- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение по теме Имя существительное
Обобщение по теме Имя существительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карагиоз Я.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя существительное»
Цель:
обобщение знаний учащихся об имени существительном ,повторение грамматических признаков имени существительного, закрепление правописания падежных окончаний;
развитие логического мышления, речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе;
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, инициативы и активности, привитие интереса к предмету.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок. Мило, дружно улыбнитесь.
Начинаем наш урок. Улыбнитесь мне .,гостям
Все друг к другу повернитесь. И садитесь по местам.
- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много и интересного.
-Сегодняшний уроке мы начнем работу с прекрасной пословицы: (составьте ее ) слайд
Мир освещается солнцем , а человек освещается знанием.
Работая над темой, каждый из вас составлял свою книгу знаний, которая представлена у нас на выставке.
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка ,дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей. Урок пройдет в форме устного журнала. А как называется журнал вы узнаете если отгадаете загадку
О какой части речи говорится?
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. О какой части речи говорится?
( имя существительное)
Наш журнал называется …. (Город Существительных)(слайд)
3.Целеполагание и мотивация.
На каждой страничке нас ждут интересные задания, хитрые вопросы по теме Существительное .От вас требуется быстрота и правильность выполнения заданий.
1 страничка журнала называется «Повторяй-ка»
-Вспомните все ,что знаете об имени существительном ……..
Игра: «Четвертый лишний» Слайд.
Телефон, аллея , бежать, свитер.
Килограмм , пассажир ,железо, красивый .
Железо, пейзаж ,холодно ,шофер .
Взаимопроверка.(обменяйтесь тетрадями и проверти по ключу)
-Что обозначают слова? К какой части речи относятся? А еще какие это слова?
-Это словарные слова которые мы учили на протяжении 4-х лет
Внимание выпишите ,только имена существительные вставляя пропущенные буквы
Взаимопроверка.(обменяйтесь тетрадями и проверти по ключу)
Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки..
2 страничка журнала называется «Кто? или что?»
-Как вы думаете, почему она так называется?
(одушевленные и неодушевленные)
-какие существительные называются одушевленными?
-какие существительные называются неодушевленными?
Выборочное письмо
под диктовку
Задание: Выписать только одушевленные имена существительные в строчку .
1.Ёжики живут в чулане. 2. Вдоль по берегу тайком
3.Мышки скачут по поляне.4. Крался кот за окуньком
5.В камыши залез зайчонок
6.Напугал его щурёнок.(а кто такой щуренок? )
Выделить орфограммы
Самопроверка по ключу.
У кого нет ни одной ошибки? Молодцы!
3 страничка журнала называется « Один - много»
Почему она так называется?
О чем пойдет речь?
Правильно о числах имен существительных.
«Имя существительное изменяется по…. (числам)» .
Из данного ряда слов, которые указаны у вас на вашем листке материалов к уроку №1
Выпишите в три столбика имена существительные только в единственном числе, только во множественном и изменяющиеся по числам.
Щипцы,сахар,серебро,дом,молоко,конь,сани,каникулы,лето,железо,очки,скала.
В единственном Во множественном Изменяющиеся
числе числе числе
------------------------- --------------------------- ----------------------------
- - - - - - - - - - - - - - -------------------------- ---------------------------
------------------------ ------------------------- -------------------------
Взаимопроверка (ответ по рядам)
Слайд.
4 страничка журнала называется «Приключения зеленого листа .»
Работа в парах. 3 слайда
-положите перед собой листок с материалами к уроку и посмотрите на задание № 2
вам необходимо вставить слово в нужной падежной форме и указать падеж.
- Сколько падежей в русском языке? Слайд.
-Вопросы падежей.
«Приключения зеленого листа».
.Как-то раз с большого клена
оторвался ------------- ( падеж.) зеленый
и пустился вместе с ветром
путешествовать по свету.
Закружилась голова
у зеленого -------------------( падеж )
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес -
Шмыг к зеленому - -----------!(падеж)
Лапой хвать зеленый -----------------!-(падеж)
дескать , поиграем…
,,Не хочу ! ,, - зеленый __________(падеж)
головой качает.
Ветер вмиг с ____________(падеж) зеленым
над землей взметнулся снова.
Но шалун- листок устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том _________(падеж) зеленом.
Читать и проверять по слайду.
5страничка журнала « Жили, были три склонения…»
- Что называется склонением?
- На какие группы делятся существительные по типам склонения?
-Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
(сущ.ж.р. и м.р. с окончаниями -а ,-я в им.п. ед.ч.относятся к 1-му скл.
Пчела,заря,дедушка,Коля.)
-Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?
(сущ.м.р. с 0 -м окончанием и ср.рода с окончаниями -о,-е в им.п. ед.ч.относятся ко 2-му склонению
Урок,день,зеркало,поле.)
-Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
(сущ.ж.р. с 0-м окончанием в им.п. ед.ч. относятся к 3-му склонению
Мебель,морковь,вещь,карамель.)
А теперь особенности правописания безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п. и П.п.
Е и И в окончаниях имен существительных
Падежи
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
Р.п.
- и
- и
Д.п.
- е
- и
П.п.
- е
-е
- и
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж и склонение.
1-вариант
На белой скатерт.. снегов видны следы рыс… От елк… ( 1скл.,Р.п.) к елк..(1скл.,Д.п.) прыгает шустрая белка.
2-вариант
На берез.. лежат пушистые шапки снега .Ветки пригнулись к земл…(1скл., Д.п.) от такой тяжест…(3скл.,Р.п.)
- Для чего надо знать склонение и падежи?
. Оценивание.
7 страничка журнала «В гостях у Морфологии
-девизом нашего урока был девиз
Мир освещается солнцем, а человек гордится знанием.
-Чем являются имена существительные в предложении?
- Роль существительного в предложении?
(разобрать предложение)
Знанием - морф. Разбор
Творческая работа. Домашняя работа.
Изобразить город существительных в схеме, рисунке так, чтобы все правила были отображены в вашей работе.
(это будет заключительной работой в вашей книге знаний).
. Оценка за урок.
Ну и последней страничкой журнала будет ……
Запишите по картинкам первую букву слова
1. Часть компьютера. М
2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О
3. Висит груша, нельзя скушать. Л
4. Они и кучерявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные. О
5. Как называется время суток между утром и вечером. Д
6. Герой сказки который поймал щуку. Е
7. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц
Рефлексия. Отметьте своё настроение.
Если вам было на уроке тепло и уютно, то поднимите звездочку,
Если радостно и душа цвела - цветочек.
Если грустно -тучку.