- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХI века») «Удивительное слияние человека с природой»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХI века») «Удивительное слияние человека с природой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Путря Л.В. |
Дата | 20.11.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу
Д.Н. Мамина-Сибиряка « Приёмыш» («УМК «начальная школа ХХI века» )
Учитель: Путря Людмила Валентиновна
ТЕМА УРОКА: Удивительное слияние человека с природой ( Работа над сюжетом)
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы….»
М. М. Пришвин
ЦЕЛЬ: умение работать над сюжетом
ЗАДАЧИ: - помочь детям увидеть в этом рассказе-повествовании, интересном и волнующем, фрагменты описаний ( «избушка», «появление лебедя», «игры собаки и лебедя») и рассуждений («зачем улетать лебедю», « отлёт лебедя» …), микротемы и то, как каждая из них раскрывается по-своему;
- формировать умение определять авторскую позицию, выделять главную мысль, выражать свою точку зрения;
- воспитывать любовь ко всему живому на Земле;
-довести до понимания ,что доброта - это богатство, щедрость души человека.
ХОД УРОКА I. Организация урока Я начинаю наш урок, Надеюсь, он пойдет вам впрок. Вы на уроке многое поймете, И разум свой, конечно, разовьете. - Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим говорить об очень важном человеческом качестве - доброте, потому что именно она помогает человеку добиться удивительного слияния с природой. Итак, тема нашего урока- Удивительное слияние человека с природой.( слайд № 2, 3) II. Цель урока и задачи урока. (слайд № 4 ) - Д.Н. Мамин-Сибиряк- мастер художественного слова. Рассказ « Приемыш»- самый лиричный и вместе с тем самый драматичный рассказа писателя, -образец классического развития сюжета. Поэтому сегодня на уроке наша цель - работа над сюжетом произведения. Мы попытаемся увидеть в этом рассказе-повествовании, интересном и волнующем, все виды речи , фрагменты описаний ( «избушка», «появление лебедя», «игры собаки и лебедя») и рассуждений («зачем улетать лебедю», « отлёт лебедя» …), микротемы и как каждая из них раскрывается по-своему, а еще сделаем попытку научиться определять авторскую позицию, выделять главную мысль, выражать свою точку зрения;
III.Повторение о сюжете
-Давайте вспомним, по какой классической схеме строится сюжет? Назовите элементы сюжета.
- Какая проблема, конфликт лежит в основе рассказа?
( Пока Приёмыш жил со стариком и Соболько, всё было хорошо.. )
- Правильно, проблема - взаимоотношения человека с природой)? - Рассказ был написан в ХIХ веке, актуальна ли сегодня эта проблема? - Тема произведения - о дружбе человека и животных. В рассказе много микротем, и каждая из них раскрывается по -своему ( повествованием, рассуждением, описанием ). Все это мы постараемся увидеть, работая над сюжетом. В процессе работы мы проверим домашнее задание - наизусть один из монологов.
IV. Работа над сюжетом - Назовите главных героев рассказ ( слайд №6) ( Героем этого рассказа является и автор произведения, рассказчик)
- Зачем используется образ рассказчика? ( слайд № 7 )
1. Все элементы сюжета связывает воедино образ рассказчика - охотника. 2. С помощью образа рассказчика автор достигает реалистичности повествования.
3. Через этот образ автор-рассказчик передает свое отношение к героям и событиям.
4. Именно он видит происходящие события со стороны , что дает возможность читателю наблюдать за судьбами героев произведения
А) Экспозиция- знакомит с персонажами произведения , обстановкой, временем и обстоятельствами действия; I часть
Персонажи
Время (лето -лебедь молодой) .
