- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс УМК Начальная школа XXI века
Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс УМК Начальная школа XXI века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамова Т.С. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел 1
Пояснительная
записка
Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир», 1 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2012 г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ № 42» ЭМР Саратовской области программа определяет приоритеты в содержании языковой грамотности и способствует интеграции и координации деятельности по реализации начального общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 42» программа является основанием для определения качества реализации курса окружающего мира начального общего образования
Категория обучающихся: учащиеся 1 «б» класса МБОУ «СОШ
№ 42» ЭМР Саратовской области
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю, по 1 часу.
Основная цель курса «Окружающий мир» - формирование основ личности, способной к активному добыванию информации, ее критическому анализу и ответственному поведению в соответствии с результатами этого анализа. Курс построен в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной методики естествознания, а также на основе концептуальных положений развивающего обучения младших школьников, и направлен на решение следующих задач:
- адаптация учащихся к учебной деятельности;
- выявление и корректировка имеющихся у младших школьников знаний об окружающей действительности;
- формирование новых знаний и умений, обеспечивающих успешное взаимодействие учащихся в системе «человек - природа - общество»;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру: природе, самому себе.
- актуализация имеющихся знаний по теме, констатация учащимися их недостаточности;
- поиск источников новой информации и определение способов ее получения;
- получение и преобразование новой информации, включение ее в общую систему знаний каждого ученика.
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу 1 класса учащиеся должны: Различать:
- живые и неживые тела природы;
- полезные и вредные привычки человека;
- деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- правила речевого этикета в зависимости от ситуации общения и его участников, этические понятия (добро - зло, трудолюбие - леность, справедливость - несправедливость, вежливость - невежливость);
Приводить примеры:
- положительного и отрицательного отношения человека к окружающей природе;
- фактов риска для здоровья и жизни.
Кратко характеризовать:
- правила поведения в общественных местах и значения их выполнения;
- основные условия роста и развития человека (правильное питание, чистый воздух, физическая культура, общение, познание)
- значение природы для человека;
- сезонные изменения в природе;
- отличия человека от животного, правила гигиены и ЗОЖ.
Применять знания в практической деятельности:
- проводить наблюдения в природе, простые опыты и практические работы, используя для этого простейшие инструменты;
- устанавливать простые связи в природе (сезонные);
- писать свой полный адрес, полное имя, имена и отчества членов семьи;
- ориентироваться в окружающей среде обитания (ближайшие улицы);
- соблюдать ПДД, правила поведения в общественных местах, правила ОБЖ.
Знать:
- семья и школа, их место в жизни ребенка;
- роль профессии в жизни отдельного человека и общества;
- что такое природа живая и неживая на уровне предметов;
- свой край, город, микрорайон, транспорт, правила культурного поведения в учреждениях, дорогах;
- растения - часть живой природы, группы животных, особенности диких и домашних животных;
- измерительные приборы: термометр.
Уметь:
- наблюдать в окружающем мире смену времен года, состояние погоды;
- соблюдать режим дня;
- различать объект живой и неживой природы;
- узнавать в окружающей природе изученные растения и животных;
- соблюдать правила охраны животных;
- давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных поступков своих и окружающих людей;
- ухаживать за комнатными растениями;
- оказывать простейшую доврачебную помощь при небольших травмах.
В рабочей программе отражено формирование ключевых образовательных предметных КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ:
- Учебно - познавательная: умение систематизировать и обобщать материал;
- Коммуникативная: умение использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- Ценностно - смысловая: умение выполнять самооценку и взаимооценку, умение организовать взаимосвязь своих знаний; умение контролировать и оценивать свои действия;
- Информационная: находить материал вне учебных пособий, уметь добывать, анализировать и отбирать информацию из различных источников (телевидение, интернет, и т.д.), преобразовывать, сохранять и передавать ее.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится:
-
количество часов для проведения практических работ - 4;
-
количество экскурсий - 10;
-
количество часов отведенных на проверочные работы- 3;
Раздел 2
Учебно - тематический
план
№
Тематический блок
Кол-во часов
Использование ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности
1
Введение. Что такое окружающий мир?
1ч
На 1 уроке
2
Мы - школьники
6ч
На 1 уроке
«Что нужно, чтобы хорошо учиться»
3
Ты и твоё здоровье
5ч
На 1 уроке
4
Мы и вещи
6ч
На 1 уроке
5
Родная природа
21ч
На 1 уроке
«Человек- друг природы»
6
Родная страна
13ч
На 2 уроках
«Моя малая Родина»
7
Повторение
14ч
На 2 уроках
Раздел 3
Основное содержание учебно- тематического плана
-
Тематический блок, тема учебного занятия
Количество часов
Введение. Что такое окружающий мир?
Вводный урок. Этот удивительный мир.
1ч
Мы - школьники
Правила поведения в школе. Опасная и безопасная дорога. Дорожные знаки. Правила общения, дружеские отношения.
6ч
Ты и твоё здоровье
Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика.
5ч
Мы и вещи
Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение
6ч
Родная природа
Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений (хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга.
21ч
Родная страна
Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество.
