- Преподавателю
- Начальные классы
- «Развитие творческих способностей у детей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»
«Развитие творческих способностей у детей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Супруненко Е.П. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБ НОУ «Гимназия №70»
Тема: «Развитие творческих способностей у детей на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»
Выполнила:
Супруненко Елена Петровна
учитель начальных классов
Новокузнецк 2013
Воспитание ребенка сложно и многоступенчато. А воспитание средствами искусства и развитием творческих способностей - это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Тяготение человека к красоте также естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Детям интересно всё - они внимательно приглядываются к окружающему миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Развитие в ребенке творческой личности, это не только формирование определенного отношения к искусству, но и формирование хорошего отношения к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим поступкам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности. Ведь развитие в человеке творческих способностей очень многогранно. Школьник учится понимать язык искусства. Он начинает понимать условность поэтического слова, в отличие от бытовой и прозаической речи, привыкает к условностям пения, танца, сценического исполнения, живописной формы и так далее. Но воистину понимать мир творчества в его сложности и многокрасочности может только человек, постоянно развивающийся в этой области. Цель работы - развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связанно со знаниями и способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся может быть репродуктивной, то есть воспроизводящей усвоенные способы деятельности, или продуктивной - творческой и самостоятельной. Для развития творческих способностей на каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников. В качестве опорных компонентов для определения эффективности внедрения служат:
- результативность обучения
- уровень воспитания
- уровень развития
Основные направления развития творческих способностей:
- игровая деятельность
- творческое сочинительство
- сочинения и диктанты
- сюжетные и тематические циклы уроков, уроки-панорамы
- интеллектуальные игры
Игровые технологии на уроке требуют речевых действий. Начинаем с юмора, театра, игры:
- «Рассказ по кругу» - ученик начинает: «Один раз я смотрел интересный фильм. Сюжет был такой: дети катались на коньках…», и далее продолжает другой ученик, за ним следующий и так далее.
- «Игра мимики и жестов»
- «Круглый стол» - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
- Больше всего мне нравится …
- Я хотел бы …
- Моя любимая игра …
- Я бы хотел узнать о …
- Я бы хотел быть более …
Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, театральную деятельность, рукоделие. Поэтому очень хочется развивать в своих учениках творческие способности. На уроках, начиная с первого класса, ввожу стихотворные объяснения правил, виды опросов, физкультминуток. Некоторые из них могу сочинить сама, а некоторые использую из методических пособий.
Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Каждый день - всегда, везде На занятиях, в игре Смело четко говорим И тихонечко сидим.
Я часто перед уроком (за несколько дней) раздаю стихи детям, чтобы они помогали мне на уроках и читали по теме. Развиваю речь учащихся по разному:
- Ролевые игры, инсценировки, миниатюрки, начиная с первого класса. Ребята разбиваются по группам и придумывают сюжет. Например, ты пришел в гости - как ведет себя хозяин и как гость. Рассматриваются случаи веселые, когда один персонажей попадает в нелепую комичную ситуацию. Дети говорят и придумывают сами, а после выступления на уроке или классном часе учитель поправляет речевые неточности, объясняет как построить предложение более удачно. И в дальнейшем речь учащихся становится лучше.
- Рифмованные добавлялки. Например:
Шли втроем гулять подружки …
Дети добавляют: …. А у них в руках игрушки. Да ещё четыре книжки, Ведь у каждой есть братишки.
- Добавь слог. Дети парами: один говорит «До», другой «Ма» (дома),
В каждом из своих классов провожу различные праздничные концертные программы:
- Разрабатываю сценарии спектаклей, конкурсов, инсценировки стихов и песен;
- В первых и вторых классах очень люблю проводить день именинника;
- На четвертом году обучения со своим классом поставила прекрасную сказку «Снежная королева», готовили атрибуты, шили костюмы своими силами, рисовали предметы, которые не могли быть настоящими (это карета, дворец). Даже северный олень у нас был, роль которого сыграл ученик. И, главное, хочу отметить, что весь сценарий написала собственноручно по памяти ученица нашего класса Лена Важенина. И сама играла роль Снежной королевы - самую объемную для запоминания.
- Также ко дню защитника отечества участвуем в конкурсе патриотической песни с инсценировкой, где занимаем первые места. Пели песню о десантниках, все надели береты, тельняшки, инсценировали каждую фразу, читали письма, выполняли спортивные движения, был парашютист.
- Еженедельные классные часы также помогают ребятам развиваться творчески.
- В прошлом году с ребятами второго класса поставили сказку «Новогодняя», каждый ученик принял в ней участие. Все выступали, также готовили костюмы, заучивали много слов!
- Изучить личность ребенка с целью адаптации к новым условиям и требованиям.
- Получить целостную картину класса и наметить пути развития коллектива.
- Разработать пути становления и формирования каждой личности, чтобы каждый ученик осознал своё «я», свою значимость.
- Творчески организовать повседневность, чтобы наполнить день интересными и полезными мыслями и делами.
Задачи для работы в этом направлении:
1. Поддержка развития творческой исследовательской активности детей.
2. Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;
3. Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;
4. Учить методам и приемам научного исследования;
5. Учить работать с научной литературой.
Основные направления работы:
• Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности; • Обучение учащихся работе с научной литературой; • Подготовка, организация и проведение научно - практических турниров, конкурсов, олимпиад;В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:
- удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;
- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) -- так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества - память;
- мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:
- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
- создавать «законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
- - смотреть, чтобы увидеть красоту;
- - слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
- - почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
- - говорить так, чтобы тебя услышали;
- - быть самим собой;
- - трудиться творчески;
- - творить вдохновенно
В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек ... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппликациях, изготовлении игрушек, плетении...
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.