Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год) Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру. Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой. Задачи: - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; - воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; - формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни; - формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место учебного курса



На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66 ч (33 учебные недели); 2-4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).



Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


















Содержание учебного курса 1

Раздел

Кол-во часов

Кол-во часов

Пример.

Рабоч. Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем, Вопросиком и Мудрой Черепахой

1

1 2

Что и кто?

20


20

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 3

Как, откуда и куда?

12


12 Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 4

Где и когда?

11


11 Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 5

Почему и зачем?

22

22 Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Итого

66

66

Учебно-тематическое планирование
№ Раздел программы, количество часов Тема урока Количество часов Срок проведения Основные виды деятельности обучающихся Материально-техническое обеспечение урока


Вводный урок. Задавайте вопросы! 1 1 четверть

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями учебника;

- различать способы и средства познания окружающего мира; - оценивать результаты своей работы на уроке Рабочие тетради, сборник тестов, атлас-определитель «от земли до неба»


Экскурсия «Что такое наша школа?» 1 1 четверть - знакомство с правилами поведения в раздевалке, столовой, библиотеке, Памятки для учащихся
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» 1 1 четверть - знакомство с правилами поведения на школьном дворе Памятки для учащихся
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» 1 1 четверть - знакомство с правилами дорожного движения Красные флажки для коллективного перехода через дорогу
Кто и что?(19 часов) Что такое Родина? 1 1 четверть

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; - рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства Ребусы, карта России, флаг и герб России, текст и музыка гимна, картинки с изображением животных, рек, гор, фотографии городских достопримечательностей.