13ч
Повторение
14ч
Раздел 4
Календарно-
тематическое
планирование
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру - 66ч.
№
Содержание
Общее
кол-во
часов по
разделу
Кол-во
часов по
теме
Контроль
л/р, п/р, и
т.д.
Дата
план
Дата
факт
Повторение
Ты - первоклассник.
Ты и здоровье.
Мы и вещи.
Родная природа.
Родная страна.
Повторение
7ч
5ч
6ч
21ч
13ч
14ч
1
Вводный урок. Этот удивительный мир.
ИКТ
1
4.09
2
Давай познакомимся
1
8.09
3
Мы - школьники
Проект на тему: «Что нужно, чтобы хорошо учиться»
1
11.09
4
Сентябрь- первый месяц осени. Экскурсия.
1
15.09
5
Что нам осень подарила
ИКТ
1
18.05
6
Грибная пора.
1
22.05
7
Семья.
1
25.05
8
Любимые занятия.
ИКТ
1
29.05
9
Воскресный день
1
2.10
10
Как из зерна получилась булка
ИКТ
1
6.10
11
Человек и домашние животные
1
9.10
12
«Октябрь уж наступил…»
1
13.10
13
Явления природы
1
16.10
14
Где ты живешь?
1
20.10
15
Правила поведения на дорогах
ИКТ
1
23.10
16
Ты и вещи
1
27.10
17
Твои помощники - органы чувств
1
30.10
18
Режим дня
1
10.11
19
Ноябрь - зиме родной брат
1
13.11
20
Звери - млекопитающие
1
17.11
21
Родной край
ИКТ
1
20.11
22
Дом, в котором ты живешь
Исследовательская работа: «Человек - друг природы»
1
24.11
23
Зачем люди трудятся
1
27.11
24
«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»
1
1.12
25
Какой бывает вода?
ИКТ
1
4.12
26
О дружбе
1
8.12
27
Идем в гости
1
11.12
28
С наступающим Новым годом!
ИКТ
1
15.12
29
Январь - году начало, зиме - середина
1
18.12
30
Хвойные деревья
1
22.12
31
Жизнь птиц
1
25.12
32
Наша страна - Россия
ИКТ
1
29.12
33
Богата природа России
1
12.01
34
Мы - граждане России
1
15.01
35
Народная сказка
1
19.01
36
Февраль - месяц метелей и вьюг.
1
22.01
37
Звери - млекопитающие
1
26.01
38
Наш уголок природы
Проект на тему: «Моя малая Родина»
1
29.01
39
Мы - граждане России
ИКТ
1
2.02
40
8марта - праздник всех женщин!
1
5.02
41
Март- капельник.
1
16.02
42
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
1
19.02
43
Здоровая пища
1
26.02
44
Какое бывает настроение
1
2.03
45
Апрель- водолей
1
5.03
46
Кто работает на транспорте
1
9.03
47
Май весну завершает, лето начинает.
1
12.03
48
Жизнь земноводных весной
1
16.03
49
Животное - живое существо
1
19.03
50
Животное - живое существо
1
2.04
51
Скоро лето
1
6.04
52
Ты - пешеход
1
9.04
53
Проверь себя.
1
13.04
54
Повторяем правила поведения школьников.
1
16.04
55
Повторяем режим дня
1
20.04
56
Повторяем сезонные изменения в природе
1
23.04
57
Повторяем сезонные изменения в природе
ИКТ
1
27.04
58
Повторяем правила дорожного движения
1
30.04
59
Повторяем символику России
1
4.05
60
Повторяем правила обращения с домашними животными
1
7.05
61
Повторяем состояния воды
1
11.05
62
Повторяем правила поведения в гостях
1
14.05
63
Повторяем растения и животных нашей страны
ИКТ
1
18.05
64
Повторяем явления природы
1
21.05
65
Повторяем правила поведения на дорогах
1
25.05
Раздел 5
Информационно-методическое
обеспечение
В УМК входят:
-
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 1 класс: в 2 ч.-М.:Вентана - Граф, 2011
-
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана - Граф, 2012.- в 2 ч.
-
Сборник программ к комплекту учебников «начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. И доп. - М.: Вентана - Граф, 2010
-
Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой/авт.-сост. О.А.Исакова.- 2-е изд., перераб. и испр. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Программа по окружающему миру автор Н.Ф Виноградова, утвержденная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ;
- Методика обучения «Окружающий мир», 1-2 класс, автор Н.Ф.Виноградова, Москва, «Вентана - Граф» 2012 год;
Литература для учителя:
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
-
Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
-
Программа по окружающему миру 1-4 классы, автор Н.Ф.Виноградова- Москва, «Вентана Граф» 2012г.
-
Методическое пособие «Окружающий мир» 1-2 класс, автор Н.Ф.Виноградова; Москва «Вентана Граф» 2012г.
-
Электронное учебное пособие. «Веселые уроки»
Литература для обучающихся:
-
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 1 класс: в 2 ч.-М.:Вентана - Граф, 2011
-
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана - Граф, 2012.- в 2 ч.
Интернет-сайты: - www festival. ru;
- it -n. ru
- openclass.ru
- proshkolu.ru
- Labirint.ru
16