Конспект урока литературного чтения во 2 классе. школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения № 113 во 2-м классе по произведению Валентина Берестова "Честное гусеничное"

Цели урока:

  • развитие способности полноценно воспринимать художественный текст, умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

  • формирование нравственных представлений (совесть, совестливость, ответственность и стыд за плохой поступок, ответственность за свое слово);

  • совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческого воображения, фантазии.

Оснащение: компьютер, презентация в PowerPoint, кораблики-оценки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Фонетическая зарядка «Вопрос-ответ».

0г - ок - нок - прозвенел звонок?

Оф - ов - Ова - к уроку все готОвы?

Ог - ок - рок - начинаем мы урок?

  1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения В.Орлова «Я рисую море». Оценивание друг друга с помощью корабликов: голубые - отлично, жёлтые - хорошо, красные - надо постараться. Словесная итоговая оценка учителя.

  2. Работа с текстом сказки до чтения

а) Актуализация знаний. - Прочитайте загадку (слайд 2)

Расту червячком, питаюсь листком,
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но теплой весной я вдруг оживаю,
Уютный свой дом покидаю.

- О ком эта загадка? Кто так может о себе говорить? (Дать высказаться).
- Сколько частей вы увидели в загадке? Да, это стадии развития бабочки: гусеница, куколка, бабочка (слайд 3).
- Откройте тетради на с. 49 задание 1. Прочитайте только однокоренные слова: гусеница, гусеничное, гуси, гусли. (слайд 4, обратить внимание на правильное ударение)
- А гусеница, бабочка (слайд 5) умеют говорить? Не чудо ли это? А где происходят чудеса?

б) Введение в тему урока. - Мы сегодня прочитаем сказку. Откройте учебник на с.128. Кто ее написал? Валентин Берестов. (слайд 6)

в) Работа с иллюстрацией к сказке.

- Ребята, вы видите перед сказкой иллюстрацию. Рассмотрите её, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу;…)

-Где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).

- А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, гусеница) - Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является - гусеница, а по иллюстрации - главный герой - девочка. - Как разрешить эту проблему? (Прочитаем эту сказку и проверим ваши предположения).

г) Определение цели урока.

- Итак, прежде чем начнём читать произведение, давайте определимся с целью нашего прочтения, для чего мы читаем эту сказку? (попробуем понять, о каком обыкновенном чуде рассказал нам автор этой сказки)

Работа с заглавием (слайд 7)

- Как автор назвал свое произведение? Что может быть честным? Какое слово так и хочется добавить? Кто мог так сказать? Кто будет главным героем сказки?
- А когда дают честное слово? И как нужно с честным словом поступать? О чем может быть эта сказка? (Предположения детей).

д) Рассматривание иллюстрации

- По заглавию главным героем мы предположили гусеницу. А где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).
- Предположите, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»(Предположения детей) (слайд 8)

IV. Работа с текстом во время чтения

а) Чтение сказки про себя (значок перед текстом)

Вопросы после чтения (слайд 9)

- Как же закончила клятву Гусеница? На кого она рассердилась?
- Почему слово Гусеница написано с заглавной буквы?
- Какой литературный прием использовал автор? (Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Весьма часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами).

б) Чтение - размышление вслух по абзацам

1-2 абзацы - Чему радовалась Гусеница? - О чем она жалела? - Автор считает, что она красивая? Словами «плоская рожица, мохнатая спинка» он рисует красивый образ?

3-4 абзацы - Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?
- Что она ожидала услышать? А что услышала? - Согласны ли вы с девочкой? Вам понравилось ее поведение? - Что почувствовала Гусеница? Как автор передает накал чувств? (Приемы передачи чувств: восклицание, повтор слов с частицами не, ни - 8 раз).
- Давайте еще раз прочитаем клятву Гусеницы. Вам ее не жалко?

5-6 абзацы - Как Гусеница держала свое слово? Легко ли ей было? Давайте посмотрим путь Гусеницы. (слайд 10)

Выборочное чтение из текста: гусеница на дерево, со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.

V.Динамическая пауза «Гусеница».

Все ученики выстpаиваются паровозиком и, деpжа дpуг дpуга за талии, садятся на коpточки. Они изобpажают гусеницу и по команде учителя должны показать как: гусеница спит; потягивается; пытается встать (встает), умывается; делает заpядку; находит еду; ест, уходит танцуя. Подражаем передвижению гусеницы.

(продолжение работы с текстом)

- Как она трудилась? Что можете сказать о характере героини?
- Каким словом играет автор? Что имела в виду Гусеница, говоря, что она (слайд 11) «совершенно замоталась»?

7-8 абзацы - Что происходило с Гусеницей в коконе? - Как она выбралась наружу? (слайд 12) - Ей это удалось легко? Какой прием убеждает нас в этом? (Повтор слов: стала тереться, терлась, терлась, протерла).
- Почему она «падала вверх»? Писатель опять играет со словами! Разве можно падать вверх? - Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?

- Как просто автор-художник с помощью этих слов усиливает выразительность и передает настроение героини!
- О чем так сильно переживает Гусеница? Какая черта ее характера здесь проявляется? Почему она «упала» в траву?

9 абзац - Что сказала девочка на этот раз? Почему? - Почему Гусеница не поверила девочке? Почему автор использует слово «ворчала», а не «сказала» или «подумала»?

10-11 абзацы. (слайд 13) - С какой целью Гусеница «погляделась в каплю росы»? Что она увидела? Что она раньше разглядывала в ней? - О чем она восклицала? Чему обрадовалась?

12 абзац После слов «закружилась над лугом»:

- Подождите, какое может быть веселье, если она дала клятву, что «никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит»! Ведь все сейчас ее увидят!

- А разве можно нарушать клятву?

VI. Физкультурная минутка для глаз

(слайд 14) «Вот оно какое наше лето» И. Галкиной

VII. Работа со сказкой после чтения. Самостоятельная работа с последующей проверкой

а) Задание 4 стр. 49 тетради

- Прочитай ключевые слова. Допиши недостающие.

б) Проверка.

VIII. Итог урока

- Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки?

- Какую самую главную мысль вы «прочитали между строк» в сказке? (Задание 3 в тетради). «Дал слово - нужно его держать»

Запись на доске: СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ! (Пословица)
- Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть внимательными, чтобы увидеть эти чудеса.
- Вы все знали, что из гусениц вырастают бабочки? А как красиво В.Берестов - художник слова вам еще раз показал это чудо. Кто из вас помнит знаменитую сказку Г.-Х. Андерсена, в которой тоже происходит чудесное превращение? (Слайд 15). «Гадкий утенок»
- А как же быть с «честным словом» (слайд 16)?

- Оправдались ваши предположения, сделанные в самом начале урока?

- Наша героиня совершила плохой поступок? Кто-то пострадал от того, что Гусеница не сдержала свое «честное гусеничное слово»?

VI. Домашнее задание

(Слайды 17-18) Задание 2 стр. 49 тетради

- Разделите сказку на 3 части и озаглавьте каждую часть.

- Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения. При этом не забывайте использовать известные вам литературные приемы: олицетворение, звукопись, преувеличение.

(Можно дать подсказку: зерно в торт, дерево в дом, вода в ледяные фигурки, семя в цветок и т.д.)

Резерв. Знакомы ли вам другие произведения Валентина Берестова ? (слайды 19-22).

festival.1september.ru/articles/588094/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-0

© 2010-2022