполагает однозначных ответов.