Здоровьесберегающее пространство начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Кафедра педагогики и методики начального общего образования

Здоровьесберегающее пространство начальной школы


Выполнила

учитель начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №1

Бобровского района

Махинова Е.Н.

Воронеж 2011 г.

Оглавление.


Введение 2 - 4 стр.

Глава 1 4 - 8 стр.

Глава 2 8 - 16 стр.

Глава 3 16 - 24 стр.

Заключение 24 - 26 стр.

Список использованной литературы 27 - 28 стр.

Введение. Комплексное психолого - педагогическое сопровождение обучения и развития учащихся осуществляется с первых дней поступления ученика в школу в соответствии с требованиями действующего Государственного стандарта начального образования. К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья школьника относятся: - методы и формы обучения; - психологический фон уроков; - санитарно-гигиенические условия; - двигательный режим дня; - рациональное питание; - медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня. Здоровьесберегающее пространство рассматриваю как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения младших школьников без ущерба их здоровья. Какие возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребёнка, налицо? 1. Новое сознание учителя, его отношение к ребёнку: не ценность знаний, а ценность здоровья ( изменение образовательного поля). 2. Новая концепция образования: здоровье человека - здоровье общества - здоровье природы. 3. Новое миропонимание: ценность здоровья и жизни. 4. Защита прав ребёнка (выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в развитии общества). Самым главным в начальной школе является воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровьесберегающее пространство должно быть нацелено на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Цель здоровьесберегающего пространства : научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье детей; формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, осознанный выбор здорового образа жизни; знакомить учащихся с опытом и традициями сохранения физического и психического здоровья. Задачи здоровьесберегающего пространства: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. Для работы предлагаю следующие темы бесед и мероприятий: 1класс. «Чистые руки, чистое тело - смело берись за любое дело!», «Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы закаляться», «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься». 2класс. «Что значит: быть здоровым человеком?», «Шалости и травмы», «Чем можно отравиться?». 3класс. «Путешествие в страну Здоровья», «Везде полезны и всегда солнце, воздух и вода», «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Говорим мы вам без смеха, что чистота - залог успеха». 4класс. «Вредные привычки», «Здоровье девочки», «Здоровье мальчика», «О пользе зарядки».

