- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко Т.М. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА с.Аксарка
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»
1 час в неделю
Составитель: Татьяна Михайловна Бондаренко
с.Аксарка
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности « Волшебная мастерская» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В.Анащенковой « Технология», М.:Просвещение, 2011 г линии учебно- методических комплектов «Перспектива». Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся декоративно-прикладным искусством, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать ее достижения, а также качеств- трудолюбия, творчества, умение объективно оценивать свою работу.
-
Актуальность
Цели:
1) духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; 2) формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; 3) формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; 4) развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
II.Задачи
- формирование на основе плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделии ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
III. Содержание программы Данный курс предназначен для учащихся младшего школьного возраста. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности по четвертям из расчета два часа в неделю. Для организации работы школьников используются материалы: бумага, картон, природный материал, текстильные материалы, бисер, различный бросовый материал, салфетки, птичьи перья, яичная скорлупа и другое. На занятиях обучающиеся познакомятся с профессиями гончара, маркетолога, модельера, дизайнера, художника, ювелира.
IV.Принципы построения программы от простого к сложному. Ведущей идеей занятий является поэтапное обучение воспитание и развитие обучающихся, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности. Обратить внимание обучающихся на то, что сложные конструкции собираются от простого к сложному. На занятиях реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению собственного проекта. Первый год обучения - выполнение проектов из самых простых материалов. Второй год - выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Третий и четвертый год обучения - выполнение сложных изделий, композиций сюжетов. Каждый год обучения предусматривает выполнение коллективных проектов и организацию выставок работ учащихся под названием «Что умеют наши ручки». Подведением итогов года являются выставки под названием «Мастер - золотые руки». На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных выставок. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это работа с именованными числами, выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, работа с геометрическими фигурами и телами, создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Содержание программы рассчитано на возможности детей 7-12 лет.
V.Основные содержательные линии Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
VI.Системно-деятельностный подход как основной метод обучения. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Волшебная мастерская» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных аспектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
VII.Оценка эффективности программы. Оценка результатов занятий детей по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей, родителей, включает в себя критерии (мотивационно - личностный, «деятельно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки - ярмарки изделий детей. Себестоимость каждого изделия определяется путем выполнения простейших экономических расчетов. Реальные цены определяются в ходе игры - аукциона с участием самих детей, их друзей, родителей и учителей.
Итогом работы служит выставка «Мастер золотые руки». Программа «Волшебная мастерская», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
VIII.Планируемые результаты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Личностные результаты Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению истории и культуре других народов. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления (определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью педагога; проговаривать последовательность действий на занятие; учиться работать по предложенному учителем плану; самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем). Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха: в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат: технология продуктивного чтения; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности (ориентироваться в книгах: на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме, делать выводы в результате совместной работы группы и педагога. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему), пользоваться словарями, справочниками.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества в работе над коллективными проектами. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. (оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. Использование приобретённых знаний и умении для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Критерии диагностического контроля для 1, 2, 3, 4 классов Овладение техническими приемами ручной обработки природных материалов.
- Приобретение навыков работы с глиной, бумагой, картоном, нитками и «бросовым» материалом.
- Получение первоначальных представлений о мире профессии связанных с практической, предметной деятельностью.
- Овладение технологическими приемами, выполнения работ из бумаги, картона, глины, нитками.
- Овладение технологическим приемами, выполнения изделий из различных материалов.
- Участие в выставках декоративно-прикладного искусства на уровне школы, района и округа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с.Аксарка
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
А.В. Редикульцева
___ ______________2014 г
«
Календарно-тематическое планирование
на 2014-2015
по внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»
1 час в неделю
Составитель: Татьяна Михайловна Бондаренко
IX.Содержание программы
Первый год обучения (33 часа)
I четверть 9 часов
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Дата
1.
Вводное занятие
Ознакомление детей с предстоящей работой в кружке «Волшебная мастерская».
Знакомство с правилами труда, санитарии и гигиены.
Общие сведения о материалах и инструментах.
1
2.
