Развитие орфографической зоркости младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ғ. Мүсірепов атындағы ауданы

Ялты орта мектебі


Район имени Г. Мусрепова

Ялтинская средняя школа




Развитие орфографической зоркости младших школьников
















Выполнила:

учитель начальных классов

КГУ «Ялтинская средняя школа»

Раимбекова Р.Т.








Слайды 1,2,3. Орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Проблема нашего времени: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть" орфограммы. Слайд 4. Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? Слайд 5. 1.Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) 2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом 3.Применять правило. 4. Проверять написанное - самоконтроль. В настоящее время нужно найти что - то новое, увлекающее детей в мир знаний. Для повышения орфографической зоркости нужно применение эффективных современных педагогических технологий: Слайд 6. 1.Создание условий для активной практической деятельности; 2.Развитие умений оценивать, анализировать, применять знания; 3.Эффективное использование различных приёмов и методов. 4.Развитие познавательных способностей, учебной мотивации. Для осуществления данных педагогических технологий необходимо использовать также современные методики: Слайд 7. 1.Технология игровых методик; 2.Проблемное обучение; 3.Технология развития критического мышления; 4.Обучение в сотрудничестве(командная, групповая, парная работа); 5.Здоровьесберегающие технологии; 6.ИКТ На любом традиционном уроке развивать орфографическую зоркость, можно использовать следующие приёмы: орфографические минутки, списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, диктанты. Слайд 8. Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмму - на всю жизнь будет писать её с ошибками. Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что задачи уроков обучения грамоте и письму в 1 классе - это развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. К нам приходят дети с нарушением фонематического слуха. К сожалению, с каждым годом всё больше и больше. Такие дети не слышат звуков, и, когда им даётся задание назвать звуки, например в слоге ма, ребёнок отвечает: 1 звук [т], 2 - [у], а вместе ма. Что же я стала делать: Пока мы не учили буквы, а только звуки, знакомились со схемами слов, я для детей придумала игру про Машеньку, этот мультфильм любят все дети. Она приходила к нам на урок и приносила схемки, она могла подарить схемки только тем детям, которые правильно называли слог, 1-й и 2-й звуки. Алгоритм был таков: слог то, 1 звук [т], 2 - [о], а вместе то. Сначала я им говорила слоги. Когда мы познакомились с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, то и задание усложнилось, дети должны были назвать не только звуки, но и их охарактеризовать. Слайд 9 Например: слог ля, 1 звук [л'] - согласный мягкий звонкий, 2 - [а] - гласный, а вместе ля. Когда все без исключения дети научились подбирать правильно слоги к схемкам и характеризовать звуки в словах, я задание усложнила. Например: слово мама, 1 звук [м] - согласный твёрдый звонкий, 2 - [а] - гласный, 3 звук [м] - согласный твёрдый звонкий, 4 - [а] - гласный, а вместе мама. И каждый раз Машенька дарила детям схемки за правильные ответы. Они их складывали, потом подсчитывали у кого больше. Что это мне дало? Дети слышат звуки, значит, они правильно пишут те слова, которые не отличаются по письму и произношению, не пропуская и не заменяя другими буквами. А такая ошибка у детей встречается часто. Когда дети начинают читать слоги, то им уже легче соединять два звука в слог. Дети легко самостоятельно печатают слова, данные учителем. Когда знакомятся с фонетическим разбором, усваивают его без труда. Конечно же, грамотного письма не будет у ребёнка, если он плохо читает. Поэтому, когда в 1 классе переходим к знакомству с буквами и как только дети начинают читать слоги, я учу детей читать слоги с карандашом (на - гласная а, слог на). И строго требую чтение слогов и слов с карандашом. Слайд 10. Например: парта. При этом я видела, правильно ли читает ребёнок. Этот метод оправдывает себя тем, что дети читают сейчас плавно, безотрывно. Приучены следить за чтением своих товарищей, владеют хоровым чтением. На каждом уроке провожу пятиминутное жужжащее чтение с карандашом. Сейчас, во 2 классе при норме 60 слов в минуту, большинство моих детей укладываются в норму, ниже нормы 1 человек. Чтение у детей выразительное. Обучая детей в 1 классе, я пришла к такому выводу: чтобы развить у детей фонематический слух, а от этого зависит грамотность ученика надо: ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе; постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец); использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р; на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) коса-оса; при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками; подбор слов к звуковым моделям; использовать задания - ловушки (сколько звуков в слове " два"?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата" мягкие? Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук", "Определи место звука в слове", " Найди предметы с заданным звуком", " Шифровальщики" с пропусками "опасных" мест сразу по слуху; ''Найди опасное место''. Особое внимание нужно обратить на работу по составлению схем слова. На 1 этапе работу эту веду фронтально. У всех детей на парте есть фишки, обозначающие гласные и согласные звуки. На доске такие же фишки. Разбираем слово жук. Слайд 10 (3 щелчок) Вместе: Вызываю первый звук жжжжжук. Какой 1 звук? Ребёнок отвечает: 1 звук [ж]- согласный, звонкий, твёрдый и идёт ставит фишку на доске. Такая же работа идёт над всеми звуками слова. На 2 этапе у доски ученик, но вызываем звуки все вместе, а ребёнок называет звук и составляет схему. На 3 этапе вызываем звуки вместе, но каждый самостоятельно составляет схему, на обратной стороне доски ученик также составляет схему, а потом проверяем. На 4 этапе каждый из детей самостоятельно вызывает звуки и составляет схему. Здесь важна система, если она отработана, то к концу изучения грамоты все дети умеют составлять схемы слов. Когда изучили Букварь, начинается работа над орфограммами (ча,ща,чу,щу, жи,ши и т.