Глава 1. В Российской Федерации продолжается разработка Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В её проекте на первом месте стоит обновление образовательных стандартов, которые будут включать три группы требований: 1) требования к структуре образовательных программ; 2) требования к условиям реализации образовательных программ; 3) требования к результатам их освоения. В требованиях к условиям реализации образовательных программ по проекту «Наша новая школа» планируется описать все условия, без которых нельзя будет достичь необходимых результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья детей. Планируется большое внимание уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важно перенести здоровьесберегающие факторы из внешней среды уроков внутрь их структуры. Эти условия должны создаваться для ребёнка с первых дней обучения, поэтому в настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах - одна из самых насущных. На текущий момент здоровые дети составляют 3 - 10 % от их общего числа. Подобное положение - результат неблагоприятной экологической ситуации, недостаточно высокого уровня развития здравоохранения, ведения неправильного образа жизни, наследственные факторы. К сожалению, отрицательный вклад в неблагополучное состояние здоровья подрастающего поколения внесла и школа, ведь дети, особенно младшего школьного возраста, проводят в её стенах большую часть дня. Главная задача школы, по- прежнему, - образование и воспитание. Но её надо решать вместе с другой важнейшей задачей - оздоровлением. Дело врачей - лечить и предупреждать болезни. Дело педагогов и самих учащихся - не вредить здоровью, а всемерно его укреплять. Технология здоровьесбережения в образовании - это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющего достигнуть положительного результата в образовании и воспитании без лишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. Сейчас существует много авторских здоровьесберегающих технологий. Значит ли это, что во всех школах необходимо внедрять именно эти педтехнологии в связи с их актуальностью? Конечно же, нет. Ведь как тогда быть с другими инновационными технологиями, которые уже используются в школах и дают прекрасные результаты? Дело в том, что каждая из педтехнологий может быть как и здоровьесберегающей, так и здоровьезатратной. Чтобы любая педтехнология выполняла здоровьесберегающую функцию, необходимо её соответствие определённым критериям. 1. Учёт состояния здоровья. Образовательная технология должна содержать систему контроля за состоянием здоровья учащихся. 2. Здоровьесберегающая направленность содержания предмета. 3. Учёт возрастных особенностей. Построение обучения с учётом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности. 4. Обучение через деятельность. Усиление практической направленности обучения, упор на осмысление материала 5. Учёт основных свойств нервных процессов учащихся. Система правил по работе с учащимися разных типов нервной системы. Особое внимание обращается на детей со слабой и инертной нервной системой. 6. Учёт стиля деятельности ученика. Стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Формирование опыта творческой деятельности. 7. Учёт индивидуальных особенностей ученика. Учёт зоны актуального развития( обученность, развитость, воспитанность), ближайшего развития( обучаемость, развиваемость, воспитуемость) и саморазвития( самообучение, самовоспитание, саморазвитие). 8. Обеспечение мотивации. Ребёнок рассматривается не как объект, а как субъект обучения. Содержание образования должно включать всё, что нужно человеку для формирования и развития собственной личности, должно быть ориентировано на оказание помощи индивидууму обрести себя, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способностями решения проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им. 9. Ориентация на формирование представлений. Учебно-воспитательный процесс направлен не на передачу знаний, а на ту усвоенную информацию о мире, которая используется учащимися для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире. 10. Освоение успешности учения. Ставка на позитивные начала в ученике, создание ситуации успеха для каждого( адекватные по сложности задания). 11. Стимулирующая роль оценки. Оценка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. 12. Творчество в учебно -воспитательном процессе. 13. Исключение перегрузки памяти. Рационально задействуются разные виды памяти( механическая, ассоциативная, логическая…) 14. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, физкультминуток, динамических пауз. Каждому учителю, использующему ту или иную образовательную технологию, необходимо задуматься о том, насколько она соответствует вышеназванным критериям, потому что обучать без вреда для здоровья - это не задача школы, а обязательное условие её работы. В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» большое внимание уделено здоровью школьников. Отмечена важность перехода от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья каждого ребёнка. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учёбе. Новая государственная политика в области образования предоставляет школьным учителям большие возможности в выборе программ обучения, новых педтехнологий, предполагает создание современных авторских программ. Наверняка, педагоги воспользуются этими правами. Хотелось бы, чтобы при этом были учтены критерии, позволяющие каждой инновации стать здоровьесберегающей. Приоритет здорового образа жизни должен быть полностью реализован в школе, потому что только здоровые люди смогут раскрыть свои способности и комфортно существовать в высокотехнологичном конкурентном мире. Даже восточная мудрость гласит: « У кого есть здоровье - у того есть надежда, у кого есть надежда - у того есть всё».



