Роль членов семьи в воспитании ребенка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полюхович Ольга Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2, г. Ханты-Мансийск


РОЛЬ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА


В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи! Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все, что ребенок в детские годы приобретает в ней, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье закладывается фундамент индивидуальности растущего человека, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного влияния в воспитании. Положительное воздействие на формирование личности ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные моменты и свести к минимуму отрицательное влияниечленов семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Первый фактор воспитания ребёнка это взаимопонимание между всеми членами семьи. В семье, где нет взаимопонимания, ребёнок будет чувствовать себя ненужным, малозначимым для своих родителей. В результате чего влияние семьи минимально и часто даёт результаты совсем не те, которые хотели достичь родители и дети. Вторым фактором является активное, насыщенное, открытое общение между родителями и ребёнком. Очень важно то, что ребёнок именно в семье должен приобретать жизненный опыт и очень важно, чтобы для этого были созданы все условия. Передача опыта детям от родителей будет тем эффективнее, чем больше будет доверять ребенок своим родителям. Если ребенок будет уважать своих родителей и их мнение, которое будет являться для него авторитетным, то и приобретение опыта будет происходить более продуктивно. Третий фактор - это искренность. В семье очень важно, чтобы слово всегда подкреплялось делом, чтобы сказанное было правдой и всегда выполнялось. Если ребенок будет замечать неискренность родителей, будет видеть то, что слова расходятся с делом, то это может привести к потере уважения ребенком родителей. И в этом случае воспитание превращается в стимулирование обмана и лицемерия. Четвёртым фактором является компромиссность. Компромисс - это способность взаимного отказа от каких-то собственных интересов. Этот отказ не должен быть в чью-то пользу. Конечно, можно пожертвовать своими интересами во благо любимого субъекта. Но это уже не компромисс!
В рамках школьного инновационного проекта «Оптимизация качества жизни школьника» мною разработана программа «Семья и школа», реализация которой позволяет улучшить воспитательную деятельность с обучающимися через сотрудничество субъектов образовательного процесса. Основная моя задача в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Во многих семьях моих учеников воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику, позволяет мне находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным. Ведь семейное воспитание - это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство - формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств - производство человека. Совместная работа всех членов семьи и школы только помогает этому благородному делу. При этом использую традиционные (родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога) и нетрадиционные формы работы с родителями (тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера). Наиболее эффективными формами работы выступают проведение школьных собраний. В связи с этим, возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Эти знания им необходимы для того, чтобы использовать их в воспитании своих детей, так как главными воспитателями своих детей,как было сказано, являются родители. Наиболее распространенной является семья однопоколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. Хорошая мать становится для ребенка самым близким человеком, с которым он делится своими тревогами и переживаниями. Большую часть времени ребенок проводит именно с мамой, она отвечает за повседневное его воспитание. Дети получают от мамы утешение и душевную поддержку, рядом с ней он чувствует себя в безопасности. Он может попросить у нее помощи в трудной ситуации, не боясь быть осмеянным. Доверительное отношение матери и ее искренняя любовь учат ребенка и самого проявлять любовь, вначале к маме, а затем и к другим близким людям. Организуя внеклассные мероприятия в классе, привлекаю мам для их проведения в различных ролях. Это и праздники, и изготовление классных уголков, оформление класса и т. д. Это открытое общение позволяет сблизиться с детьми, показать детям, что их дела и занятия важны для родителей. Не менее важную роль в воспитании ребенка играет и папа. Дети с большой радостью и интересом рассказывают о том, кем работают их папы, в какие игры они чаще всего играют с папой по вечерам и чем занимаются с ним в выходные дни. Спорят на перебой, что их папа самый замечательный. А ещё дети абсолютно убеждены, что их папы знают всё на свете. Папа, как известно, в семье отвечает за дисциплину. Его требования в воспитании должны соответствовать собственным нравственным принципам, тогда дети будут уважать отца и слушаться его. Для сына папа становится примером для подражания, для дочери - воплощением мужских качеств, которыми она будет руководствоваться при выборе будущего супруга. Отцы нередко допускают ошибку, держась с детьми слишком строго и отстраненно. Но проявления отцовской любви к детям чрезвычайно важны, и ценны не менее, чем мамина забота. В многопоколенной семье вместе живут мать, отец, дети и представители старшего поколения - бабушка, дедушка. В чем же особенность бабушкиного отношения? В основном в том, что ребенок для нее - это не просто очень близкий и любимый человечек. Поговорка «внуки - последние дети» имеет под собой основание, так как внуки - это продолжение детей, и к ним зачастую возникает такая же любовь и привязанность, как к детям. Кроме того, с ними связываются и те же ожидания, которые в свое время были обращены на детей, тем более, если выросшие дети их не оправдали... В этом случае внуки могут оказаться «последней надеждой» бабушек. С другой стороны, отношения бабушек с внуками обычно бывают куда более свободными, чем отношения детей с родителями. Все-таки внуки - это не дети, а бабушка - это не мама. И если что-то происходит не так, как хотелось бы, внукам это прощается легче, чем детям. Это связано со второй и очень важной особенностью бабушкиной позиции - отсутствием родительской ответственности. Бабушки моих учеников частые гости наших внеклассных мероприятиях. Наблюдая за общением бабушек и детей видна та искренность, которая позволяет внукам принять ценности необходимые им в будущем. Результатом работы с семьями над воспитанием детей является участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества. Есть победители и призеры. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1.Принимать активное участие в жизни семьи;
2.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
5.Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6.Уважать право ребенка на собственное мнение;
7.Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
8.С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. Роль членов семьи в воспитании ребенка

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисова Е. «Мудрость народной педагогики: О традициях воспитания детей в русской крестьянской семье». Народное образование., 1998, № 9-10.
  2. Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра». Книга для учителей и родителей. М., 1998.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания, 10-11 классы, Москва, «ВАКО», 2006

  4. Конвенция о правах ребёнка.
  5. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.
  6. Маркова Л.Н. «Проблемы семьи - проблемы школы». Классный руководитель. 1998, № 2.
  7. Мишин Г. Три причины стресса. М., 1990.
  8. Розин М.В. «Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подрастковой субкультуре» Вопросы психологии. 1999,№4.
  9. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1987, Т.3.



















© 2010-2022