д.) Выучив каждое правило, договариваемся выделять его зелёной пастой везде, где бы мы не писали это слово. Сразу же начала вводить на уроках русского языка орфографические минутки. Под диктовку, игровые. Продолжаю эту работу и во 2,3, 4 классах. Слайд 11 Какие орфографические минутки бывают: «Буквы спорят» (показываю карточку примерно такую - сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка, слё(з-с)ки; заб(о-а)лел, прил(е-и)тел и т.д.), а ученики показывают на веерах нужную букву; «Вставь пропущенную букву» (м...роз, п...суда, п..льто) «Раздели на два столбика» (диктую слова, дети письменно делят их на группы; в это время можно двоим предложить записывать слова на доске самостоятельно, каждому только одну группу). Например, когда мы повторяем числа глаголов, я диктую слова: наступает, гонят , носит, думаешь, плавает, водите, выгоняет, покормим, засветит, одеваешь. Все ребята пишут в тетрадях по столбикам, а двое у доски, каждый - «своё» число . Такую работу можно проводить с разными орфограммами. «Выпиши только те слова, где есть орфограммы». «Выпиши только те слова, где нет орфограмм». Слайд 12 «Найди лишнее слово». Например: сем…я, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю. «Напиши под диктовку». «Выпиши слова, где есть только корень и суффикс» (и т.п.). А также игровые орфографические минутки: Слайд 13 Русский футбол - на мячах слова с пропущенной орфограммой. Забейте гол в ворота соперника (ученик читает слово, называет орфограмму, проверяет её и забивает гол) Слайд 14 Наряди ёлку - на доске слова с пропущенной буквой. Вместо буквы ёлочная игрушка. Слова записаны в 2 столбика и рядом 2 ёлки. Дети с 1 и 2 рядов цепочкой подбегают к слову, убирают игрушку, вставляют пропущенную букву, а игрушку вешают на ёлку. Слайд 15 Поймай рыбку - читают на рыбке слово с пропущенной орфограммой, называют её, проверяют, говорят правило и забирают на урок рыбку. Также проходят игры Подарю цветок, Собери грибы в корзинку. Слайд 16 Определи маршрут корабля - выходят к доске 2 капитана. На доске 2 корабля и слова с пропущенными орфограммами и сами буквы. Капитаны направляют свои корабли к тем буквам, которые пропущены. Слайд 17 Десантники - выходят к доске столько детей, сколько десантников на доске. Читают слово, находят пропущенную орфограмму и стрелочкой показывают место приземления десантников. Слайд 18. Для орфографических минуток я использую детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке литературы произведений. Хочется отметить, что сама я очень люблю «Орфографические минутки», и дети тоже оживают на них, для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Эта работа оживляет урок, не даёт превратить его в скучный и монотонный. Очень часто даю задание: в тексте найти слова с данной орфограммой или все изученные орфограммы. Цепочкой их назвать. Такая работа развивает орфографическую зоркость детей, настраивает на то, чтобы прежде чем писать слово, его надо проверить. Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача. Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' Слайд 19 (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности. Провожу и коллективную работу над ошибками после написания диктантов На доске пишу слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной работе над ошибками по памятке. Сейчас на уроках русского языка ввела орфографическую самоконтроль. Дети видят орфограммы в словах, могут их объяснить, проверить. Орфографический самоконтроль - это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат. Соотнесение звучащих единиц речи и графических еди­ниц письма, знание правил орфографии и самоконтроль - условия, которые необхо­димы для выработки грамотного письма. Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на этом этапе. 1. Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого накладываете квадрат на пер­вое слово предложения. Постепенно, дви­гая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы», - объясняется ученикам. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее. 2. На каждом уроке отводится 3-5 ми­нут для дополнительного жужжащего чте­ния, а на уроках русского языка использу­ется методика орфографического проговаривания. 3.Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям прогова­ривать только по слогам, называя четко каждое слово. 4. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и со­действующее наиболее прочному усвоению предмет, признак предмета, который при­сущ данному предмету. Контроль работы может осуществляться и в виде взаимопроверки. 5.Существует прием какографии (квазеписьмо), то есть письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске. Сначала работу по поиску и доказательному исправлению ошибок можно проводить коллективно, а затем - самостоятельно при работе по индивидуальной карточке. 6.Контрольные диктанты, изложения, сочинения тоже являются показателем уровня развития орфографического навыка. Слайд 20, 21 Наряду с нетрадиционными уроками я на уроках использую такие интерактивные технологии: 1) блиц-свидание; 2) мозговой штурм; 3) ролевые игры; 4) работу в группах; 5) вопросы - ответы; 6) дискуссии; 7) рыбья кость; 8) истина или ложь; 9) линия алфавита; 10) поймай вопрос; Развитие орфографической зоркости помогает ученикам выработать до автоматизма грамотность письма. Слайд 21.

© 2010-2022