Мастер класс для учителей начальной школыИзонить

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс


на ГМО учителей начальных классов г.Лобня « Социальная


адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»




Тема: « Выполнение работ в технике «изонить» на уроках

ручного труда в начальных классах специальной (коррекционной)

школы 8 вида».

Вступление.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных ( коррекционных) учреждений 8 вида. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались интересы и потребности школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками ( ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.

В связи с этим выбор методов, форм, средств обучения, а также видов изделий, предлагаемых детям для выполнения на уроках ручного труда, должен отвечать ряду требований. Во-первых, они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям школьников, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков. Во-вторых, их выбор должен учитывать потребности школьников с интеллектуальными проблемами, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов учебно-трудовой деятельности. В-третьих, изделия, которые дети изготавливают на уроках, должны быть не только полезны, но и красивы, привлекательны для них, вызывать желание иметь такие вещи у себя, уметь делать их самостоятельно. И, наконец, используемые приемы, методы и средства обучения должны побуждать умственно отсталых школьников заниматься различными видами трудовой деятельности и вне уроков ручного труда, способствовать умению культурно организовать свой повседневный быт и досуг.

Трудовая подготовка имеет огромное значение в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Техника «изонити» на уроках труда в младших классах.

Трудовое обучение в младших классах коррекционной школы содержит большие возможности для коррекции имеющихся у детей недостатков. А.Н. Граборов справедливо отмечал, что труд умственно отсталых школьников способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Программа по ручному труду в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это работа с пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, текстильными материалами.

Мне бы хотелось представить один из видов деятельности, используемых на уроках ручного труда - занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

Изонить - это оригинальный вид декоративно - прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности.

Занятия изонитью способствуют активному развитию у ребёнка:

· мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

· сенсорного восприятия;

· глазомера;

· логического мышления;

· воображения;

· волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

· художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Кроме того данные занятия помогают решать целый комплекс задач. 1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма». Дается понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дается понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

Раздел «Количество и счёт». Упражнять детей в количественном и порядковом счёте. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта. Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости». Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление. Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом. Научить работе с трафаретом. Научить технике изонити.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

8. Блок развития речиб Речевой Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Методы, приемы и форма работы.

· словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки. Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью - учись рукоделью», «Дело и труд - все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

· наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

· практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность.

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

- плотный картон или бархатная бумага;

- нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);

- игла с широким ушком;

- шило короткое;

- ножницы;

- циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши.

Техника изонити как мы говорили достаточно проста. Существуют два приема техники изонить:

  • Заполнение угла

  • Заполнение окружности

Заполнение угла

Мастер класс для учителей начальной школыИзонить

Расскажем о технике заполнения угла:

  1. Чертим угол.

  2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

  3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.

  4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

  5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее

  1. 25 -> 2

  2. 2 -> 3

  3. 3 -> 24

И так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Пробуйте и уже с первых попыток у вас могут получиться красивые изображения.

Заполнение окружности

Мастер класс для учителей начальной школыИзонить

Мы с вами выполним заполнение окружности.

  1. Окр. делится на четное количество равных частей

  2. затем выбираем любую хорду

  3. с изнанки вставляем иглу с нитью и начинаем выполнять, попутно упражняясь в порядковом счете от1 до 32

Контроль - с лица делаются большие стежки, с изнанки получаются маленькие стежки на один шажок.

И далее делаются аналогичные стежки. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.

Достоинство техники изонить в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где `разгуляться`. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.

Техника изонити расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно всматриваться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Работа с нетрадиционными техниками позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


© 2010-2022