Глава 2. Здоровье - самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Однако в первый класс приходят только 5% абсолютно здоровых детей. За одиннадцать лет обучения в школе состояние здоровья детей резко ухудшается в результате перегрузки школьных программ, отсутствия полноценного питания, низкой двигательной активности. Как следствие ухудшения состояния здоровья школьников - снижение качества знаний. Поэтому главным направлением в работе учителя начальных классов является решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья. В этом направлении необходимо проводить определённую работу и придерживаться следующих направлений: - Обеспечение освещения классной комнаты. - Осуществление режима проветривания классной комнаты. - Формирование правильной осанки на занятиях. - Подвижные игры на переменах. - Физкультминутки на занятиях. - Осуществление дифференцированного подхода к слабоуспевающим детям и организация щадящего режима. - Создание доверительной атмосферы, комфортной обстановки, оптимальных психологических условий на занятиях. - Осуществление мер, предупреждающих инфекционные заболевания. В настоящее время каждого человека волнует проблема ухудшения здоровья детей и взрослых людей. Причины этого явления общеизвестны. Это изменившиеся условия окружающей среды и ускорение темпов жизни. Причины прогрессирующего ухудшения здоровья детей связаны с несоответствием образовательной среды возможностям детей и социальными условиями жизни семьи. 1группа - дети из неполных семей с низким доходом, где родители вынуждены много работать или имеют вредные привычки. Эти родители мало или совсем не уделяют внимания своим детям. 2 группа - дети из семей «новых русских», родители которых работают, уделяя детям минимум внимания. Показательно, что именно дети из этих двух категорий семей чаще всего приобретают вредные привычки, невротические и психосоматические заболевания, плохо адаптируются к школе. В последнее время медиками, психологами, педагогами отмечается тенденция увеличения различных отклонений в состоянии здоровья детей, их психофизическом и речевом развитии. Среди учащихся общеобразовательных школ 20 - 30% школьников нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, свыше 60% относятся к группе риска. Недостаточно сформированы оптико-пространственные представления, фонематический слух, бедный словарный запас, маленький объём слухо-речевой памяти. Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе педагогов начальной школы. Формирование здорового образа жизни начинается с набора первоклассников. На данном этапе выявляется уровень их готовности к восприятию новой информации и новых условий школьной жизни. В первую очередь выявляются уровень беспокойности, быстрота нарастания утомляемости, тревожность в стрессовых ситуациях, уровень концентрации внимания, степень агрессивности, реакция на оценки На основе полученной психолого-педагогической характеристики первоклассников педагог разрабатывает комплекс мероприятий на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся и сохранения их здоровья. Определение здоровье трактуется в научной литературе следующим образом: это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Задача школы - научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является приоритетным направлением деятельности школы. Все понимают, что только здоровый ребёнок способен овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведёт к трудностям в обучении. Главная цель всей работы по здоровьесбережению детей - воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальной школе - одна из самых насущных. Как научить детей беречь своё здоровье? Мы должны научить детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, личная гигиена, закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый психологический климат семьи и школы, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью. Очень важно научить детей заботится о своём здоровье, развивать сознательный контроль над своим двигательным поведением, сформировать понимание ценностей здорового образа жизни. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Продолжительность активного внимания у первоклассников 15 - 20 минут. После 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37%, а качество её на 50%. При этом половина учащихся начинают отвлекаться от работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособностью, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Одна из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе - организация двигательной активности учащихся. Учащимся необходимо ежедневно не менее 2 часов активно заниматься физическими упражнениями. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня позволяют значительно повысить двигательную активность учащихся, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные эмоции, которые способствуют повышению умственной работоспособности, успешному усвоению знаний. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к различным играм и головоломкам. Ведущим методом обучения первоклассников является дидактическая игра. Она оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического её использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т. д. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей, расширяет кругозор, развивает находчивость, пробуждает интерес к различным областям науки. Подвижные игры - одно из любимых занятий детей. Особенно они любят игры, связанные с бегом, прыжками, метанием и другими видами движений. Подвижные игры не только увлекательное занятие. Они очень полезны для здоровья, так как развивают и укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, улучшают обмен веществ. Они оказывают большое значение и на умственное развитие. Играя, дети должны запомнить правила, осмысленно и точно действовать, ведь во многих играх есть своя тактика. Подбирая новую игру или материал для игр, всегда нужно следовать одному принципу: от простого к сложному. Это нужно для того, чтобы дети не потеряли интерес к предлагаемым играм. «Час здоровья» - одна из составных частей двигательного режима учащихся начальных классов. Его цель - активный отдых, повышение работоспособности для последующей учебной деятельности, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности, укрепление здоровья. Хорошо, если «Час здоровья» проводится на открытом воздухе. В сухую погоду игры, не требующие разметки, лучше всего проводить на площадке с травяным покрытием. В отдельных случаях можно использовать и асфальтовую площадку. Она быстро высыхает после дождя, на ней можно сделать разметку масляной краской разных цветов. Для проведения «Часа здоровья» необходимо иметь набор инвентаря с учётом количества учащихся, спортивную форму, соответствующую погодным условиям. Лучше всего планировать «Час здоровья» после 3 урока и заканчивать его за 5-10 минут до звонка на перемену перед 4 уроком, чтобы дети могли успокоиться. Для «Часа здоровья» лучше подбирать подвижные игры средней и низкой интенсивности. Приведу пример содержания трёх вариантов «Часа здоровья» для учащихся начальной школы на открытом воздухе в холодное и тёплое время года и в помещении. Вариант 1.(для проведения на открытом воздухе в холодное время года)

