• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХI века») «Удивительное слияние человека с природой»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХI века») «Удивительное слияние человека с природой»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу

Д.Н. Мамина-Сибиряка « Приёмыш» («УМК «начальная школа ХХI века» )

Учитель: Путря Людмила Валентиновна

ТЕМА УРОКА: Удивительное слияние человека с природой ( Работа над сюжетом)

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы….»

М. М. Пришвин

ЦЕЛЬ: умение работать над сюжетом

ЗАДАЧИ: - помочь детям увидеть в этом рассказе-повествовании, интересном и волнующем, фрагменты описаний ( «избушка», «появление лебедя», «игры собаки и лебедя») и рассуждений («зачем улетать лебедю», « отлёт лебедя» …), микротемы и то, как каждая из них раскрывается по-своему;

- формировать умение определять авторскую позицию, выделять главную мысль, выражать свою точку зрения;

- воспитывать любовь ко всему живому на Земле;

-довести до понимания ,что доброта - это богатство, щедрость души человека.

ХОД УРОКА I. Организация урока Я начинаю наш урок, Надеюсь, он пойдет вам впрок. Вы на уроке многое поймете, И разум свой, конечно, разовьете. - Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим говорить об очень важном человеческом качестве - доброте, потому что именно она помогает человеку добиться удивительного слияния с природой. Итак, тема нашего урока- Удивительное слияние человека с природой.( слайд № 2, 3) II. Цель урока и задачи урока. (слайд № 4 ) - Д.Н. Мамин-Сибиряк- мастер художественного слова. Рассказ « Приемыш»- самый лиричный и вместе с тем самый драматичный рассказа писателя, -образец классического развития сюжета. Поэтому сегодня на уроке наша цель - работа над сюжетом произведения. Мы попытаемся увидеть в этом рассказе-повествовании, интересном и волнующем, все виды речи , фрагменты описаний ( «избушка», «появление лебедя», «игры собаки и лебедя») и рассуждений («зачем улетать лебедю», « отлёт лебедя» …), микротемы и как каждая из них раскрывается по-своему, а еще сделаем попытку научиться определять авторскую позицию, выделять главную мысль, выражать свою точку зрения;

III.Повторение о сюжете

-Давайте вспомним, по какой классической схеме строится сюжет? Назовите элементы сюжета.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХI века») «Удивительное слияние человека с природой»

- Какая проблема, конфликт лежит в основе рассказа?

( Пока Приёмыш жил со стариком и Соболько, всё было хорошо.. )

- Правильно, проблема - взаимоотношения человека с природой)? - Рассказ был написан в ХIХ веке, актуальна ли сегодня эта проблема? - Тема произведения - о дружбе человека и животных. В рассказе много микротем, и каждая из них раскрывается по -своему ( повествованием, рассуждением, описанием ). Все это мы постараемся увидеть, работая над сюжетом. В процессе работы мы проверим домашнее задание - наизусть один из монологов.

IV. Работа над сюжетом - Назовите главных героев рассказ ( слайд №6) ( Героем этого рассказа является и автор произведения, рассказчик)

- Зачем используется образ рассказчика? ( слайд № 7 )

1. Все элементы сюжета связывает воедино образ рассказчика - охотника. 2. С помощью образа рассказчика автор достигает реалистичности повествования.

3. Через этот образ автор-рассказчик передает свое отношение к героям и событиям.

4. Именно он видит происходящие события со стороны , что дает возможность читателю наблюдать за судьбами героев произведения

А) Экспозиция- знакомит с персонажами произведения , обстановкой, временем и обстоятельствами действия; I часть

Персонажи

Время (лето -лебедь молодой) .

