- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте по теме «Звуки[ с], [с]. Буквы С. с. »
Урок по обучению грамоте по теме «Звуки[ с], [с]. Буквы С. с. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова Г.Д. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели и задачи: повторить изученные звуки и буквы; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; расширить кругозор детей о животных (слонах); учить читать; учить бережному отношению к природе.
Оборудование: раздаточный материал ( фигурки груш, яблок, земляник), счётные палочки, схемы звуков, звуковые модели, таблица звуков и букв, предметы ( апельсин, мандарин, сахар), таблица для чтения, кубики с буквами, карточки с буквами «С», сделанные из сахара и соли.
ХОД УРОКА:
-
Постановка темы и целей урока:
- Сегодня у нас будет необычный урок. Он будет у нас(пауза) . Как вы думаете, какой у нас будет урок? (Ответы детей).
- Правильно, но если вы решите грамматическую задачу, то узнаете: каким ещё будет наш урок.
Грамматическая задача: С + ЛАД+ КО. (Дети читают: СЛАДКО).
- Да, сегодня у нас будет сладкий урок и в конце урока будет сладкий сюрприз. А чтобы его заработать, мы должны вспомнить, что мы знаем о звуках , буквах, хорошо почитать, потрудиться, ведь как говорится в пословице: «Дело учит, дело мучит, дело кормит!»
II. Повторение о звуках и буквах.
-
- А вот и сластёна Степашка пришёл к нам на урок. Он очень хочет узнать: чему вы уже научились.
- Дети, скажите Степашке, сколько гласных звуков в русском языке. Назовите их.
Теперь прочитаем гласные (на одном дыхании).
ТАБЛИЦА:
-
- С какими согласными буквами уже познакомились? Какие звуки они обозначают?
- Степашка приготовил вам сладкое задание:
а) составить из счётных палочек буквы, с которых начинаются и заканчиваются слова:
1 ряд: МАНДАРИН;
2 ряд: АПЕЛЬСИН;
3 ряд: СЛИВЫ.
б) на грушах дописать буквы, на яблоках и земляниках найти «лишнюю» букву, зачеркнуть и подумать: почему она « лишняя»:
3. Работа по звуковой модели.
- Ребята, тут в волшебной шляпе у Степашки, что-то спрятано. Да это же загадки. Отгадаем?
* Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, …(сушки).
* Без меня вы чай не пьёте,
Все туда меня кладёте. (сахар).
* Очень вкусные, хрустящие
И с начинкою внутри.
Вы попробуйте, ребята, их.
Вам понравятся они (вафли).
- Вы отгадали 3 слова: сушки, сахар, вафли. Какие слова подходят к звуковой модели?
[□] [□] [○]
Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов-слияний? Покажите их на модели.
- Какие же слова подходят к звуковой модели?
- Какая схема нужна: (выбор схемы на наборном полотне).
- Какое слово лишнее и почему? (Слово «сахар» не подходит по количеству звуков; сахар приготовлен не из муки).
- Составьте схему слова «сахар».
III.Работа над новым материалом.
а) - Назовите первый звук в слове «сахар».
- Охарактеризуйте этот звук.
- Назовите последний звук в слове «ось».
- Охарактеризуйте этот звук.
- Какой буквой обозначаются эти звуки? Назовите её.
- Верно, это буква «эс».
б) Показ учителем «сладкой» и «солённой» букв «с».
в) Чтение детьми слогов- слияний и примыканий с буквой «с».
IV. Физминутка:
С какого звука начинается имя Степашка?
Ох, нелёгкое задание приготовил нам Степашка, хоть и сладкое. - Что любит кушать Винни-Пух? (Мёд).
- На чём он добирался к мёду? (На шаре).
Винни-Пух летит на шаре,
Мы его догоним сами.
Руки в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Полетел наш самолёт.
V.Работа по «Азбуке» ( С.51.)
-Где работает Степашка-фокусник? (В цирке.)
- Медведи бывают в цирке?
- Вот этот слон (фигура слона, сидящего на барабане) пришёл к нам прямо из цирка.
Мне знаком один цирковой слон, большой сладкоежка, который помог одной больной девочке выздороветь. Но об этом мы будем читать в 4 классе. А сейчас прочитаем об этом слоне, из цирка.
( Читающие дети читают стихотворение В. Берестова «Слон».)
- Что вы знаете о слонах?
- Где водятся слоны?
Дети, знающие все буквы и хорошо читающие, читают текст по-очереди:
Слон самое большое животное на суше. Питаются они растениями. Живут стадами. Вожак-главный в стаде.
Сообщение учителя: Родина слонов - Африка и Индия. В Индии слонов используют для работы в джунглях. Хобот слона - это нос в виде длинного отростка, который сросся с верхней губой.
VI. Физминутка:
«Нос суёт свой, Игорёк,
И в варенье, и в…
VII. Работа по «Азбуке» на с. 50.
- Слон держит в руках «Русскую азбуку». Он тоже умеет читать и хочет послушать, как вы учитесь читать.
а) чтение слов:
ОСА СОСНА НОСИ ОСИ
ОСЫ СОСНЫ САНИ
б) чтение предложений по таблице:
НИНА У ОСИНЫ.
НИНА! ОСЫ! ОСЫ!
в) ответы на вопросы по картинке к тексту:
- Что вы видите на картинке?
- Почему налетели осы?
- Можно ли оставлять мусор в природе?
- каким способом его надо убрать?
VIII. Работа с кубиками.
-
составить слово СОСНА;
-
переставить слоги так, чтобы получилось слово НАСОС;
IX. Обобщение: назовите буквы, которые мы выучили.
X.Итоги урока: что вы сегодня расскажете дома об уроке обучения грамоте?
XI.Сладкий сюрприз: собачка (мягкая игрушка с мелодией) раздаёт из корзиночки конфеты.