• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе как средство повышения качества знаний»

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе как средство повышения качества знаний»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №1

«Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе как средство повышения качества знаний»





Выполнила:

учитель начальных классов

Баландина Ольга Михайловна









г. Петровск-Забайкальский

2013-2014 год

«Школа не должна вносить

резкого перелома в жизни детей.

Пусть, став учениками, ребенок

продолжает делать сегодня то,

что делал вчера».

В.А.Сухомлинский.

Психологами установлено, что основы интеллекта в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Хотя результат обнаруживается позже.

В психологии школьников и дошкольников много общего: доверчивое подчинение авторитету взрослому, подражание внешним манерам поведения, преобладание образных форм познания окружающего мира, образная память, образное мышление, анатомические и физиологические данные.

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка. Это годы становления личности, годы приобретения или не приобретения ребенком желания учиться и трудиться.

Одним из приемов создания положительной мотивации учения, может служить опора на творчество детей.

Перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей.

«Взор ребёнка направляется на окружающую природу и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится он- ребёнок. Но кругозор ребенка ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка» (П.П. Блонский)

Развивать творческие способности детей - это развивать память, мышление внимание, воображение, прививать детям умение рассуждать, анализировать, сравнивать, расширять и пополнить словарный запас.

Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Эта тема очень обширна и объемна. Большое внимание необходимо уделять психическим процессам познавательной деятельности.

Ребенку, который ходит в школу, семь лет. Эти годы он был с взрослыми-родителями, воспитателями, может быть психологами.

К сожалению, подготовка детей к школе сводиться к обучению чтению, письму, счету. А формирование же у ребенка учебной мотивации, внимания, памяти, мышления выступает при этом как второстепенное или побочное явление.

Исследования и наш опыт работы показал, что много детей приходит в школу со слабым вниманием, низким уровнем развития памяти, воображения, - это с одной стороны, а с другой - все возрастающие требования к качеству знаний.

Задачи: 1.Изучить особенности (развития) психологических процессов у детей младшего школьного возраста.

2. Создать систему работы по развитию у детей этих процессов.

3. Формировать у детей умений логически рассуждать; быть внимательными; расширять и пополнять словарный запас; развивать память.

Для решения этих задач должны быть созданы необходимые условия:

1.Знание учителем особенностей развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

2.Теоретическая и методическая подготовка учителя.

3. Доступность материала.

4. Задания творческого характера.

5. Развитие всех детей.

Критерии: 1.Повышается интерес детей к учебной деятельности.

2.Дети легче усваивают учебный материал.

3.Повышается качество обучения:

а) развиваются навыки самостоятельности познавательной деятельности;

б) широкий кругозор;

в) грамотность;

г) творчество детей;

д) формируются навыки и интерес работы с дополнительной литературой;

е) мотивация к учению. В последнее время особенно остро стоит вопрос о развитии индивидуальных способностей детей, создания условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Ведь школа - это же мир юности, надежды и радости, где почва для творчества наиболее благоприятна. Что же такое творчество? Обратимся к словарям. В.Даль дал такое определение творчеству. «Творчество-творение, сотворение, созидание, как длительное свойство». В философском словаре такое определение творчества: творчеством называют всякое внесение нового, в частности, созидание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все - творение, создание природы. (Гете) Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, чужих мыслей, не оставляет творческого элемента. Само собой творчество требует от личности высокой компетентности в этой области, в которой она дерзает и творит. Творчество неотъемлемо от знаний и умений. Эмоции сопровождают творчество, придают ему силы, но пробуждают творчество знания и умения. К творчеству наиболее всего подготовлены дети. Особенно младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Этот возрастной период имеет потенциальные возможности разностороннего развития. Например: развитие мышления приводит в свою очередь к качественной перестройке восприятия и памяти. А для того, чтобы ребенок успешно учился в среднем звене, необходимо помочь ему в развитии психических процессов. Чтобы помощь была полноценной и квалифицированной, и родителям, и учителям надо хорошо знать особенности психологии младшего школьного возраста. Поэтому основная задача учителя в работе с детьми младшего возраста использовать такие приемы и методы обучения, которые раскрыли и реализовали бы широкий круг знаний и интересов с учетом индивидуальности каждого ребенка. К моменту перехода в среднее звено, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, находить частное, общее, устанавливать закономерности. Если ученики 1-2 классов часто подменивают доказательства простым указанием на реальный фактор, опираются на аналогию, то ученики 3-4 классов должны уметь дать обоснованное доказательство. Формировать творческую деятельность на уроках помогают учебники, по которым работаем. Эти учебники действительно направлены на общее развитие ребенка. Возьмем, к примеру, самый первый школьный учебник детей - азбуку. Все его содержание направлено на развитие ребенка. Какие творческие возможно имеют уроки труда! Вырабатывать у детей умения трудиться с самого раннего возраста - первейшая задача школьного обучения. И от того, как мы, учителя, научим подходить к делу, в какой-то мере будет зависеть от учителя. В программе по трудовому обучению есть ряд интересных тем, которые носят творческий характер, и где дети могут ярко проявить свою индивидуальность.