Работа с природным материалом
-
Сбор природного материала (самостоятельно)
-
Оформление панно из засушенных листьев, семян, цветов.
-
Изготовление фигурок животных из шишек.
-
Роспись по камешкам.
-
Декоративное оформление баночек кедровыми орешками, семечками.
4
1
1
1
1
3.
Работа с пластилином
«Пластилиновые фантазии». Знакомство с особенностями и свойствами пластилина. Изготовление объемного панно «Цветы». Рисование пластилином на стекле.
2
1
1
4.
Коллективная работа над проектом «Подводное царство».
1
5.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки».
1
II четверть 8 часов
1.
Работа с бумагой и картоном
«Бумажные фантазии»
-
Аппликация из геометрических фигур (кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников).
-
Силуэтное вырезание из бумаги.
-
Цветы из бумажных ленточек в технике квилинга.
-
Изготовление новогодней открытки в технике оригами.
6
1
1
2
1
2.
Коллективная работа над проектом «Новый год в кругу друзей».
2
3.
Подведение итогов «Что умеют наши ручки».
1
III четверть 10 часов
1.
Работа с «бросовым» материалом
«Самоделки из всякой всячины»
Проект «Игрушка для младшего друга»
-
Конструирование игрушек на основе спичечных коробок.
-
Конструирование игрушек из поролона.
-
Конструирование игрушек из футляров от «Киндер-сюрпризов».
3
1
1
1
2.
Работа с глиной
-
Изготовление сувенирных подарков папам ко дню защитника Отечества.
-
Изготовление сувенирных подарков мамам к 8 марта.
-
Роспись глиняных игрушек.
3
1
1
1
3.
Работа с бисером на проволочной основе
-
Параллельное плетение из бисера на проволочной основе цветов.
3
4.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
IVчетверть 6 часов
1.
Работа с пряжей
«Ниточки, моточки».
-
Нитяная графика. Изонить «Одуванчик».
-
Нитяная графика. Изонить «Цыпленок».
6
2
2
2.
Коллективный проект «Птицы Севера»
1
3.
Подведение итогов года
Подготовка выставки детских работ «Мастер - золотые ручки»
1
Второй год обучения 34 часов
I четверть 9 часов
1.
Вводное занятие
Ознакомление обучающихся с предстоящей работой в кружке «Волшебная мастерская».
Знакомство с правилами труда, санитарией и гигиеной.
Сведения о материалах и инструментах.
1
2.
Работа с природным материалом
«Волшебная флористика»
-
Сюжетные картины из засушенных листьев, семян, семечек.
-
Аппликации из кожуры цитрусовых плодов.
-
Изготовление веночка из шишек, мишуры и мелких орешков.
5
2
1
2
3.
Коллективный проект «Осенняя рапсодия»
-
Конструирование игрушек из сосновых шишек, шишек лиственницы.
2
4.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
II четверть 8 часов
1.
Работа с бумагой и картоном
«Бумажные фантазии»
-
Изготовление цветов из гофрированной бумаги.
-
Изготовление панно способом торцевания из гофрированной бумаги.
-
Аппликация из гофрированной бумаги. Совенок.
-
Изготовление ёлочных сувениров из бумаги и картона. Новогодний сапожок.
5
1
2
1
1
2.
Работа с глиной.
Изготовление новогодних сувениров.
2
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
III четверть 10 часов
1.
Работа с «бросовым» материалом
«Самоделки из всякой всячины»
Индивидуальные проекты «Подарок другу»
-
Фоторамки, оформленные макаронными изделиями и ракушками.
-
Изготовление игрушек из пластиковых бутылок.
-
Игрушки из спичек.
8
2
2
1
2.
Коллективный проект
«Забавные игрушки из фантиков и пуговиц».
2
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
IV четверть 7 часов
1.
Работа с пряжей и нитками
«Ниточки, моточки»
-
Игрушки из шерстяных помпонов.
-
Игрушки из ажурных коконов.
4
2
2
2.
Коллективный проект
Волшебная паутинка. «Игрушки из ажурных коконов».
2
3.
Подведение итогов года
Подготовка выставки детских работ «Мастер золотые ручки».
