- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Правописание суффиксов и приставок
Урок русского языка на тему Правописание суффиксов и приставок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мареева Т.А. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России» Тип урока: закрепление знаний Класс : 3
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Учебные задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: коммуникативных УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава; формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов). регулятивных УУД: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. познавательных УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации); формирование способности решать проблемы поискового характера; формирование умения работать с ИКТ; 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова; создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме; включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости. Оборудование урока: Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Найди ошибку», сигнальные карточки для рефлексии.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная , работа в парах, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Планируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1.
Самоопределение к деятельности.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;
Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. 2. Проверка домашнего задания.
Выявляет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала.
- Какое задание выполняли дома?
- Назовите слова с приставками.
- Что вы скажите о гласном звуке в приставке? - Как пишутся приставки? - Умение определять части слова, находить в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке. Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила. Упражнение 253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.
- Он безударный. - Пишется всегда одинаково, независимо от произношения. Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии;
Познавательные:
- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование правил Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова; 3.
Актуализация знаний.
Лексико-орфографическая работа
Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
- Назовите орфограммы в данных словах.
- Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.
- По какому признаку слова можно разделить на две группы?
- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень. - Какая часть слова участвовала в образовании слов? - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи будем решать? Тема:Правописание суффиксов и приставок.
Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.
Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме; 4.
Работа по теме урока
а) Работа по учебнику упр. 254
Уточняет правило правописания приставок и суффиксов.
- Как называются слова противоположные по смыслу?
- Прочитайте.
-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.
- Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
Самопроверка по учебнику.
Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.
Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку. Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;
развитие умения активно использовать памятки и словари,
Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса. 5.
Работа в группах.
Организует игру «Найди ошибку» Детям раздаются карточки. У капитанов карточки со схемами:
В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень», «Суффикс».
- Вспомним правила работы в группе:
Группой работайте,
Дружно, согласно,
Тогда все получится
Просто прекрасно.
Чтоб работу выполнять,
Нужно всем заданья дать.
Всю работу разделить,
Никого не позабыть.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
- Критерии оценивания работ:
1. Справились с работой.
2. Работа выполнена аккуратно.
3. Содержание соответствует заданию.
4. Выступали грамотно.
- Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.
Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.
Повторяют изученные правила работы в группе.
Знакомятся с критериями оценивания.
Работают по инструкционной карте. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.
Работают с орфографическим словарём. При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе. Личностные:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Познавательные:
умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделениенужного, обобщения, классификации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;
формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 6.
Интерактивная физминутка.
Повторяют движения за смайликами.
7. Отчет групп.
Самооценка и оценка проделанной работе. Проводит беседу с учащимися Организует выступление групп, обмен мнениями. Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощника.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. 8.
Контроль и оценка знаний.
Работа с интерактивной доской.
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли ли мы её достичь?
Организует деятельность по проверке знаний с учетом индивидуальных особенностей детей с интерактивной доски.
- Выполните проверочную работу в тетрадях. Оцените свою работу.
Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.
Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.
Подводят итог
Учащиеся на интерактивную доску выводят правильные результаты.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Коммуникативные: - формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).
Познавательные:
- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности, планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. 9.
Домашнее задание
Проводит разбор домашнего задания
упр. 256, списать, вставив пропущенные буквы,
Записывают задание на дом. Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе 10.
Рефлексия.
Учитель предлагает детям оценить свою работу.
Мне было интересно… Мы сегодня узнали… Я сегодня понял, что… Мне было трудно…
Работают с сигнальными карточками.
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные:
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
10