Игра «Аэропланы» Участники строятся перед линией старта в колонны по 5 человек (расстояние между колоннами - 2м). Перед каждой колонной прокладывается лыжня. На расстоянии 3м от линии старта флажками отмечается «взлётная полоса». По команде учителя: «Первая эскадрилья, на взлёт!» - первые игроки от каждой команды стараются как можно быстрее достичь « полосы взлёта». Как только первый ученик в колонне пересекает взлётную полосу, на старт выходит следующий участник и т.д. Когда все участники выполнят задание, учитель отмечает самую быструю команду, и вручает ей флажок. Вариант 2. (для проведения на открытом воздухе и в тёплое время года)

Игра «Аисты» По кругу, на расстоянии 2м один от другого, кладут гимнастические обручи. Обручей на один меньше, чем участников игры. Водящий встаёт в центр круга, игроки в обручи. Изображая аистов в гнезде, дети встают на правую ногу, левую ногу сгибают в колени, руку вверх ладонями наружу. Водящий прыгает по внутреннему кругу на одной ноге, руки на пояс, локти назад. Приблизившись к одному из детей, он впрыгивает двумя ногами в обруч. В следующий момент оба игрока выпрыгивают из обруча и бегут в противоположные стороны, огибая круг с внешней стороны. Тот, кто обежав круг, быстрее займёт обруч, становится хозяином гнезда, а опоздавший - новым водящим. В то время, когда игроки бегут по кругу, дети опускают ноги и, хлопая в ладоши, выполняют подскоки. Вариант 3. (для проведения в помещении)

Игра « Хитрая лиса» В центре зала обозначается дом «лисы». Играющие встают в круг, руки заводят за спину. Водящий обегает круг за спинами детей и одному из них кладёт в руки маленькую цветную ленточку. Затем он встаёт в круг и вместе с игроками говорит: « Хитрая лиса, где ты?» « Лиса» быстро впрыгивает в круг, поднимает руку с ленточкой и говорит: « Я здесь». Все играющие разбегаются по залу, а «лиса» ловит их. Настигнутого игрока « лиса» отводит к себе в дом. Чтобы спастись от «лисы», надо замереть, приняв одно из заранее обусловленных положений. Тогда «лиса» должна переключиться на другого игрока. Затем учитель говорит: « В круг!» Играющие снова образуют круг, и игра повторяется с новой «лисой». В конце игры учитель отмечает самых ловких игроков и лис, сумевших поймать больше игроков. В учебном процессе важно использовать оздоровительную технологию «Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов». Это: - щадящий режим подачи информации; - правильная дозировка домашнего задания; - использование элементов релаксации; - использование элементов музыкальной терапии; - проведение психологических тренингов; - проведение эмоциональной разрядки; - определение и фиксирование психологического климата на уроке; - организация контроля за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.