Изготавливая такие работы, у детей развивается воображение, появляется фантазия, творчество. От класса к классу возрастает сложность работ, но, а в то же время совершенствуются приобретенные навыки, приемы, растет творческое мастерство ребят. Чтобы формировать творческое мышление детей, необходимо учить творчески подходить к каждому делу. Задача учителя помочь детям закрепить естественную потребность трудиться, увлеченно, со вкусом. Каждая поделка - это проблема, которая требует усилий для решения ее, и еще является средством развития творчества. Не менее богаты в творческом отношении поделки из бросового материала.

(Примеры) Цель занятий по труду - развитие творческих способностей, воспитание творческой личности. Они побуждают детей к активности. Самостоятельности и воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Одни из важных психических процессов познавательной деятельности является внимание. Хорошее внимание - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребенок должен сосредоточиться на объяснении учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, не отвлекаясь на посторонние дела. Для учителя начальных классов проблема развития внимания детей является традиционной. Это обусловлено особенностями физического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность» первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет наибольший объём, неустойчиво. Хорошо развитые свойства и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели внимания. Однако внимание поддаётся развитию, его можно и нужно тренировать. В силу особенностей своей работы мы можем изо дня в день, на каждом уроке наблюдать за поведением детей. В результате у нас есть возможность получить достаточно полное представление о внимании школьников. Наряду с методом наблюдения учитель может использовать ряд других приёмов развития внимания детей, их использовать в учебной работе. При систематическом применении они могут выступать достаточно эффективным средством тренировки внимания. ( Примеры ) Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно - действенное мышление, которое является базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста есть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой. Если у ребёнка не сформировано наглядно - действенное мышление, то эффективным средством его развития является конструирование - набор разных конструкторов, задания и упражнения со спичками, счётными палочками, а также задания с ножницами и бумагой. Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  1. « Четвёртый лишний»
  2. Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена.
  3. Загадки, логические задачи, головоломки.
(Примеры) Эти упражнения и задания направлены на развитие различных видов мышления, развивает способность классифицировать явления по их признакам. В младшем школьном возрасте особое внимание должно быть направлено на развитие воображения. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального опыта. Чем богаче опыт ребёнка, тем больше он видел, слышал, узнал. Чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании. На уроках можно использовать ряд приёмов, помогающих активизировать воображение школьников. ( Примеры) В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения. Память в этом возрасте становится мыслящей. Теперь ребёнок должен много запоминать: заучивать материал, уметь пересказывать близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребёнка запоминать, сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счёте на отношение к учёбе и школе. Психологи различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую и логическую. Зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа в прописи и т.д.) Слуховая память - написание под диктовку элементов букв, слов, текста. Логическая память - для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки. ( Примеры) Конечно, ещё не все дети умеют думать, рассуждать, мыслить, искать нужные пути решения, не все быстро справляются с такими заданиями, но самое главное, у них всё же появилась потребность в творчестве. В процессе работы над темой, а также в результате исследования мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили. Что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в игровой форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на конкретном уроке. В ходе проделанной работы, мы сделали вывод. Что дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, процесс которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности, познают мир. Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развития ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. « В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности их использования. Дидактическая игра выполняет несколько функций:
  • Обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя его кругозор);
  • Ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
  • Мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведём примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя. а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных групповых формах. Но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке окружающего мира предлагается найти в данном наборе названий одно случайно попавшее в этот список. б) Игра - поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру. Растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. в) Игра - соревнование. Сюда отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что дети исполняют роли. д) Познавательные игры - путешествия. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы с целью выявления уровня знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышение уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет на протекание психических процессов: мышления. Воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направление. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Он направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами. А его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К.Д.Ушинский писал о том, что предмет , для того чтобы стать интересным, должен быть от части нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить детей умению в знакомом видеть новое. Интересу к познанию содействуют также показ новейших достижений науки. Сейчас необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся. Дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой, игра имеет определённый результат, который является финалом игры. Придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребёнка. Игра - серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребёнка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребёнка, его восприятие, речь, внимание. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры по предметам, настольно - печатные игры и словесные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Настольно - печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию др.) Настольно - печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, складные кубики. Словесные игры. В эту группу входят большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определённых условий, а требует лишь знания педагога самой игры. При этом необходимо учитывать, что предполагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельного мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определённой системе с использованием необходимой методики.



















Список литературы:
  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.
  2. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста.
  3. Волков С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний. Эльконин Д.Б., Давыдова В.В.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.
  6. Геронимус Т.Я. Я всё умею делать сам.
  7. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основы преемственности дошкольной и начальной школы.
  8. Колесникова Е.В. Тесты.
  9. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка.
  11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
  12. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка.
  13. Смоленцова А.А. Сюжетно- дидактические игры.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры.



© 2010-2022