Обобщение по теме Имя существительное

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя существительное»

Цель:

обобщение знаний учащихся об имени существительном ,повторение грамматических признаков имени существительного, закрепление правописания падежных окончаний;
развитие логического мышления, речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе;
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, инициативы и активности, привитие интереса к предмету.
Ход урока:

1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок. Мило, дружно улыбнитесь.
Начинаем наш урок. Улыбнитесь мне .,гостям
Все друг к другу повернитесь. И садитесь по местам.

- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много и интересного.
-Сегодняшний уроке мы начнем работу с прекрасной пословицы: (составьте ее ) слайд
Мир освещается солнцем , а человек освещается знанием.

Работая над темой, каждый из вас составлял свою книгу знаний, которая представлена у нас на выставке.

Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка ,дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей. Урок пройдет в форме устного журнала. А как называется журнал вы узнаете если отгадаете загадку

О какой части речи говорится?

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. О какой части речи говорится?

( имя существительное)

Наш журнал называется …. (Город Существительных)(слайд)

3.Целеполагание и мотивация.

На каждой страничке нас ждут интересные задания, хитрые вопросы по теме Существительное .От вас требуется быстрота и правильность выполнения заданий.

1 страничка журнала называется «Повторяй-ка»

-Вспомните все ,что знаете об имени существительном ……..

Игра: «Четвертый лишний» Слайд.

Телефон, аллея , бежать, свитер.

Килограмм , пассажир ,железо, красивый .

Железо, пейзаж ,холодно ,шофер .


Взаимопроверка.(обменяйтесь тетрадями и проверти по ключу)
-Что обозначают слова? К какой части речи относятся? А еще какие это слова?

-Это словарные слова которые мы учили на протяжении 4-х лет

Внимание выпишите ,только имена существительные вставляя пропущенные буквы

Взаимопроверка.(обменяйтесь тетрадями и проверти по ключу)
Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки..

2 страничка журнала называется «Кто? или что?»

-Как вы думаете, почему она так называется?

(одушевленные и неодушевленные)

-какие существительные называются одушевленными?

-какие существительные называются неодушевленными?

Выборочное письмо

под диктовку

Задание: Выписать только одушевленные имена существительные в строчку .
1.Ёжики живут в чулане. 2. Вдоль по берегу тайком
3.Мышки скачут по поляне.4. Крался кот за окуньком
5.В камыши залез зайчонок
6.Напугал его щурёнок.(а кто такой щуренок? )

Выделить орфограммы

Самопроверка по ключу.

У кого нет ни одной ошибки? Молодцы!

3 страничка журнала называется « Один - много»

Почему она так называется?

О чем пойдет речь?

Правильно о числах имен существительных.

«Имя существительное изменяется по…. (числам)» .

Из данного ряда слов, которые указаны у вас на вашем листке материалов к уроку №1

Выпишите в три столбика имена существительные только в единственном числе, только во множественном и изменяющиеся по числам.

Щипцы,сахар,серебро,дом,молоко,конь,сани,каникулы,лето,железо,очки,скала.

В единственном Во множественном Изменяющиеся

числе числе числе

------------------------- --------------------------- ----------------------------

- - - - - - - - - - - - - - -------------------------- ---------------------------

------------------------ ------------------------- -------------------------

Взаимопроверка (ответ по рядам)

Слайд.

4 страничка журнала называется «Приключения зеленого листа .»

Работа в парах. 3 слайда
-положите перед собой листок с материалами к уроку и посмотрите на задание № 2

вам необходимо вставить слово в нужной падежной форме и указать падеж.

- Сколько падежей в русском языке? Слайд.
-Вопросы падежей.

«Приключения зеленого листа».

.Как-то раз с большого клена

оторвался ------------- ( падеж.) зеленый

и пустился вместе с ветром

путешествовать по свету.

Закружилась голова

у зеленого -------------------( падеж )

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес -

Шмыг к зеленому - -----------!(падеж)

Лапой хвать зеленый -----------------!-(падеж)

дескать , поиграем…

,,Не хочу ! ,, - зеленый __________(падеж)

головой качает.

Ветер вмиг с ____________(падеж) зеленым

над землей взметнулся снова.

Но шалун- листок устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том _________(падеж) зеленом.

Читать и проверять по слайду.

5страничка журнала « Жили, были три склонения…»

- Что называется склонением?
- На какие группы делятся существительные по типам склонения?
-Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

(сущ.ж.р. и м.р. с окончаниями -а ,-я в им.п. ед.ч.относятся к 1-му скл.

Пчела,заря,дедушка,Коля.)

-Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

(сущ.м.р. с 0 -м окончанием и ср.рода с окончаниями -о,-е в им.п. ед.ч.относятся ко 2-му склонению

Урок,день,зеркало,поле.)

-Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

(сущ.ж.р. с 0-м окончанием в им.п. ед.ч. относятся к 3-му склонению

Мебель,морковь,вещь,карамель.)

А теперь особенности правописания безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п. и П.п.

Е и И в окончаниях имен существительных

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

- и

- и

Д.п.

- е

- и

П.п.

- е

- и

Физкультминутка

Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж и склонение.

1-вариант

На белой скатерт.. снегов видны следы рыс… От елк… ( 1скл.,Р.п.) к елк..(1скл.,Д.п.) прыгает шустрая белка.

2-вариант
На берез.. лежат пушистые шапки снега .Ветки пригнулись к земл…(1скл., Д.п.) от такой тяжест…(3скл.,Р.п.)


- Для чего надо знать склонение и падежи?

. Оценивание.

7 страничка журнала «В гостях у Морфологии

-девизом нашего урока был девиз

Мир освещается солнцем, а человек гордится знанием.

-Чем являются имена существительные в предложении?

- Роль существительного в предложении?

(разобрать предложение)

Знанием - морф. Разбор

Творческая работа. Домашняя работа.
Изобразить город существительных в схеме, рисунке так, чтобы все правила были отображены в вашей работе.

(это будет заключительной работой в вашей книге знаний).



. Оценка за урок.
Ну и последней страничкой журнала будет ……

Запишите по картинкам первую букву слова
1. Часть компьютера. М
2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О
3. Висит груша, нельзя скушать. Л
4. Они и кучерявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные. О
5. Как называется время суток между утром и вечером. Д
6. Герой сказки который поймал щуку. Е
7. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц


Рефлексия. Отметьте своё настроение.
Если вам было на уроке тепло и уютно, то поднимите звездочку,
Если радостно и душа цвела - цветочек.
Если грустно -тучку.


© 2010-2022