Законы докучной сказки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Законы докучной сказкиРазработка урока по теме «Законы докучной сказки»

Цели урока :

Образовательная -познакомить с докучной сказкой, познакомить с особенностью сказки - повторами, обнаружить сюжетно - композиционные особенности жанра докучной сказки, Развивающая - развивать артикуляционный аппарат, память.

Воспитательная- нравственное воспитание к эстетике.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем мы урок

Улыбнулись, посмотрели

Друг на друга, на меня

Встали прямо , тихо сели

Слушайте меня скорей !

Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие по огородам Бабы Яги , но попасть мы туда сможем , только дружно прочитав заклинание :

Шлеп -шлеп-шлеп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Стук-стук-стук,

Топ-топ-топ.

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в огороды полететь

( учитель открывает доску с условным знаком «Репейники»)

  1. Введение в тему

Беседа

-Ребята, посмотрите, какой интересный знак !

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг ?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели ?

_Кто -нибудь может объяснить ? (Свободное высказывание детей.)

Конечно, можно спросить у Кота ученого, но он отчего -то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят.

От имени репейника выступает учитель

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте !

Веселья вам да радости !

Давным - давно мы вас ждем - пожидаем

Сказку не начинаем !

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус !

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем скучные.

Удобно ли вам , гости дорогие ?

Всем ли видно ? Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить

( лексическая работа)

- Вспомните, что значит «докучать»? Кто из вас заглянул в словарь ?

«Докучная , докучливая сказка - коротенький рассказ , без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» ( Даль В.И. «Толковый словарь»)

В толковом словаре Д. Ушакова сказано : «Докучные - находящие скуку, уныние, надоедливые»

Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная»- значит бесконечная. И «докучать» - значит умолять , просить неотступно. Потому что , едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон «Еще, еще…»

Работа по тетради ( стр. 5)

Отработка навыка чтения ( задания № 1,2)

  1. Изучение нового материала.

Работа по учебнику ( стр. 6-7).

Чтение сказки по ролям.

Учитель читает первым, дети -хором , по рядам - «отвечают»

- Как вы думаете, кому и когда могли рассказать такие сказки ? (Свободные высказывание детей.)

Физкультминутка

Маша шла , шла, шла

(дети шагают на месте )

Маша ягодку нашла ( присели)

Опустилась, поднялась ( поднялись)

«Ах, какая ягодка !»

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из -под ладошки)

Там увидела цветок.

2. Работа по учебнику ( продолжение).

Чтение сказки в парах.

- Можно ли назвать «Сказку про белого бычка» бесконечной ? Кто может ее продолжить ?

( Например : Уйди ! - Ты говоришь «уйди», я говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка ?)

- Какие докучные сказки знаете вы ? ( Ответы детей)

3. Работа по карточкам .

- Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки. На доске рисунки репейников или листьев, на обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в классе . Сказки повторяются , это дает возможность всем детям поучаствовать в работе, а слабо читающим детям - следить за чтением других учеников.

Шел я как - то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост,

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост :

-Пусть ворона мокнет.

( И опять начинать все сначала , пока не надоест)

Жили- были два братца- , два братца - кулик и журавль. Носили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца ?

Жил -был царь, у царя был двор , на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала ?

Жили - были два павлина ,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

***

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству Квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост !

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

И так без конца.

- У кого такая же сказка ?

- Кто докажет , что это докучная сказка ? ( Сказки эти шуточная, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы)

- Какие две части есть в каждом докучной сказке ? Зачем рассказывается первая часть ?

А зачем вторая ? ( Каждая докучная сказка состоит из двух неравная частей : первая имитирует начало настоящей сказки , вторая часть резко обрывает рассказ предложением : «Рассказать ли тебе сказку сначала?».)

- Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки . Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

- Прочитайте вторые части сказок.

Почему возникает чувство разочарования ? (Свободные высказывания детей .)

  1. Упражнения для глаз

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.





АЮКАРБЮУГБ

ВКБДДАВЖРГУЖСГЕИЛИЬ

(круг, карусель)

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

- Что это значит, вам поможет Кот ученый. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.

« В некотором царстве, в тридевятом государстве жила-была Варвара….Не начать ли сказку сначала ?»

ВЫВОД : сюжет докучной сказки движется по кругу , от него может закружиться голова, как на карусели.

Знак на грядке означает , что репейники могут рассказать свои сказки бесконечно..

Работа по учебнику ( стр. 6,7)

Самостоятельная работа по тетради (задание № 3)

ИТОГ УРОКА

Учитель . ребята , пора возвращаться , но репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку . Кот ученый предлагает такое начало (учитель говорит и просит слабоуспевающих учеников продолжить) : «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники …»

Дети .» …Все встают т не пускают их».

Учитель . «Миша и Маша хотят домой, а репейники…»

Дети . «… Все не пускают их».

Учитель . Итак мы домой не попадем, сказка -то бесконечная. Смотрите, сорока. Она несет телеграмму :»»Срочно вызываю . Нужны помощники, чтобы усыпить сказками Кощея Бессмертного . Баба Яга».

Давайте прочитаем заклинание:

Шлеп -шлеп-шлеп

Хлоп-хлоп-хлоп

Стук-стук-стук

Топ-топ-топ

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, нарисуйте солнышко, которое подтверждает ваше настроение после пройденного урока.



© 2010-2022