Обстановка - все дышит покоем ,автор-рассказчик как у себя дома) Обстоятельства - благоприятные - все любят друг друга :старик любит Приемыша и Соболько ( радостно взвизгнула и бросилась к берегу) (слайд №8, 9 )- возможно такое было озеро и избушка рыбака.) - С кем ассоциируется у вас кличка собаки? Вид речи- повествование. Б) ЗАВЯЗКА ( Появление лебедя ) Вид речи- описание ( с. 18. 4 абзац ) Слайд № 10 ) Как лебедь попал на озеро? (монолог № 1 - повествование -наизусть ) - Позиция автора-рассказчика- он предостерегает старика. МОНОЛОГ № 2( наизусть ) Вид речи- рассуждение. -Почему такой вид речи выбрал автор? ( показать житейскую мудрость старика, прозорливость, потому что Тарас был близок к природе. А особенно его ДОБРОТУ )
- Мог ли возникнуть конфликт между птицей и собакой ? Как вы думаете, почему этого не произошло?
МОНОЛОГ № 3 ( отношения Приёмыша и Соболько ) Слайд № 11 МОНОЛОГ № ( гордая птица ) Вид речи - описание. ( ведь старик наблюдал за ними)
Слайд № 12
-Как автор относится к старику Тарасу? ( с. 20 3 абзац- я очень любил старика…)
- Как старик Тарас говорит о своей жизни в лесу ?
МОНОЛОГ № 4
Вид речи- рассуждение. Т. С 19 № 6 « Точное слово»
ФИЗМИНУТКА
Предлагаю на 1 минуту очутиться в чудном уголке природы- в лесу у озера. В. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ
Как мы узнаем о развитии событий в отсутствии автора?
Вид речи - повествование ( с. 22 ) Г. КУЛЬМИНАЦИЯ - ПРОЧИТАЙ ( с. 22 « Ну, а потом я вижу, мой Приёмыш затосковал….) Слова, с которых начинается момент наивысшего напряжения сюжетного действия, драматизм ситуации, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры. - Почему уход лебедя старик называет грехом? Д. РАЗВЯЗКА - Почему же расстались трое друзей? - Умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса? Как Лебедь прощался со стариком? Задание «Точное слово» Т. С. 19 № 3 - Высказал ли автор-рассказчик свою позицию, осуждает ли Приёмыша? Почему? Вмешательство человека в природу, непонимание её ценности, приводит к трагедиям. Автор, возможно и ввёл образ Тараса, чтобы мы читатели, перёживая ему, острее почувствовал драматизм ситуации. Не виноват ни Тарас, не виноват ни Приёмыш. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое бескорыстно. Душа дикой природы, красивая и сильная, воплощена в образе Приёмыша. Но по осени Приёмыш улетел с дикой стаей, потому что эта птица свободолюбивая, и у него должна быть своя семья.( Слайд № 14) -Что хотел сказать автор ? Любовь человека к природе может приносить не только радость, но и страдание; как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной- главная мысль рассказа.
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?
- А как бы вы поступили на его месте? ( Слайд № 15 )
-поступить с лебедем так, как поступил Тарас?
-подрезать крылья птице и навсегда сделать ее
ручной?
-силой удержать в сарае до зимних холодов и
-оставить зимовать в избушке, а весной
подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Говоря о РАЗВЯЗКЕ , следует отметить, то развязка не всегда совпадает с концовкой, как в данном рассказе. Это дает нам надежду.. Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? - Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.
- Чтобы ещё больше узнать об этой птице, я попросила Никиту Брусенцова приготовить небольшую презентацию о жизни этих птиц. ( Просмотр презентации о лебедях )
V. Итог урока.
(Звучит аудиозапись песни «Просьба» в исполнении БДХ ( солист Серёжа Парамонов) - Наш урок подошел к концу. Думаю, что в вы не остались равнодушны к проблеме, поднятой писателем . В вашем сердце останется доброта ко всему живому на Земле.
VI. Домашнее задание:
-
Подготовить рассказ об одном из героев рассказа.
-
*Как бы ты поступил с Приёмышем?
-
Задание №10 в тетради « Самоконтроль»