Глава 3. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учёбе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Каждый учитель, любящий своё дело и переживающий за здоровье своих воспитанников, при подготовке и проведении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приёмы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме ( температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4 - 7 за урок ( опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразие уроков утомляет учащихся. Частая же смена одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7 - 10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трёх. Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 - 15 минут. 5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. 6. Присутствие на уроке смены и чередования поз учащихся, которые бы соответствовали видам работы. 7. Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15 - 20 минуте по одной минуте из трёх лёгких упражнений с 3 - 4 повторениями каждого). Требования к проведению физкультминуток: - Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; - Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой; - Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения является 15 - 20 минута урока. В первом классе следует проводить по 2 физкультминутки на каждом уроке, во 2-4 классах - по одной. Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Обычно физминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее: - Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока; - Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом; - Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание. Виды физкультминуток: - Упражнения для снятия общего или локального утомления; - Упражнения для кистей рук; - Гимнастика для глаз; - Гимнастика для слуха; - Упражнения, корректирующие осанку; - Дыхательная гимнастика. Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются: - упражнения для снятия общего или локального утомления; - упражнения для кистей рук. Преобладающий вид деятельности - чтение. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз. Преобладающий вид деятельности на уроке - слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют гимнастику для слуха. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют дыхательную гимнастику. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Учёные установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально-положительное состояние. 8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности. 9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация - оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Темп и особенности окончания урока: избежание « скомканности», задержки учащихся в классе после звонка. 11. Особенно следует помнить, что на состояние здоровья маленьких детей оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка и , самое главное, благоприятный климат на уроке. Использование таких несложных приёмов на каждом уроке, несомненно, принесёт свои плоды. Показателем эффективности проведённого школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести «технологию ракрепощённого развития детей». Отличительные особенности этой технологии применяю в педпрактике, основное внимание которой состоит в следующем: для развития внимания и быстроты реакции на уроке использую специальные зрительные тренажёры. Это «бегущие огоньки»( использую лазерную указку), схемы зрительных траекторий(показ схем). С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Упражнения выполняются стоя. Мы знаем, что 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения( в возрасте 6 - 7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития). Для гигиены и профилактики нарушения зрения( близорукость и снижение остроты зрения - диагноз современных детей) провожу упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей(В.Ф.Базарный). Это гимнастика для глаз, способствующая улучшению кровообращения, для укрепления мышц глаз, для улучшения координации, для облегчения зрительной работы на ближнем расстоянии. Упражнение «Пальминг», это известное упражнение Бейтса для расслабления и снятия психического напряжения человека с плохим зрением. Йога для глаз. Это китайская методика расслабленного зрительного анализатора. 1. Фиксация взгляда на кончике носа(при этом двигать глазами). 2. Фиксация взгляда на кончике пальца вытянутой руки. Водить пальцем по горизонтали, затем палец приблизить к кончику носа. Упражнения выполняются 2 раза в день по 5 минут каждый раз. Это и упражнения «Буратино», «Путешествуем», «Часики», игры «Самолёт», «Жук», «Солнышко». Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать, а это ведёт к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводятся упражнения дыхательной разминки: «Ароматы природы»(восстанавливается обонятельный компонент дыхания), «Пылесос»(тренировка мышц, участвующих при вдохе), «Трясучка»(стимулирует обменные процессы)… Эти упражнения способствуют выработке глубокого дыхания. На уроках использую такой методический приём, как вставки о здоровье (диктанты, задачи). Хорошо настраивает детей на урок «Стихи в начале урока»: Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А ещё старательны. Важнейшей задачей совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе является организация двигательной активности учащихся. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Актуальность данного исследования показывает, что 80% российских учащихся проводят большую часть времени на уроках, за компьютером, у телевизора. Все эти виды деятельности ограничены в движениях, а роль движения для развития психики и интеллекта очень велика. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности учащихся и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В учебном процессе реализуется такая оздоровительная технология, как преодоление комплекса моторно-закрепощённой и статистической позы: - уроки физической культуры; - работа в режиме динамических пауз: стоя, сидя; - гимнастика до занятий; - проведение на уроке физкультминуток. Урок физической культуры - это учебный предмет. В первую очередь на уроке реализуются образовательные задачи: научить учащихся базовым видам двигательной активности (объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее 6 часов в неделю, учащимся начальных классов ежедневно необходимо заниматься физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов). Ежедневная гимнастика до занятий (6 - 7 минут). Эта гимнастика компенсирует до 10% объёма двигательной активности. Комплексы упражнений для гимнастики до занятий составляют учителя физкультуры. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности, возможность длительное время поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне. Первые признаки утомления учащихся (потеря интереса и внимания, нарушение почерка, ослабление памяти, снижение работоспособности) служат сигналом к выполнению физкультминуток. Особое место среди двигательно-оздоровительных моментов принадлежит пальчиковым играм для развития мелкой моторики руки( особенно в первом классе): «Бегуны», «Фонарики», «Футболисты», и т. д. Так же в начальной школе проводятся и уроки здоровья. На уроках дети познают, что здоровье зависит от тебя самого, от того, как ты о нём заботишься, от образа жизни. На уроках реализуется формирование мотивации здорового образа жизни. Результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье, которые тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». В рамках работы по реализации здоровьесберегающих технологий уже накоплен некоторый опыт по медико-психолого-педагогическому просвещению родителей. Сегодня родители заняли активную позицию. Они отмечают, что использование нового направления, нацеленного на саморегуляцию ребёнка «Помоги себе сам», помогает освоению способов осмысленной заботы о своём здоровье. На родительских собраниях проводится цикл бесед «Здоровьесберегающие технологии в школе и семье». Вместе с родителями составляется план работы, где предусматривается их участие в реализации программы охраны здоровья. Содержание внеклассной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий можно отразить в уголке здоровья. Это памятки, советы Знайки, вести из спортзала, итоги спортивных соревнований среди учащихся с участием родителей под названием «Весёлые старты», «Кожаный мяч», «Старты надежд», «Папа, мама и я - спортивная семья». Восточная мудрость гласит: « У кого есть здоровье - у того есть надежда, у кого есть надежда - у того есть всё».