1
Третий год обучения 34 часа
I четверть18 часов
1.
Вводное занятие
Ознакомление обучающихся с предстоящей работой в кружке «Волшебная мастерская».
Знакомство с правилами труда, санитарией и гигиеной.
Сведения о материалах и инструментах.
1
2.
Работа с природным материалом
-
Изготовление игрушек из овощей и фруктов
-
Сюжетные аппликации из засушенных листьев.
-
Сувениры из еловых шишек. «Дракончик» инд.проект.
-
Сувениры из лука. «Девчонки и мальчишки».
-
Аппликации из окрашенного песка или опилок.
6
1
1
1
1
1
3.
Коллективный проект из птичьих перьев «Цветы»
2
4.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
II четверть 8 часов
1.
Работа с бумагой и картоном
«Бумажные фантазии»
-
Объёмные фигурки из гофрокартона. Объемный квилинг.
-
Изготовление открытки «Рождественские колокольчики». Квилинг.
3
1
2
2.
Работа с глиной
-
Изготовление новогодних сувениров, символы предстоящего Нового Года
4
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
III четверть 10 часов
1.
Работа с бросовым материалом
«Самоделки из всякой всячины»
-
Изготовление игольницы - корзиночки из атласных ленточек.
-
Игрушка сувенир «Гномик» (из ватных
-
шариков).
-
Оформление пасхального яйца.
-
Оформление баночки в технике декупажа.
7
2
1
2
2
2.
Коллективный проект
«Аквариум». Роспись рыбок на оргстекле.
2
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
IV четверть 7 часов
1.
Работа с пряжей и нитками
-
Игрушки сувениры из шерстяных ниток. Сова. Одуванчик.
-
Изготовление игрушки из помпонов «Домовенок» инд.проект.
4
2
2
2.
Коллективный проект
Гусеница (из шерстяных ниток).
2
3.
Подведение итогов года
Подготовка выставки детских работ «Мастер - золотые ручки».
1
Четвертый год обучения 34 часа
I четверть 9 часов
1
Вводное занятие
Ознакомление обучающихся с предстоящей работой в кружке «Волшебная мастерская».
Знакомство с правилами труда, санитарией и гигиеной.
Сведения о материалах и инструментах.
Общие сведения о свойствах глины.
1
2.
Работа с глиной
«Волшебная глина»
-
Лепка дымковской игрушки. Козлик.
-
Лепка дымковского петушка.
-
Лепка дымковской курицы.
-
Лепка индюка.
-
Грунтовка и роспись игрушек.
6
1
1
1
1
2
3.
Коллективный проект
«Хоровод дружбы» (Из глины).
1
4
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
II четверть 8 часов
1.
Работа с глиной
-
Изготовление новогодних сувениров
-
Изготовление куклы в национальной одежде.
5
3
2
2.
Коллективный проект «Нарциссы» (квилинг).
2
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
III четверть 10 часов
1.
Работа с «бросовым» материалом
«Самоделки из всякой всячины»
-
Объемная картина из бумаги «Рыцарь»
-
Оформление сувениров в техники декупажа.
-
Пасхальные сувениры
6
2
2
2
2.
Коллективный проект
«Дерево дружбы». Плетение на проволочной основе из пайеток.
3
3.
Подведение итогов четверти «Что умеют наши ручки»
1
IV четверть 7 часов
1.
Работа с текстильным материалом
«Ниточки, моточки»
-
Изготовление мягкой игрушки из перчаток. «Зайчик».
-
Изготовление плоской комбинированной игрушки «Кот». (Держатель для ручек у телефона).
4
2
2
2.
Коллективный проект
«Хоровод игрушек» (из ажурных коконов).
2
3.
Подведение итогов года
Выставка детских работ «Мастер - золотые ручки».
