Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств» (1 класс Школа2100)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 А класс

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Время проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

«Наши помощники органы чувств»

Тема

«Наши помощники органы чувств»

Цель

Задачи

УУД


формирование понятия «органы чувств» -положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; - показать роль и специфику разных органов чувств; - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им


Планируемый результат Знать: - названия органов чувств; - признаки органов чувств Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы органов чувств; - ставить опыты с помощью учителя; - формулировать результат опыта; - устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Основные понятия

Органы чувств

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1класс. ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- Изд. 3-е, перераб. - М. -: Баласс; Школьный дом, 2011. - 96с., ил. (Образовательная система ""Школа 2100".)

- два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);

- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»;

- карточки с изображениями и названиями органов чувств;

- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;

- 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;

- план работы группы

- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003

Условные обозначения

Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

+

-Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

Формы работы

Фронтальная, групповая


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»

-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина - портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)

-Что-то не так? (У девочки нет лица)

-Что это значит? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей)

Слайд №1.

На доске учитель вывешивает картинки - изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом? Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

II. Формулирование темы и целей урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Открытие детьми нового знания


Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)














IV. Первичное закрепление

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос - это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник - лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен - объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.) Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. Работа в группах. -Каждая группа получит своё задание: 1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе - коробка, 4 группе - папка. Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам. - Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения. Правила обсуждения ответов. - Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). (Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске).

+

-Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)

Урок по окружающему миру на тему Наши помощники органы чувств»(1 класс Школа2100)
- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать) -После проведённого исследования дадим научное определение. Глаза - это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) Слайд №2 На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз. -Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

Физминутка для глаз 2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

-Поиграем в игру «Веришь - не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

(Фразы: 1 группа - у человека 6 ушей, 2 группа - у слона самые большие уши, 3 группа - у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа - у кузнечика уши на коленках.)

-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши - это орган чего? (Орган слуха)

Слайд №3 На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.

Физминутка

(массаж ушных раковин - активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.

Слайд №4 На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.

Физминутка

(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)


3. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)

Слайд №5 На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.

Физминутка

(вращение языком внутри рта - для повышения тонуса,

«медвежьи покачивания» - снятие напряжения)

Общий вывод.

-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?

(Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.)

-Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)

-Проверим, верный ли вывод мы сделали. Возьмите лист с заданием. Что это? (Кроссворд) - Впишите в пустые клетки первые буквы каждого слова и прочитайте, что получится. (Органы чувств)

-Значит, мы были правы? (Да)

-Отгадайте загадки.

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)

2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)


Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме. Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

V. Итог урока

-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

(Орган зрения - увидеть блюдо,

орган обоняния - почувствовать запах,

орган вкуса - узнать вкус)

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

(Органы чувств)

-Назовите их. (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

-А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)

-Мы - молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.





© 2010-2022