Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

Майнская средняя общеобразовательная школа


Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту












Урок Мужества

«Незримый мост между теми, кто воевал и теми,
кто работал и помогал фронту»





Автор работы: Минеева Ольга Илларионовна,

учитель начальных классов




2014 г.

Введение Данная разработка рассчитана для учащихся младшего школьного возраста. Дети знакомятся со значением переписки в жизни людей в годы Великой Отечественной войны, особенностью писем того времени. Цель урока: воспитывать патриотические чувства при знакомстве с великим подвигом народа-воина в годы Великой Отечественной войны, с ролью почтальонов в годы войны и силе, заключенной во фронтовом треугольнике. Задачи: 1. познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей в годы Великой Отечественной войны, особенностью писем того времени; 2. развивать речь детей, её коммуникативную сторону; 3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание пользоваться услугами связи, дарить радость и получать удовольствие от получения и написания писем. Новизна данной разработки состоит в том, что современные дети практически не используют эпистолярный жанр, не отдают ему должного значения в общении людей. Данное мероприятие представлено в форме нестандартного урока - Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала. Также используется творческая форма работы, где ребята предоставили материалы о своей самостоятельной поисковой деятельности. На уроке применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны, актуальности. Чтобы использовать эти методы были подобраны специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывали особый интерес, публиковались в печати, сообщались по радио и телевидению, организована встреча со свидетелями этих событий. Предварительно проводится большая подготовительная работа: ребята самостоятельно узнают, как работала почта в годы войны, как писали письма наши солдаты, почему именно письма треугольники стали символом связи между фронтом и тылом в эти страшные годы. А потом дети пробуют свои силы в написании писем, представив себя на месте тех, кто защищал Родину от фашизма и ковал долгожданную победу в тылу. Получается незримый между теми, кто воевал и теми,
кто работал и помогал фронту. Данная разработка должна стать одной из форм ответа русских людей на попытки политиков западной Европы переписать историю Великой Отечественной войны, а именно массовый героизм советских людей, ставший нормой поведения, их способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

Урок Мужества можно провести как в области курса «Окружающий мир», так и внеклассное занятие, посвящённое победе в Великой Отечественной войне. Оборудование для урока

  1. Презентация;
  2. Письма-треугольники;
  3. Две сумки почтальонов.

Тип занятия: обобщающее, работа в группах (2 группы учащихся).

Методы:

  • Словесные

  • Практические

  • Наглядные

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Репродуктивный

Основные приемы:

  • Объяснение

  • Беседа

  • Опрос

  • Интегрирование с литературой, с историей, музыкой.

  • Самостоятельная работа с дополнительной литературой

В результате урока учащиеся узнают, что письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Содержание

звучат позывные конкурса «Лучший урок письма»

  1. Организационный момент: Играет мелодия песни «Эх, дороги»
Учитель: Пишите письма, ради всего святого! Пишите письма, хотя бы два слова! Осенью, летом, в снегопад, в зной, Пишите мамам: «Я - живой!» Самое главное: «Я - живой!» Самое важное: «Я - живой!» Учитель: Наверное, с такими словами обращались матери к своим сыновьям, жены к мужьям, дети к отцам, ушедшим на войну. Письма военных лет - они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - ЖИЗНЬ!Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту

Презентация с письмами военных лет

  1. Беседа с детьми:
    - А всё ли мы знаем о том, как писать письма?
    - Скажите, кому люди обычно пишут письма, с какой целью (родным, близким, такие письма называются личными.)
    - Как называется человек, который отправляет письмо? (адресант)
    - Как называют человека, который получает письмо? (адресат)
    - Что нужно сделать, чтобы письмо попало к адресату?