1
X.Учебно - тематический план
Первый год обучения
№
Тема
Всего часов
Вводное занятие
1
Работа с природным материалом
4
Работа с пластилином
2
Работа с бумагой и картоном «Бумажная фантазия»
6
Работа с «бросовым» материалом «Самоделки из всякой всячины»
3
Работа с глиной
3
Плетение бисером на проволочной основе
3
Работа с пряжей и нитками «Ниточки, моточки»
5
Коллективная работа над проектами
3
Подведение итогов «Что умеют наши ручки»
4
Итого
33
Второй год обучения
№
Тема
Всего часов
Вводное занятие
1
Работа с природным материалом
5
Работа с бумагой и картоном «Бумажные фантазии»
5
Работа с «бросовым» материалом «Самоделки из всякой всячины»
8
Работа с пряжей и нитками «Ниточки, моточки»
4
Работа с глиной
2
Коллективная работа над проектами
4
Подведение итогов «Что умеют наши ручки»
4
Итого
34
Третий год обучения
№
Тема
Всего часов
Вводное занятие
1
Работа с природным материалом
6
Работа с бумагой и картоном «Бумажные фантазии»
3
Работа с «бросовым» материалом «Самоделки из всякой всячины»
7
Работа с пряжей и нитками «Ниточки моточки»
4
Работа с глиной
4
Коллективная работа над проектами
5
Подведение итогов «Что умеют наши ручки»
4
Итого
34
Четвертый год обучения
№
Тема
Всего часов
Вводное занятие
1
Работа с глиной «Волшебная глина»
11
Работа с «бросовым» материалом «Самоделки из всякой всячины»
6
Работа с пряжей и нитками «Ниточки, моточки»
5
Коллективная работа над проектами
7
Подведение итогов «Что умеют наши ручки»
4
Итого
34
Методические рекомендации
Правила поведения
- На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
- На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, не языком.
- Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола все что упала.
- Не бери ничего в рот, не касайся грязными руками лица, глаз и одежды.
- Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте и оберегай от пыли грязи.
- Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они тебе не понравились.
- Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
- Научился сам - помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправит ошибку. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
- В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги и исправь ошибки.
Интересный факт Оригинальные бумажные узоры украшали жертвенные дары, которые преподносили на церемонии почитания богов и предков. Сегодня бумажные узоры применяют только для декорирования интерьера. Ими украшают окна, двери, стены, лампы, зеркала, фонари и колонные дома. Бумажным кружевом оклеивают подарки, иногда бумажные узоры и сами выступают в роли подарков. Раньше такие узоры использовали в качестве образцов для орнаментов лаковых изделий и вышивки. Вырезают узоры из бумаги только вручную. Так, различают два вида вырезания: 1)вырезание при помощи ножниц, когда используют сразу несколько листов бумаги (не более 8 листов за один раз); мастера клеят их на бумагу, а потом при помощи ножа доводят до совершенства; 2)вырезание при помощи ножа- бумагу складывают несколько раз, потом кладут её на рыхлый клей, приготовленный из пепла и животного жира, и тщательно вырезают на бумаге узор; нож при этом держат вертикально и обрабатывают по заготовленному образцу. Преимущество второго способа заключается в том, что можно одновременно вырезать несколько узоров. В деревне занимаются вырезанием в основном женщины и девушки, а раньше вырезать из бумаги должна была уметь каждая девушка, так как это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессионалами всегда были мужчины, так как раньше вырезание было доступно в специальных мастерских только им.
Такие разные полоски Квилинг, или бумагокручение,- старинная техника которая появилась в Европе на рубеже XIV-XV веков. Название пришло к нам из английского языка- «quilling»- от слова «quill»- «птичье перо». Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. В технике квилинг украшали предметы культа, шкатулки для рукоделия и другие изящные дамские штучки. Внешне эти изделия напоминали ювелирную технику- филигрань. Поэтому квилинг еще называют бумажной филигранью. Работа в технике квилинг - занятие кропотливое, требующее внимания и усидчивости. Такие изделия может выполнить взрослый человек или подросток. А как быть если ваш ребенок хочет попробовать бумагокручение, но еще слишком мал? Вместо полос из тонкой бумаги можно использовать тонкий цветной гофрокартон. Работа с этим материалом не требует специальных приспособлений, а фигурки которые получаются из разноцветных полос, привлекательны не только для ребенка, но и для взрослых. Как и все изделия в технике квилинг, поделки из гофрокартона достаточно прочны, их можно использовать для игры или украшения детской комнаты.
