Урок №2 по ОПК «Введение в православную духовную традицию. Культура и религия»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока №2.

«Введение в православную духовную традицию. Культура и религия» Цель: Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание культуры России. Задачи урока:

  • Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
  • Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
  • Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Оборудование: компьютер, мультимедиа установка, презентация к уроку; рабочие тетради учащихся, карточки для работы в группах, изображения православных храмов. Место проведения: кабинет школы. Основные термины и понятия: Родина, культура, религия, христианство, православие
Ход урока
  1. Проверка домашнего задания
  1. Учащимся на дом было задание выучить гимн РФ и в качестве проверки можно предложить спеть гимн.
  2. Проверка сообщений в парах, оценку даёт сосед по парте. Рассказываются самые интересные истории (2-3)
2. Этап мотивации Запись темы в тетрадь. Работа в четвёрках. Задание: составить ассоциативный ряд к основным понятиям темы. (Под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия») В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:
родина культура религия Мама Дом Гимн Любовь Береза Сад или др. Вежливость Спасибо Уступить Сдержать слово Аккуратность или др. Картины, кино Церковь Священник Крест Пасха Рождество или др.

3. Исследовательская работа с текстом Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом - «с остановками». Читаем текст учебника: Слово культура… 1 остановка - Объясните, как вы поняли, что такое «культура»? - Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды? - Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие). - Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению - что бы началось? Люди учатся друг у друга не только в школе… 2 остановка - Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили? - А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования). 350 лет назад …….. 3 остановка - как вы понимаете, что такое светская культура и религиозная культура; - какую культуру увидел арабский путешественник на Руси? Религия - это мысли… 4 Остановка - Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера - это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра? - Почему различия в культуре нужно непременно уважать? Истоки русской культуры…. 5 Остановка - Какие ещё мировые религии вы знаете? - Работа с термином «православие» (подумайте как образовалось слово и дать ему эмоциональную окраску) 5. Слайд-шоу «Крещение Руси» Текст к слайдам: «Наши предки - славяне жили в деревянных городах, на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие посёлки - деревни. Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они часто воевали. Они ходили в походы и осаждали города своих противников. Славяне делали себе богов-идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богами приносили им жертвы. Тысячу лет тому назад, в славянской стране Русь, в городе Киеве правил князь Владимир. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева, и начал искать новую, правильную веру для себя и своего народа. Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему рассказали греческие монахи. Князь женился на греческой царевне Анне. С этого времени идолов сожгли и бросили в реку» - О чём идет речь? - Какой фрагмент пропущен (крещение Руси) 6. Рефлексия Работа в группах Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам. - Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в таблицу и объяснить почему. Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески); религия. Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными? Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия. Домашнее задание: «По выбору»
  1. «Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»
  2. Назови праздники православной культуры, которые отмечают в твоей семье. Расскажи об одном из них подробно.
© 2010-2022