- Преподавателю
- Начальные классы
- Мини - проект Весёлая грамматика (2 класс)
Мини - проект Весёлая грамматика (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Несанова Е.Ю. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 3
г. Балея Забайкальского края
Выполнили учащиеся 2 «Б» класса
Классный руководитель Несанова Елена Юрьевна
2015 г.
Лексика - совокупность слов, входящих в состав какого - либо языка, словарный состав языка.
Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными. В этих словах одно значение выступает как основное, а другое - как вторичное.
- Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. -
Вы купите молочка -
Вкусного парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! -
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Расшумелся самовар,
Поднимает крышку пар,
В потолок и стену бьёт,
Ванне мать кричит:
- Уйдёт!
- Не уйдёт, - сказал сынок, -
Дверь я запер на крючок!
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Дорога
Подумай только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре наполнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету,
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (ысач)
Ты меня найдёшь на птице
И в пенале ученицы,
А вечернею порой
У себя под головой. (ореп)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (сон)
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются … (иклоги)
Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.
Омоформы - это слова, совпадающие в своем значении лишь в некоторых грамматических формах ( одной из разных частей речи).
Я шёл по лужайке,
Гляжу -
Адмирал…
Я тихо подкрался
К нему
И - поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал
Адмирала!..
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!
Жар ещё не спал. Ребёнок ещё не спал.
Видны голубые дали. Ему дали совет.
В углу стоит печь. Будем печь пироги.
Это острая пила. Корова пила воду.
Прекрасен пушкинский стих. Ветер совсем стих.
Лошадь вели к ветеринару. Вели ему прийти.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Шофёр грузовой машины сказал:
«Вывод тут простой:
Час без дела простой - ответишь за простой».
***
Прибежали в город Львов
Двадцать пять весёлых львов:
- Люди, знаете ли вы,
Где живут во Львове львы?
Объяснить я львам готов:
- Есть во Львове много Львов,
Но без грив и без хвостов:
Львы… Ивановичи,
Львы Степановичи,
Львы Даниловичи,
Львы Гавриловичи,
Львы Петровичи
И Львы Львовичи!
***
На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Это разные по звучанию слова с противоположным значением (дорого - дешево, твердый - мягкий).
Людоед и принцесса,
или всё наоборот
Вот как это было:
Принцесса была прекрасная,
Погода была ужасная.
Днём, во втором часу,
Заблудилась принцесса в лесу.
Смотрит: полянка прекрасная.
На полянке землянка ужасная.
А в землянке - людоед:
- Заходи - ка на обед! -
Он хватает нож, дело ясное,
Вдруг увидел, какая … прекрасная!
Людоеду сразу стало худо.
- Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, - ужасный.
Слишком вид, - говорит, - прекрасный.
И пошла потихоньку принцесса.
Прямо к замку вышла из леса.
Вот какая легенда ужасная!
Вот какая принцесса прекрасная!
А может быть всё было наоборот:
Погода была прекрасная,
Принцесса была ужасная.
Днём во втором часу
Заблудилась принцесса в лесу.
Смотрит: полянка ужасная,
На ней землянка прекрасная.
А в землянке людоед:
- Заходи - ка на обед! -
Он хватает нож, дело ясное,
Вдруг увидел: какая … ужасная!
Людоеду сразу стало худо.
- Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, - прекрасный,
Слишком вид, - говорит, - ужасный.
И пошла тихонько принцесса,
Прямо к замку вышла из леса.
Вот какая легенда прекрасная!
Вот какая принцесса ужасная!
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня - … (Прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (Тишина).
Я - антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я … (Зима).
Я - антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле,
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (Плач).
Это устойчивые сочетания слов, значение которых в целом не выводится из значения составляющих их слов.
Оказался молодцом ,
Смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
Зарубить себе на носу.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь.
Вставлять палки в колёса.
Вилами на воде писано.
Как подстреленный воробей.
Спустя рукава.
Литература 1. Бурлака Е.Г., Прокопенкр И.Н. «Занимательная грамматика»/- Ростов - на- Дону: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2006. 2. Панов Г.А. Занимательные задачи по русскому языку 1-4 классов.-М.; Просвещение, 1964. 3. Ресурсы Интернет