Заключение. Проблема здоровьесберегающей педагогики касается в первую очередь начальной школы, так как в младшем возрасте закладывается основа представлений о ценности собственного здоровья. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья необходима комплексная система мер, продуманная организация воспитательного процесса, которая должна помочь решению проблем школы, связанных с заботой о здоровье учащихся, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранению, укреплению и улучшению их здоровья. Для решения этой проблемы в первую очередь создаётся банк данных о состоянии здоровья обучающихся. Мониторинг, с целью последующей коррекции, производится совместно с медиком школы, психологом, учителями физической культуры. На родительских собраниях проводятся беседы, диспуты по сохранению и укреплению здоровья детей, о пропаганде спорта и вовлечение школьников в массовую спортивную работу. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьёй и школой становится ребёнок. Одна из основных направленностей деятельности учителя начальных классов - решение оздоровительных задач на уроках и во внеклассной работе. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности( строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Внеклассная работа по здоровьесбережению младших школьников предполагает использование различных форм проведения: классные часы, праздники, игры, беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т. д. Занятия, проводимые с детьми, должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими занятиями, необходимыми для развития навыков ребёнка. Таким образом, отсутствие планомерного образования и воспитания в сфере здоровья является первым «вкладом» нашей системы образования в неблагополучие состояния здоровья школьников. Другой «вклад» - здоровьеразрушающая организация образовательного процесса. Это и расписание уроков, и перегрузка учебных программ, и не подходящие по росту школьника парты, и многое другое, что оказывает негативное воздействие на здоровье учащихся. Хотя многие из этих требований регламентированы в СанПин, они не выполняются по разным причинам, в числе которых финансовые трудности образовательного учреждения. Озабоченность всего нашего общества неблагополучием в этой сфере образования вызывает рост внимания к здоровьесберегающим технологиям. Технология здоровьесбережения в образовании - это организация УВП, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.

Список используемой литературы. 1.Обухова Л. А. , Лемяскина Н. А. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. - М., «Вако»,2008 2. Зайцев Г. М., Насонкина С. А. Уроки Знайки. Воспитай себя. Изд. Детство - Пресс, 1999 3. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., Наука, 1987 4. Бобылёва Л. Д. Здоровый образ жизни формируется в семье. Начальная школа. - 1998. - №6. 5. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. Е. А. Менчинская. - М.: Вентана - Граф, 2008(Педагогическая мастерская) 6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006 7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 - 4 классы. - М.: ВАКО»,2004 8. Дереклеева Н. И. Мастерская учителя - «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» - начальная школа. Москва «ВАКО» 2004 г. 9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М: Университетское,1990. 10. Куинджи Н.И. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод. пос. - М.: Аспект Пресс, 2001. 11. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. 12. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. 13. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2. 14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. 15. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10. 16. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2. 17. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3. 18. Бузунов, В.П. Принципы здоровьесберегающего образования / В.П.Бузунов. - М., 1992. 19. Гончарёнок, И.А. Здоровьесбережение в системе методического обеспечения образовательного процесса / И.Гончарёнок, А.Рафикова // НМУ «НИО» МО РБ, 2008. - № 1. 20. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л.Г.Татарникова. - СПб.: Крисмас, 2002. 21. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы / Л.Г.Федоренко. - СПб.: Каро, 2003. 22. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков / О.Г.Хухлаева. - М.: Сентябрь, 2003.

© 2010-2022