- А из каких основных частей состоит письмо? - Какие правила написания письма вы знаете? - Вспомните структуру письма. Учитель (показывает треугольник-конверт времён Великой Отечественной войны).Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту Учитель: Знаете ли вы, ребята, что это такое? Почему так необычно выглядит это письмо? (Ответы детей) Учитель: Письма военных лет во многом отличались от привычных для нас писем, с виду они были похожи на треугольники. Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял похоронку. Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны. В годы войны письма - треугольники связывали фронт и тыл. Я считаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами. Учитель: Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. Учитель: А как вы думаете, кто помогает доставлять письма по адресу? (почтальон) III. Выступление почтальонов 1-й почтальон: Здравствуйте, я почтальон - Кирилл Шестаков. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте были всегда в дефиците. Конверт-треугольник - обычно тетрадный лист бумаги. Писали письма специальным карандашом. Он ещё назывался химическим. С виду он и был как обычный карандаш. Но если его обмакнёшь в воду, он писал как чернильный. Такие письма не стирались в дороге. Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На фронте почтальоны рискуя жизнью собирали в солдатских частях письма и уносили их с передовой на военно-почтовую базу армии. На всех фронтах был военно-почтовый пункт, откуда письма уходили в тыловые военно-сортировочные пункты и искали своих адресатов. В дни войны газета «Правда» писала, что ждёт от связистов самоотверженной работы как в тылу, так и на фронте. Работа почтальонов помогала ковать победу над врагом. Только в Москве через почтовые отделения отправлялось на фронт 150 тысяч писем в сутки. 2-й почтальон: Здравствуйте, я - почтальон Виктор Бабин. Я ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В моей огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все! Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту 1-й почтальон: Посмотрите ещё раз на фронтовое письмо. Вы видите слово «Проверено цензурой», значит, цензор уже проверила его, и оно может отправляться к адресату. А почему это происходило? (Ответы детей) Учитель: У почтальонов сумке лежат письма. Раздайте их нашим адресатам. Что заметили интересного? (Некоторые письма с опалёнными уголками. Это письма с фронта. Почтальон вынес их с поля боя). Учитель: Разверните ваши письма. Откуда они? (Одни письма пришли с фронта, а другие из тыла). Учитель: Давайте прочитаем наши письма и тем самым построим незримый мост между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту. Дети по очереди зачитывают письма с фронта и из тыла.Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту Учитель: Из писем военных лет складывается история как отдельного человека, так и всей страны. IV. Выступление гостей Учитель: Сегодня у нас в гостях Галина Ивановна Казачек - член общественной организации «Дети войны». Она нам расскажет свою интересную историю, связанную со страшными страницами той войны. Галина Ивановна, вам слово. Вопросы: - Галина Ивановна, если бы вам выдалась возможность написать письмо на фронт, кому бы вы его адресовали, о чём сообщили адресату? - Несмотря на страшные потери в этой войне, у вас уже много лет существует переписка с Германией, расскажите нам о ней. (Галина Ивановна рассказала, что война отняла у неё самое дорогое - родителей. Но она не испытывала ненависть к Германии. Именно в этой стране живёт её подруга Зигфрид, с которой их связывает более чем 50-летняя переписка. Гостья постоянно пишет письма сама и получает их с разных концов страны от своих выпускников. Она видит большое значение письменных сообщений для человека, не смотря на современные способы общения: мобильный телефон, скайп, электронная почта. Галина Ивановна показала коллекцию интересных современных конвертов и открыток, которые она получает с разных частей света, почтовых марок).Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту Учитель: Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу... Учитель: В годы войны доставка писем зависела от полевой почты, а сейчас этот важный процесс зависит от Почты России. Здесь присутствуют люди, которые имеют непосредственное отношение к процессу отправки и доставки писем.

Выступление представителей Почты России. (Представители Хакасского филиала Почта России подарили уникальные книги «Детские письма о главном. С чего начинается Родина?», вручили детям ручки с логотипом «Почта России», которые предложили использовать для написания писем. Также ребята узнали, что ежегодно в России в канун Дня Победы Почта России проводит акцию «Благодарность земляков» В начале апреля почтовики предлогают всем желающим поздравить ветеранов с праздником Великой Победы, направив в их адреса поздравительные открытки или письма с поздравлениями. Для этого в любом отделении почтовой связи страны нужно приобрести маркированную открытку или маркированный конверт праздничной тематики и написать на открытке или в письме свои поздравления и пожелания «безымянному» ветерану. Отправителям не обязательно было знать адреса и фамилии ветеранов: до 9 мая почтальоны всей страны доставят ветеранам все послания вместе с поздравительными письмами Президента Российской Федерации).Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту V. Итог занятия:Урок Мужества Незримый мост, между теми, кто воевал и теми, кто работал и помогал фронту Учитель: В Волгоградской области есть мемориальный комплекс «Солдатское поле», который одновременно является уникальным памятником фронтовому письму, свидетельствующий о великой роли военного почтальона и фронтовых писем, которые давали силу и приближали победу.

Заключение

Литература:

  1. Левитас И. Я. С марками в страну знаний. Заметки о почте и филателии. - К., 1987.

  2. Лурье Ю. В письме всего не опишешь. Напомни после войны, расскажу. Полевая почта: июнь 41-го - май 45-го // Новая газета. - 2008. - № 32. - 8 мая.

  3. Наставление по службе военно-полевой почты в Красной Армии. Приказ НКО СССР, 1942.

  4. Удманцев В. Полевая почта не дойдет до всех. В этом признался начальник фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ генерал Владимир Дурнев // Независимое военное обозрение. - 2003.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/

russianpost.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ


© 2010-2022