Что мы знаем о народах России? 1 1 четверть -различать некоторые народы России по национальным костюмам Картинки с изображением национальных костюмов, презентация
Что мы знаем о Москве? 1 1 четверть -фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины; -находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; -интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; -составлять устный рассказ; -выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Фотографии достопримечательностей Москвы, портрет президента России
Проект «моя малая Родина» 1 1 четверть -Учиться фотографировать достопримечательности, интервьюировать членов своей семьи, -составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии и слайды Фотографии, слайды, посвященные родному селу
Что у нас над головой? 1 1 четверть -наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; -моделировать форму Солнца; -работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); Презентация, конверт с вопросами и загадками, школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия»
Что у нас под ногами? 1 1 четверть -группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; - практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; -различать гранит, кремень, известняк; -работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; Коллекция камней, атлас- определитель «от земли до неба»
Что общего у разных растений? 1 1 четверть -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; -работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку Таблица «части растений», корзина с плодами, листья капусты, укропа, петрушки, салата, школьный словарик «растения России»
Что растет на подоконнике? 1 1 четверть -наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; -практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя; -различать изученные растения; -работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку; -приводить примеры комнатных растений; -рассказывать об особенностях любимого ра­стения Карточки с заданиями, комнатные растения
Что растет на клумбе? 1 1 четверть -наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам; -практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; -работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; -рассказывать о любимом цветке Букет цветов (гладиолусы, бархатцы, космия, календула, георгины), школьный словарик «растения России
Что это за листья? 1 1 четверть -наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях; -узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях; -сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам; -практическая работа в группе: определять деревья по листьям; - описывать внешний вид листьев какого-либо дерева Кроссворды, словарик «растения России»
Что такое хвоинки? 1 1 четверть -различать лиственные и хвойные деревья; -практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; - сравнивать ель и сосну; -описывать дерево по плану; Гербарии листьев, кроссворды, словарик «растения России»
Кто такие насекомые? 1 1 четверть -рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых; -работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых; -сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам Картинки с изображением насекомых, атлас- определитель
Кто такие рыбы? 1 1 четверть -рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; -моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; -работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; -описывать рыбу по плану; -приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя Кроссворды, картинки с изображением рыб, атлас-определитель
Кто такие птицы? 1 1 четверть -рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; -практическая работа: исследовать строение пера птицы; -работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку; -описывать птицу по плану; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку Картинки с изображением птиц, презентация, атлас-определитель
Кто такие звери? 1 2 четверть -рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; -практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; -работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку; -устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни Картинки с изображением животных, атлас-определитель
Что окружает нас дома? 1 2 четверть -характеризовать назначение бытовых пред­метов; -находить на рисунке предметы определённых групп; -работать в паре: группировать предме­ты домашнего обихода; проводить взаимопро­верку; -приводить примеры предметов разных групп; Карточки для игры «третий лишний», картинки с изображением различных предметов, игрушки или картинки с их изображением
Что умеет компьютер? 1 2 четверть -определять составные части компьютера; -характеризовать назначение частей компью­тера; -сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук; -работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; -моделировать устройство компьютера; -соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; Различные предметы для дидактической игры, компьютер
Что вокруг нас может быть опасным? 1 2 четверть -выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; -характеризовать опасность бытовых пред­метов; -работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; -моделировать устройство светофора; -оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; Компьютер, кроссворд, картинки с изображением опасных предметов (газовая плита, утюг, пылесос, люстра, чайник, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички), карточки с номерами телефонов 01, 02, 03, 04, круги (красный, желтый, зеленый.
На что похожа наша планета? 1 2 четверть -выдвигать предположения и доказывать их; - использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты; -работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; -моделировать форму Земли; Карта России, глобус, тарелка, мяч
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» 1 2 четверть -Выполнять тестовые задания учебника; -выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся Проект «Моя малая Родина»
Как, откуда и куда?(12 часов) Как живет семья? Проект «Моя семья» 1 2 четверть -рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; -называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; -рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; -оценивать значение семьи для человека и общества Карточки с вопросами «Как?», «Откуда?», «Куда?», ребус
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 2 четверть -прослеживать по рисунку-схеме путь воды; -обсуждать необходимость экономии воды; -выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; Таблица «Очистные сооружения»
Откуда в наш дом приходит электричество? 1 2 четверть -отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; -запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; -анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; -практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь Свеча, керосиновая лампа, картинки с изображением приборов работающих от электричества
Как путешествует письмо? 1 2 четверть -наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; -работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку; -различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку Тетрадный лист, конверт с письмом, таблички со словами «отправитель», «адресат», два конверта с маркой и без марки
Куда текут реки? 1 2 четверть -прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; -практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку Конверт с загадками, словарь «Реки, моря, озера горы, России»
Откуда берутся снег и лед? 1 2 четверть -практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; -наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках Бумажные снежинки, лед, карточки со словами «снег», «лед», «белый», «рыхлый», «непрозрачный», «хрупкий», «бесцветный», «тает».
Как живут растения? 1 2 четверть -наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; -прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения; - формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; Карточки с заданиями, комнатные растения, рисунки деревьев, кустарников, предметы для ухода за комнатными растениями
Как живут животные? 1 2 четверть -наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях; -работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка Картинки с изображением животных и их детенышей, словарь «Животные России»
Как зимой помочь птицам? 1
-наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе; -обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; -практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм; -запомнить правила подкормки птиц; Различные виды кормушек, таблица «зимующие птицы», атлас-определитель
Откуда берется и куда девается мусор? 1
-определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; -обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; -практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; Коробка из-под шоколадных конфет, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная, пластмассовая)
Откуда в снежках грязь? 1
-практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; -обсуждать источники появления загрязнений в снеге; -формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; -сочинять и рассказывать сказку на предло­женную тему; Стаканчик с тающим снегом, стаканчик с фильтром и воронкой
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» 1
-Выполнять тестовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся Проекты «Моя семья»
Где и когда? (10 часов) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» 1
-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; -работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе; - рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; Три листа с кроссвордом
Когда придет суббота? 1
-анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее; -работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; Календарь, цветные карандаши, ножницы
Когда наступит лето? 1
-анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; -работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; -наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; Таблица с названиями дней недели, календарь, конверт с вопросами
Где живут белые медведи? 1
-практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль; -рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; -приводить примеры животных холодных районов; -устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; Картинка с изображением белого медведя и пингвина, глобус, запись песни «колыбельная медведицы»
Где живут слоны? 1
-практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку; -работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; -приводить примеры животных жарких райо­нов; -устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями; Картинки с изображением животных саванны и тропического леса, глобус
Где зимуют птицы? 1
- различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек; -работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку; -объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; -приводить примеры зимующих и перелётных птиц; Таблица «зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц, атлас-определитель
Когда появилась одежда? 1
-прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; -отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; -работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; - работать со взрослыми: изготавливать ма­скарадный костюм; Фотографии с изображением людей в различной одежде (античной, для маскарадов или карнавалов, рабочей, деловой, спортивной)
Когда изобрели велосипед? 1
- сравнивать старинные и современные велоси­педы; -работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку; -обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; -запомнить правила безопасной езды на вело­сипеде; Кроссворд, картинки с изображением различных велосипедов, велосипедный насос
Когда мы станем взрослыми? 1
-сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; -определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; -работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; Фотографии с изображением людей разных профессий
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» 1
-Выполнять тестовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся Проект «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (20 часов) Почему солнце светит днем, а звезды- ночью? 1
- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; -работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку; -использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва; Кроссворд
Почему луна бывает разной? 1
-анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; -моделировать из пластилина форму Луны; -рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради; Презентация
Почему идет дождь и дует ветер? 1
- наблюдать за дождями и ветром; -работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку; Воздушный шарик
Почему звенит звонок? 1
-анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; -высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку; Резинка, барабан с палочками
Почему радуга разноцветная? 1
-описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; -запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; -высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку; -работать в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; Презентация
Почему мы любим кошек и собак? 1
-описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку); -обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам; -рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; -практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; -участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; Картинки с изображением кошек и собак различных пород, плакат с правилами безопасности при общении с собаками
Проект «Мои домашние питомцы» 1
-наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений; -фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; -составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; -презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); -оформлять фотовыставку; Презентация о котятах и щенках
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1
-работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку; -рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном; -устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; -определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса; -объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; -работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; Картинки с изображением цветущего луга, леса, презентация
Зачем мы спим ночью? 1
-сравнивать рисунки учебника, делать выво­ды о значении сна в жизни человека; -работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять вза­имопроверку; -оценивать правильность своей подготовки ко сну; -рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе Картинки с изображением животных, которые не спят ночью
Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1
-различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку; -работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; -запомнить правила гигиены при употребле­нии овощей и фруктов; Корзина с муляжами фруктов и овощей, картинки с овощами и фруктами, презентация
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1
-обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, -отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; -рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; -запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; -формулировать основные правила гигиены; Письмо от Мойдодыра, грязный лист с домашней работой, фотографии взрослого и ребенка, у которых выпали зубы
Зачем нам телефон и телевизор? 1
-различать средства связи и средства массо­вой информации; -рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; -объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов; -обсуждать назначение Интернета; -моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону Картинки с изображением старинных и современных средств связи и средства массовой информации, презентация
Зачем нужны автомобили? 1
-классифицировать автомобили и объяснять их назначение; -работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; -использовать представленную в учебнике ин­формацию для выполнения задания; -сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; Презентация об автомобилях
Зачем нужны поезда? 1
-классифицировать поезда в зависимости от их назначения; -работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; -использовать информацию учебника для вы­полнения задания, сравнивать старинные и со­временные поезда; Презентация о поездах
Зачем строят корабли? 1
-классифицировать корабли в зависимости от их назначения; -рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; -работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством корабля, проводить само­проверку и взаимопроверку Презентация о кораблях
Зачем строят самолеты? 1
-классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; -рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; -работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством самолёта, проводить са­мопроверку и взаимопроверку Презентация о самолетах
Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? 1
-обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках; -обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте; -работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае; -участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации Спасательный круг, ремень безопасности, памятка для учащихся
Зачем люди осваивают космос? 1
-рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника; -работать в группе: высказывать предполо­жения по вопросам учебника, осуществлять Са­мопроверку; -моделировать экипировку космонавта; Портрет Ю.Гагарина, презентация о космосе
Почему мы часто слышим слово «экология»? 1
-находить в тексте учебника ответы на во­просы; -приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; Кроссворд, телеграмма от Муровьишки и Мудрой Черепахи
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 1
-Выполнять тестовые задания учебника; -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся Проект «Мои домашние питомцы»




















© 2010-2022