Объемное оригами Искусство оригами прочно удерживает первенство в популярности различных техник работы с бумагой. Создание фигурок из обычного бумажного листа- занятие увлекательное и не требующее специальной подготовки. В последнее время особенный интерес вызывает модульное, или объемное, оригами, когда фигурки складывают из множества мелких деталей-модулей. Этот процесс чем-то напоминает вязание на спицах, да и фактура изделия похожа на трикотажное полотно, связанное из толстых ниток. Модули оригами могут иметь самую разную форму. При сборке модули держаться за счет силы трения, позволяя изгибать конструкцию и придавать ей самые разные формы. Но в некоторых случаях модули имеет смысл склеивать между собой. Приклеивать нужно и отдельные элементы конструкции.
Ниткография Ниткография, или изонить,- это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т.п.). ее называют вышивкой по картону. В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. К тому же для того, чтобы заниматься никтографией, не требуется больших затрат. Основные материалы- это твердая основа и цветные нитки. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины особым образом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступным материалом. Вторая версия гласит, что создательницей техники никтографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых- «Подготовка ребенка к восприятию к науки» (1904)- имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятие никтографией доступно и интересно людям практически любого возраста. Никтография хорошо развивает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает тренировать память.
Откуда вы фантики История фантиков насчитывает всего около полутора сотен лет. Известно, что первой оберткой для конфет стала парафинированная бумага, придуманная в 1972 году знаменитым американским изобретателем электрической лампочки и многих других технических диковинок того времени- Томасом Эдисоном. Производители конфет уже тогда поняли, что яркая, привлекательная упаковка способствует популярности и реализации товара. К примеру, в знаменитом Товариществе купцов Абрикосовых, одном из старейших производителей «сладкой продукции» в России, впоследствии преобразованном в кондитерский концерн «Бабаевский», для изготовления оригинальной красочной упаковки действовал целый цех с тридцатью рабочими, при котором работала группа талантливых художников, поэтому каждая упаковочная коробочка, бумажная этикетка или обертка становилась настоящим произведением искусства. Покупатели зачастую долгие годы хранили пустые коробки для конфет и красивые фантики. Сегодня для новых красочных этикеток и коробок существуют целые дизайн-бюро, напичканные последними техническими новинками, в которых работают лучшие дизайнеры и маркетологи. Вот какое серьезное внимание уделяется рождению маленького фантика! А сколько удовольствия доставляет перебирать и рассматривать пеструю гору собранных фантиков! Каких только представителей веселого бумажного семейства здесь не увидишь: крошечные и гигантские; яркие пестрые, сверкающие и элегантные в приглушенных тонах; фантики с симметричной каймой по краям или с одним выразительным рисунком в средней части, например, дома, люди, звери, фрукты… но больше всех, пожалуй повезло коровке и белке- их изображения встречаются на обертках самых вкусных «Коровок» и «Белочек».
«Реставрация» фантиков Поделки из фантиков будут аккуратными только в том случае, если они достаточно хорошо расправлены перед работой. Фантики производят из различных материалов (фольги, парафинированной бумаги, тонкого пластика, целлофана), это надо обязательно учитывать при подготовке к работе, поэтому, взяв в руки «свежий» фантик, его сразу же следует разровнять, разгладив рукой на ровной поверхности. Можно так же положить фантик под пресс, например под стопку книг. Если фантик достался вам слишком измятым, а в работе без него не обойтись, тогда рекомендуем прогладить его между двумя листами белой бумаги ( используют также бумагу для выпечки). Утюг следует не слишком нагревать, а бумагу почаще менять. Нельзя гладить фантика из пластика из целлофановой подложкой- они могут расплавиться. Также не гладят фольгу- ее просто разравнивают руками на столе. Начиная копить фантики, вскоре становится понятно, что удобнее всего рыться в своих запасах, хранящихся в широких коробках или в больших прозрачных банках с широким горлом. Собирая фантики, старайтесь сразу сортировать их по размеру, материалу (бумага, фольга, пластик) и цветовой гамме. Накапливая фантики для определенного изделия, разложите их в конверты по цветам, а еще лучше использовать прозрачные файлы или целлофановые пакеты. На скорую руку можно воспользоваться деревянными прищепками. Конфетные обертки соединяют между собой различными способами в зависимости от выбранного изделия: их можно нанизать иглой с ниткой, скреплять степлером или двухсторонним скотчем, наклеивать, поэтому в арсенале рукодельницы должны быть ножницы обычные и «зигзаг», концелярский нож, длинная игла с прочной ниткой, степлеры (желательно большой и маленький), двусторонний скотч, клей «Момент» и не оставляющий следов ПВА, а так же линейка и карандаш. Для украшения поделок пригодятся бусинки, значки, наклейки, пуговицы, ленточки, шнурки и разнообразные рамки.
