Урок русской грамоты в 1 классе. ТЕМА «Мягкий знак в середине слова. М. Пляцковский «Сосульки»»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской грамоты в 1 классе.

ТЕМА: Мягкий знак в середине слова. М. Пляцковский «Сосульки».
ЦЕЛИ УРОКА: Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков. Сравнить роль мягкого знака в словах. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций. Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь. Воспитывать умение слушать других. Воспитывать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со слогами, картинки для диктанта, карточки со словами, буквами, портрет писателя М. Пляцковского, аудиозапись, конверты с картинками.

ХОД УРОКА 1. Организация класса. - На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие - чудо. С каждым годом этих открытий становится всё больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках. 2. Введение в тему. - Чтобы узнать тему урока, внимательно посмотрите на доску. Здесь даны слова, рассыпавшиеся на слоги. Вы должны собрать слова. дель - фин мед - ведь ка - рась о - лень ле - бедь - Назовите лишнее слово, объясните выбор. Обратите внимание на слово «дельфин». По какому признаку оно лишнее среди других слов (мягкий знак стоит в середине слова), назовите тему урока. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня мы продолжаем говорить о мягком знаке, а именно о мягком знаке в середине слова. Узнаем, какую роль выполняет мягкий знак, когда стоит в середине слова, и как нужно такие слова переносить (на доске открывается тема урока). 4. Минутка чистописания. - Мы начинаем работу в тетради, но сначала вспомним правила посадки: Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. Записать число, классная работа. Первая строка - Ь Ь Ь Вторая строка - собрать буквы из элементов, записать сочетания этих букв с мягким знаком - ЬЯ ЬЮ ВЬ КЬ 5. Картинный диктант. - А мы продолжаем работать, и сейчас вас ждет очень интересное задание: нужно записать название предмета, который я вам покажу, поставить в слове ударение, подчеркнуть мягкий знак, а также разделить слово для переноса. Альбом, аль - бом. Тюльпан, тюль - пан. Пальто, паль - то. Коньки, конь - ки. Сосульки, со - сульки, сосуль - ки. Вывод: мягкий знак при переносе нельзя отрывать от предыдущей буквы; согласный с мягким знаком произносить мягко. 6. Знакомство с ролью мягкого знака в словах. - А сейчас внимательно прочитайте слова на карточках, вставьте, где можно мягкий знак. Какие новые слова получились? Банка - банька. Полка - полька. Уголки - угольки. Пенки - пеньки. Вывод: мягкий знак меняет смысл слова. - Вот оказывается, какой важный мягкий знак. У Волиной даже есть такое стихотворение: Мягкий знак, мягкий знак! Без него нельзя никак! Станут пенками пеньки, Уголками - угольки. Банька в банку превратиться, Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. 7. Физминутка. - Сейчас я проверю, как вы внимательно меня слушали. Я буду читать слова, если в слове мягкий знак стоит в середине слова, то вы хлопаете в ладоши. Если же мягкий знак стоит в конце слова, вы топаете ногами. Готовы? Тогда начинаем. Мальвина, гусь, галька, сталь, вьюга, Пьеро, кольцо, мельница, ель, мальки, пень, рысь. 8. Знакомство с названием текста, биографией автора. - Внимательно посмотрите по сторонам, найдите карточки с буквами. Соберите из данных букв слово (получается слово сосульки). - Что такое сосульки? - Мы познакомимся со сказкой М. Пляцковского «Сосульки». Но прежде прослушайте некоторые сведения из жизни этого замечательного писателя (аудиозапись с краткими сведениями из биографии автора). 9. Чтение текста учителем. Анализ прочитанного. Учебник с. 89 - 90 - Понравилась вам сказка? Чем? - Какое настроение было у Воробышка? Найдите подтверждение в тексте. - А у сосулек? Докажите. - Что предложил Воробышек сосулькам? - Как вы думаете, что случится, если сосульки будут весной улетать, а не таять? - Найдите в тексте слова с мягким знаком в середине слова. 10. Работа в группах. - Сейчас мы будем работать в группах, а задание такое - из предложенных картинок выбрать только нужные и составить коллаж к сказке «Сосульки». 11. Подведение итогов урока. - Ребята, вспомните, что нового вы узнали на уроке? - Для чего нужен мягкий знак? - Ребята, а что вам понравилось сегодня на уроке? За что вы можете себя похвалить? Оценка учащихся. 12. Рефлексия. - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

© 2010-2022