Конспект урока по ОРКСЭ Совесть

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРКСЭ

Автор - составитель Баскова Надежда Александровна

Класс 4 В

Тема урока: «Совесть».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом. Осуществить взаимосвязь с окружающим миром, русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством, сценическим искусствам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент (2 мин.)

Прозвенел для нас звонок, значит нам пора начать урок. Давайте поприветствуем улыбками друг друга и наших гостей.

Мы растём, растём, растём, растём.

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашки,

Гнёзд не разорим у пташки

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

Учащиеся улыбаются друг другу и учителю.

Рассаживаются на свои места.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и постановка цели урока (5 мин.)

Проверим ранее изученный материал, разгадаем кроссворд.

Нужно к указанным словам подобрать антонимы. Вспомним, что такое антонимы? (слова с противоположным значением)

(Работа в парах. У каждой пары кроссворды на партах и дублирую на слайдах). Проверяем каждая пара читает вопрос и ответ.

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

Давайте поставим цель урока.

Что вы знаете о совести?

Что бы вы хотели узнать?

Отгадывают кроссворд, рассуждают, ставят цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логический анализ

Регулятивные: целеполагание;

выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные: самоопределение

III. Изучение нового материала

( 6 мин.)

Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто (109 л.), которое так и называется «Совесть»:

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто

- Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?

Работа в группах.

1 гр. Задание: заполните таблицу (из своего опыта).

Таблица.

Вопрос

Знаю

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

2 гр. Задание: Прочитайте учебник с. 48 - 49. Ответьте на вопросы:

- Что такое стыд?

-Что такое совесть?

- Чем отличаются два понятия «стыд», «совесть».

3 гр. Задание: работаем со словарями и ищем ответы на вопросы.

- Что такое стыд?

-Что такое совесть?

- Чем отличаются два понятия «стыд», «совесть».

4 гр. Задание: Кто из перечисленных сказочных героев поступил по совести, а кто - нет. И почему вы так считаете? И приведите примеры, в которых вы или ваш друг поступили по совести.

-Карлсон;

-Винни-Пух;

-Красная Шапочка;

-Кот Базилио и Лиса Алиса;

-Маша из сказки «Маша и Медведь»;

-Золушка?

5 гр. Эксперты. Обобщают ранее услышанное.

- Что такое стыд?

-Что такое совесть?

- Чем отличаются два понятия «стыд», «совесть».

Прослушивают стихотворение и отвечают на вопросы.



Каждая группа выбирает командира и того кто будет отвечать.

Работают в группе (ищут ответы на поставленные вопросы).

Познавательные (ознакомление с понятиями «стыд», «совесть»)

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

(2 мин.)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

А теперь садимся за урок!

Выполняют упражнение.

III. Изучение нового материала

( 5 мин.)

Послушаем выступление каждой группы.

Слушают выступление товарищей. Для себя разводят два понятия: «стыд», «совесть».

Сходство

Различие

Стыд

Переживание

перед людьми за своё поведение

Совесть

перед самим собой

IV. Закрепление

( 15 мин.)

Задание желающим. Разыграть ситуацию. «Автобус»

Герои: бабушка, мальчик, девочка.

В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса.

Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком? Почему?

Пока готовятся к разыгрыванию. Работаю с классом.

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

Запас.

Нашел человек чужой кошелек. А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку отличить добро от зла?


Ребята, а какой вы себе представляете СОВЕСТЬ? Если бы вас попросили нарисовать её, то виде кого или чего вы её изобразили?

Изобразите, работаем в группах. 1 рисунок от группы с пояснением (Почему так нарисовали?)

Выставка и рассказ.


Послушайте притчу.

- А что такое притча? (Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение).

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...

- Ребята вот вы прослушали притчу. В чём мораль (смысл) притчи?


Разыгрывают ситуацию.


Отвечают на вопросы.







Прослушивают притчу. Отвечают на поставленные вопросы.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

VI. Рефлексия (итог урока).

(5 мин.)

Не отвергайте свою совесть, не будьте глухими к её голосу, в противном случае она замолкнет. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом - болит душа.

Совесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно перед другими людьми. Совесть и стыд - близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова:

Достиг ли я цели урока? Обоснуйте.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

- Активно работали на уроке….

- Интересны были высказывания…



Высказывания детей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.

Регулятивные учиться совместно с учителем и другими участниками дать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Домашнее задание.

Подберите пословицы о совести.

13



© 2010-2022