Правила подготовки
рабочего места перед началом урока.
- Достань необходимые принадлежности для работы.
- Надень фартук.
- Тряпку для рук держи в кармане фартука.
- Мусор и отходы не бросай под стол.
- Все ненужное убери в мусорное ведро.
Требования при работе с «бросовым» материалом
1.Материал должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию)
2.Материал должен быть тщательно промытым и высушенным.
3.Доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, вклеиваться)
4.Не вызывать чувства брезгливости у детей.
Список литературы для педагога и обучающихся:
- Черныш И. Поделки из природного материала- М. «АСТ - Пресс», 1999 - 158с.; ил.
- Моргунову К. Фигурки животных из природных материалов. М.: «Эксмо», 2012 - 63с.;ил.
- Перевертень Г. Волшебная флористика М.: АСТ «Сталкер», 2006 - 14с.;ил.
- Перевертень Г. Аппликация из цедры и шелухи лука М.: АСТ «Сталкер» 2006 - 14с.;ил.
- Лыкова И. Лепим игрушки- М.: ООО Изд.Дом «Карапуз» 2012-14с.;ил.
- Щеблыкин И. Аппликационные работы в начальных классах Изд. «Просвещение» 1983 - 160с.;ил.
- Уолтер Х. Цветы из бумажных лент.-М. «Ниола-Пресс», 2008 - 32с.;ил.
- Перевертень Г. Самоделки из бумаги М.Просвещение. 1983 - 93с.;ил.
- Самоделки- М. Малое предприятие «Диалог-информ» Издательская фирма Алькор 1993- 79с.
- Соколова С. Школа оригами М.: «Эксмо»; 2004 -176с.;ил.
- Новая жизнь старых вещей составитель Бугаева М, М.:Педагогика-пресс, 1994-128с.; ил.
- Мешанина Л. Мозаика из яичной скорлупы М.: Аст-Пресс книга, 2010-80с.;ил
- Давыдова Г. Детский дизайн. Поделки из бросового материала - М.: ООО Изд. «Скрипторий», 2008- 80с.;ил.
- Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. М.: Риполклассик, 2001-80с.;ил.
- Чиотти Д. Цветы и букеты из бисера - М.: Издательская группа «Контент», 2009-47с.;ил.
- Лындина Ю. Фигурки из бисера - М.: «Культура и традиции» 1997-75с.;ил.
- Паятелева О. Ниточки моточки - М.: Изд.дом «Карапуз» 1996-16с.; ил.
- Вирко Е. Деревья из бисера - М.: «Эксмо», 2012-64с.;ил.
- Зайцева А. Роспись по камешкам.- М.: «Эксмо» 2011-64с.;ил.
- Соколовская М. Знакомьтесь с макраме - М.: «Просвещение», 1985-110с.:ил.
- Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков - М.: «Рипол Классик», 2001-94с.;ил.
- Грушина Л. Перчатки, - М.: Изд.дом «Карапуз», 2009-14с.; ил.
- Шинковская К. Вещицы из войлока - М.: «АСТ Пресс-книга» 2010-96с.;ил.
- Андреева Р. Расписные самоделки - Спб.: ООО Изд.дом «Литера» 1998-171с.;ил.