Обстановка - все дышит покоем ,автор-рассказчик как у себя дома) Обстоятельства - благоприятные - все любят друг друга :старик любит Приемыша и Соболько ( радостно взвизгнула и бросилась к берегу) (слайд №8, 9 )- возможно такое было озеро и избушка рыбака.) - С кем ассоциируется у вас кличка собаки? Вид речи- повествование. Б) ЗАВЯЗКА ( Появление лебедя ) Вид речи- описание ( с. 18. 4 абзац ) Слайд № 10 ) Как лебедь попал на озеро? (монолог № 1 - повествование -наизусть ) - Позиция автора-рассказчика- он предостерегает старика. МОНОЛОГ № 2( наизусть ) Вид речи- рассуждение. -Почему такой вид речи выбрал автор? ( показать житейскую мудрость старика, прозорливость, потому что Тарас был близок к природе. А особенно его ДОБРОТУ )

- Мог ли возникнуть конфликт между птицей и собакой ? Как вы думаете, почему этого не произошло?

МОНОЛОГ № 3 ( отношения Приёмыша и Соболько ) Слайд № 11 МОНОЛОГ № ( гордая птица ) Вид речи - описание. ( ведь старик наблюдал за ними)

Слайд № 12

-Как автор относится к старику Тарасу? ( с. 20 3 абзац- я очень любил старика…)

- Как старик Тарас говорит о своей жизни в лесу ?

МОНОЛОГ № 4

Вид речи- рассуждение. Т. С 19 № 6 « Точное слово»

ФИЗМИНУТКА

Предлагаю на 1 минуту очутиться в чудном уголке природы- в лесу у озера. В. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ

Как мы узнаем о развитии событий в отсутствии автора?

Вид речи - повествование ( с. 22 ) Г. КУЛЬМИНАЦИЯ - ПРОЧИТАЙ ( с. 22 « Ну, а потом я вижу, мой Приёмыш затосковал….) Слова, с которых начинается момент наивысшего напряжения сюжетного действия, драматизм ситуации, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры. - Почему уход лебедя старик называет грехом? Д. РАЗВЯЗКА - Почему же расстались трое друзей? - Умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса? Как Лебедь прощался со стариком? Задание «Точное слово» Т. С. 19 № 3 - Высказал ли автор-рассказчик свою позицию, осуждает ли Приёмыша? Почему? Вмешательство человека в природу, непонимание её ценности, приводит к трагедиям. Автор, возможно и ввёл образ Тараса, чтобы мы читатели, перёживая ему, острее почувствовал драматизм ситуации. Не виноват ни Тарас, не виноват ни Приёмыш. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое бескорыстно. Душа дикой природы, красивая и сильная, воплощена в образе Приёмыша. Но по осени Приёмыш улетел с дикой стаей, потому что эта птица свободолюбивая, и у него должна быть своя семья.( Слайд № 14) -Что хотел сказать автор ? Любовь человека к природе может приносить не только радость, но и страдание; как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной- главная мысль рассказа.

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- А как бы вы поступили на его месте? ( Слайд № 15 )

-поступить с лебедем так, как поступил Тарас?

-подрезать крылья птице и навсегда сделать ее

ручной?

-силой удержать в сарае до зимних холодов и

-оставить зимовать в избушке, а весной

подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Говоря о РАЗВЯЗКЕ , следует отметить, то развязка не всегда совпадает с концовкой, как в данном рассказе. Это дает нам надежду.. Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? - Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.

- Чтобы ещё больше узнать об этой птице, я попросила Никиту Брусенцова приготовить небольшую презентацию о жизни этих птиц. ( Просмотр презентации о лебедях )

V. Итог урока.

(Звучит аудиозапись песни «Просьба» в исполнении БДХ ( солист Серёжа Парамонов) - Наш урок подошел к концу. Думаю, что в вы не остались равнодушны к проблеме, поднятой писателем . В вашем сердце останется доброта ко всему живому на Земле.

VI. Домашнее задание:

  1. Подготовить рассказ об одном из героев рассказа.

  2. *Как бы ты поступил с Приёмышем?

  3. Задание №10 в тетради « Самоконтроль»





© 2010-2022