Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 4 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя



Повторение пройденного за I полугодие


Вариант 1


Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном. - Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

(Г. Юрмин)

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

□ 1) рассказ □3) сказка

□ 2) басня □4) стихотворение 2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

□ 1) он отличался от всех внешним видом

□ 2) он всегда гулял с собакой

□ 3) он гулял в одном и том же месте 3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как ты понимаешь значение слова поводырь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Кто стал верным другом бывшего летчика? ________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь выражение. Джек теперь не взамен глаз? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подбери синоним к слову выбоина. ________________________________________________________________________
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

□ 1) лаял на молодого человека

□ 2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

□ 3) начинал рычать на пассажира 9.Восстанови последовательность событий рассказа.

□ 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

□ 2) Джек ведёт к автобусу

□ 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

□ 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

□ 5) Бывший лётчик доволен другом.

10. Определи главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Вариант 2 Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. - Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью: - Мама, мы тебе водички принесли. - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания: 1. Определи жанр произведения.

□ 1) рассказ □ 3) народная сказка

□ 2) басня □ 4) стихотворение 2. Сколько детей было у матери?

□1) трое □ 2) двое □ 3) четверо

□ 4)_________________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа)

3. Почему заболела мать?

□ 1) простыла

□ 2) заразилась

□ 3) от тяжёлой жизни

□ 4) _______________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа) 4. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подбери синоним к слову чум. _______________________________________________________________________
6. В какую птицу превратилась мать? ________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это проведение?

□1) русские □ 2) азербайджанцы □ 3) ненцы □ 4) __________________________________________________________________

(запиши свой вариант ответа)

8. Где происходили события?

□ 1) в степи □ 3) в пустыне

□ 2) в лесу □ 4) в тундре 9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

□ Превращение в птицу.

□ Навсегда бросила детей мать-кукушка.

□ Мать просит пить.

□ Не слушались дети матери.

□ Тяжело заболела мать.

□ Мать улетает.

□ Дети просят вернуться. 10. Определи главную мысль текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя



Повторение пройденного за II полугодие


Вариант 1


Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Манька В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставки комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, умные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы, вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили, прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи. Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка. Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони. Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала: - Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть... Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

(Н. Красильников)






Вопросы и задания:



  1. Определи тему текста.
___________________________________________________________________
  1. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Почему закончилась дружба с Манькой?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














…………………Класс

…………………………….Фамилия

……………………………..Имя

Вариант 2


Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Подкидыш


Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удаюсь отобрать у мальчишек целым. Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки - чисто - голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точеч- ками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот - вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда. Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит! Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки. Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша. Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, то покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички. Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.

(Б. Бианки)

Вопросы и задания:


  1. Определи жанр произведения.
___________________________________________________________________
  1. С какого события началась эта история?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Как ты понимаешь название рассказа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Что удивило тебя в этом произведении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к контрольным работам

Повторение пройденного за I полугодие

Вариант 1 1. 1.

  1. 1, 3.
  2. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.
  3. Тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.
  4. Собака Джек.
  1. Яма, ухаб.

  2. 2.

9. 3. 4, 1, 2, 5

Вариант 2


  1. 3.

  2. 3.

  3. 3.

  4. Детки, пересохло горло, принесите мне водички.

  5. Дом.

  6. В кукушку.

  7. 3.

  8. 4.

  9. 4, 5, 3, 1, 6, 7, 2.

Повторение пройденного за II полугодие

Не предполагает однозначных ответов.


© 2010-2022