Доклад на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования. Критерии готовности ребенка к школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад на тему:



«Преемственность


дошкольного и начального общего образования.


Критерии готовности ребенка к школе».

















Подготовила учитель МОУ СОШ №12


Дурнева С.П.





Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом cлучae преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.

Суть решения поставленного комплекса задач - общетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к школе». Н.Ф. Виноградова характеризует данный компонент как сформированностъ на необходимом уровне тех качеств личности ребенка, которые делают этого ребенка учеником, т.е. помогают ему учиться. Слово «учиться» понимается в данном случае в прямом смысле - «учить себя», т.е. владеть учебной самодеятельностью.

Преемственность в развитии ребёнка трактуется как «формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения». Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста становится способность к самоизменению.

Решение проблемы преемственности и результативности непрерывного образования связано с социально-личностным развитием ребёнка, с успешностью его социализации. В содержательном плане это требует развития социальной и коммуникативной компетентности дошкольника и младшего школьника, освоения навыков организационной и психологической культуры.

Преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства» (Н.Н. Подъяков). С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Дошкольный возраст является возрастом очень интенсивного физического и духовного развития. В дошкольные годы у ребенка формируется символическая функция мышления, складываются первые этические инстанции, регулирующие поведение, начинают развиваться высшие нравственные и эстетические чувства. Это интенсивное развитие в раннем онтогенезе, как подчеркивал Л.С. Выготский, также, как и на более поздних возрастных ступенях, протекает не спонтанно, а определяется условия ми жизни и обучением. Однако обучение в данном возрасте носит своеобразный характер. Оно происходит не в форме целенаправленной учебной деятельности, как у школьника, а в процессе непосредственного ознакомления с окружающим, живого общения с взрослыми, различного вида специфически дошкольных игр и занятий.

Современная ситуация в практике характеризуется существенными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. При приёме в школу, в процессе обучения часто определяется сформированностъ у ребёнка узкопредметных навыков (читает, считает и т.д.). Вызывает обеспокоенность то, что такое понимание преемственности может свести задачи дошкольного детства к подготовке будущего ученика, а родителей заставит форсированно эксплуатировать организм ребёнка. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации индивидуализации обучения.

Преемственность между детским садом и начальной школой заключается в формировании у дошкольников логического мышления и предпосылок к учебной деятельности. Умение читать само ми себе не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля и самооценки и др. Еще Л.С. Выготский, сравнивая умственное развитие ученика, который умеет читать, с тем, который этому не обучен, подчеркивал, что в умственном развитии первый отличается от второго только одним - он умеет читать». Это тот же самый ребёнок, только грамотный».

Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.

Приоритетное развитие личности будущего первоклассника - формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

Психологами, педагогами, медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников вследствие откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребёнка. В результате вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени исстрачивают свои физические и психические ресурсы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образовании вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 5-5,5 лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

· организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста;

· отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

· укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

· формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они - дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям; преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т. д.).

  • приоритетное место в жизни младшего школьника наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра.

Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.

Акцент делается на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняя самоценность этого периода, формирует фундаментальные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемственник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способностей ребёнка обрывается.

Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный период для игровой деятельности.

Готовым к школе следует считать физически и психически здорового ребенка, так как именно физическое и психическое здоровье будет обеспечивать главные его качества как ученика - работоспособность, усидчивость, а во многом и познавательную активность. Это ребенок социально зрелый, который умеет адекватно строить модели общения с родителями, с детьми-ровесниками и другими людьми. Это ребёнок, у которого развиты те психические и психофизиологические функции, которые обеспечивают успешность школьного стар­та. Что это за функции? Прежде все­го умение смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать из разных источников информацию и перерабатывать её в соответствии с поставленной задачей. Также это умение удержать саму задачу, что для ребёнка со­всем непросто, спланировать после­довательность действий, необходи­мых для её решения, преодолевать возникающие в процессе деятельно­сти трудности. Окружающий мир для ребёнка - постоянный источник ин­формации. Уметь наблюдать, сравнивать наблюдаемое, делать из него вы­воды - вся эта повседневная деятель­ность ребёнка-дошкольника упраж­няет его аналитико-синтетические способности, развивает мышление. Такие качества будут развивать­ся у него и в будущем, но зарожда­ются они уже в игровой деятельно­сти и в ней же наилучшим образом формируются. А кроме того, у ребён­ка должны быть развиты простран­ственная ориентация, координация в системе глаз-рука, мелкая моторики руки. И, конечно, речь. Безусловно, это ещё и личностная и психологиче­ская готовность ребёнка к школе, его настрой на новую и интересную для него деятельность, его ответствен­ность и организованность, отноше­ние к себе и к миру, которые заклады­ваются в дошкольном детстве. Итак, здоровье, психическое и физическое развитие, социальная и личностная зрелость, развитие познавательной деятельности и как следствие этого развития достаточно широкий круго­зор ребёнка, развитие психофизиоло­гических функций, на базе которых будет формироваться учебная дея­тельность - всё это значимые пока­затели готовности ребёнка к школь­ному обучению.

С точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, т. е. общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать хранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это - важнейшая задача образования и его основной результат. На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему развитию.


© 2010-2022