Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительное искусство.


  1. Пояснительная записка
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности. Цель определяет следующие задачи: - расширение художественно-эстетического кругозора; - приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; - освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; - создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; - освоение простейших технологий дизайна и оформления; - воспитание зрительской культуры.
  1. Общая характеристика учебного курса.
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» создана на основе авторской учебной программы «Эстетическое мышление и художественный труд », автор О.А.Куревина, Е.Е. Лутцева (Образовательная система «Школа 2100». Программа разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных и внутрипредметных связей (музыка, литературное чтение, окружающий мир), продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
  1. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается во 2 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 33 ч: 1 четверть-8 ч 2 четверть-7 ч 3 четверть-11 ч 4 четверть-7 ч Образовательный процесс проходит в форме уроков творческой деятельности с использованием художественных материалов и техник, в форме экскурсий.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
    При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: - формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству; - формирование духовных и эстетических потребностей; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы; - овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности. Предметные результаты: К концу учебного года учащиеся должны : - иметь представление об эстетических категориях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе. По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать: - названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных, особенности передачи светотени, особенности передачи холодного и теплого света; виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия. Должны уметь: - работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»), - смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, - выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы; - реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности; - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы; - ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности. Метапредметными результатами является формирование УУД: Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы,используя учебник, свой жизненный опыт и информацию; - делать выводы в результате совместной работы всего класса; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства. Коммуникативные УУД: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства; - уметь слушать и понимать высказывания собеседников; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства; - учиться согласованно работать в группах.


  1. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов



Содержание учебного материала

(дидактические единицы)

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Количество проверочных и контрольных работ

Первое полугодие - 16 часов.

1.

Жизнь и искусство.

4 часа

Работа с цветными карандашами. «Бабочки - красавицы».

Работа с симметричной фигурой. Перенос рисунка по клеточкам. «Цветочный луг».

Работа с симметричной фигурой. «Цветочный луг».

Обучающийся научится:

- сочетать холодные цвета с холодными и теплыми, теплые с теплыми и холодными, раскрашивать бабочку, самостоятельно выбирая цветовую гамму, чередуя тепло-холодные оттенки;

-копировать рисунок по клеточкам, работать с бумагой, ножницами и клеем, компоновать сюжетный рисунок.

-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов).

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

-с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.

Великая сила искусства.

12 часов.

Оформление портрета, «Портрет в подарок».

Работа с симметричной фигурой. «Портрет класса».

Рисование животных. «Наши друзья меньшие».

Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Изучение различных способов передачи фактуры в графике. «Гравюра».

Работа простым карандашом. «Карандаш - волшебник».

Рисунок простого натюрморта с натуры. «Натюрморт».

Рисование животных. «Мой пушистый друг».

Изготовление елочных игрушек. «Украшаем ёлку».

Изготовление елочных игрушек. «Украшаем ёлку».

Изготовление стилизованных фигур Деда Мороза и Снегурочки. «Новогодняя открытка».

Обучающийся научится:

-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;

- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учеб-ника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

- различать жанры живописи:

- познакомится с жанром портрет, с оформлением изображения в рамку

- обводить по контуру, рисовать с опорой на образец, анализируя характерные формы животных, их окраску, детали и т.д.

- определять место расположения персонажей, выполнять набросок легкими движениями карандаша.

- способам выполнения иллюстраций;

- самостоятельно строить композицию, выполнять тщательно и разнообразно штриховку, используя контраст (белое на черном, черное на белом).

- определять последовательности изготовления фигурок, разрабатывать фон и композиционное решени, работать с бумагой, ножницами и клеем и другими материалами.

Второе полугодие - 17 часов.

Великая сила искусства.

14 часов.

Выполнение элементов городецкой росписи. «Городецкая роспись».

Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи. «Расписная тарелка».

Создание элементов растительного орнамента на основе любого растения. «Рождение орнамента».

Повторение темы «Орнамент». «Лоскутное одеяло».

Изготовление открытки - сувенира к Дню защитника Отечества - 23 февраля. «Поздравляем мужчин!»

Использование смешанной техники. «Цветущий сад».

Изучение возможностей акварели. «Чудеса акварели».

Углубление опыта использования смешанной техники. «Морские жители».

Знакомство с живописным пейзажем. «Весна пришла».

Праздничная открытка «С Днём Победы!»

Обучающийся научится:

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции;

- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;

- осуществлять самоконтроль.;

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов);

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- работать в технике городецких мастеров; «по-мокрому» и «набрызг»

- использовать смешанную технику.

3.

Давным - давно…

3 часа

Знакомство с элементами культуры Древнего Египта. «В долине Нила».

Коллективная работа. «Египетские письмена».

Обучающийся научится:

- составлять свое имя из знаков - иероглифов.

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы;

- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

Итого - 33 часа.



  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол -во часов

Самостоятельные, контрольные и проверочные работы.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Первое полугодие - 16 часов.


1.

Жизнь и искусство.

4 часа


Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Иметь представление о сюжете, зарисовке, наброске. Изображать предметы различной формы

2.

Великая сила искусства.

12 часов


Овладевать приемами работы с различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке Изображать предметы различной формы

Второе полугодие - 17часов.

2.

Великая сила искусства.

14 часов


Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура). Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Изображать предметы различной формы

4.

Давным - давно…

3 часа


Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства, эмоционально оценивать их. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать, что такое язык изобразительного искусства. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства

Итого - 33 часа



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Список литературы для учителя:
  1. О. А. Куревина, Е.А. Лутцева. Искусство и технология. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баллас, 2010.
Список литературы для учащихся:
  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. - М.: Баласс, 2012.
  2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир». - М.: Баласс, 2012.
Интернет-ресурсы:
  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  2. Презентации уроков «Начальная школа» ( nachalka.info/about/193 ).
  3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100…» (www/school2100.ru ).
  4. Образовательный портал «Учеба» (uroki.ru).
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом «1сентября») (festival/1september.ru)
Технические средства обучения:
  1. Интерактивная доска.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование:
  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
  2. Шкаф для хранения таблиц.
Специализированная мебель: 1.Компьютерный стол.
© 2010-2022