- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Звёздочка
Программа по внеурочной деятельности Звёздочка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ячменева Ю.М. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Назначение программы - осуществление хореографического образования дошкольников в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству. Цель программы: Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца. Исходя из цели, предусматривается решение следующих основных задач: 1. Развивать творческие способности воспитанников. 2. Развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость. 3. Дать основы музыкально-двигательной культуры. 4. Развивать танцевальные способности. 5. Развивать потребности самовыражения в движении под музыку. 6. Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания. 7. Формировать творческие способности: воображение и фантазию. 8. Содействовать формированию нравственно- коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения.
Актуальность хореографического образования. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка. Решение вышеизложенных задач возможно реализовать в процесс хореографического образования детей дошкольного возраста.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методическиe приёмы:
Игровой метод. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод. Заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой. Программа рассчитана на 1 год для детей с 7 до 11 лет. Занятия проходят в группе - 1 раз в неделю по 1 часу; 34 часа в год..
Содержание курса Обучение начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Основным видом является игровая деятельность. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. Ритмика, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения изучаются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса.
ТЕМА «Ее величество Музыка!»
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
Воспитывать у детей умение слушать музыку.
Учить воспринимать и оценивать музыку.
Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
Характер музыкального произведения.
Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
Игра «Жуки и бабочки».
Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
Слушая музыку, определить ее темп (устно).
Игра «Зайцы и охотник».
Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
Игра «Тихо и громко».
Ритмический рисунок.
Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Строение музыкального произведения (вступление, часть).
Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Игра «Ку-чи-чи».
На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
Развивать внимание.
Развивать координацию движений.
Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес», «Зарядка».
Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
Игра «Зверушки - навострите ушки».
Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо - влево».
ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика)
Задачи:
Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
Улучшать эластичность мышц и связок.
Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.
Содержание:
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», « Гусеница».
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком,
боковой подскок - галоп, бег легкий с оттягиванием носков;
Постановка корпуса
Позиции ног: I-я, VI-я
Подготовка к изучению позиций рук
этюд «Воздушный шар»
Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной,на поясе в кулачках.
Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
Выдвижение ноги ( battement - tendu): вперед по VI позиции, в сторону по I позиции.
Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
То же в сочетании с п/присяданиями
Прыжки
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
Научить детей ориентироваться в пространстве.
Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
Содержание:
Рисунок танца «Круг»:
движения по линии танца. Игра «Часы»;
движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
Рисунок танца «Линия».
Рисунок танца «Колонна».
Рисунок танца «Змейка»:
Игра «Змейка»;
Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
Рисунок танца «Спираль»
Игра «Клубочек».
Свободное размещение в зале.
Игра «Горошины».
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)
Задачи:
Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
Развивать память, актерское мастерство.
Готовить к концертной деятельности.
- Упражнения
позиции ног (1, 2, 3, 6);
позиции рук (1, 2, 3);
Деми плие;
Гранд плие.
- На середине зала
Мягкий шаг;
Марш;
Сценический бег;
Высокий острый бег;
Ходьба на высоких, низких полупальцах;
Ходьба на пятках, в полуприсяде;
Ходьба с высоким подниманием бедра;
Галоп;
Прыжки;
«Гармошка»;
«Ёлочка»;
Положения рук в разных характерах;
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения, на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости координации;
Имитационные упражнения (разнообразные образно-игровые движения, жесты);
Плясовые движения (элементы эстрадного, народного, детского танца, разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения);
Развитие умений ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, в пары, в шеренгу, в 2, 3 шеренги, в несколько кругов и др.).
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Содержание занятия
Количество часов
Дата
теория
практика
1
Организационная работа.
Сбор участников коллектива.
1
2
Сбор участников, дополнение коллектива.
Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром.
1
3
Разучивание разминки.
Упражнения на «квадрате».
1 ч.
4
Разминка.
Упражнение классического дренажа.
1 ч.
5
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения.
Музыкальные пространственные упражнения.
1 ч.
6
Разминка. Репетиция танцев.
Репетиция танцев.
1 ч.
7
Разминка. Постановка рук и ног в танце.
Разучивание движений танца «Вальс».
1 ч.
8
Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений.
Разучивание движений современного танца «Вальс», современных движений к танцу.
1 ч.
9
Постановка головы, освоение понятий вытянутости и выворотности.
Разучивание движений современного танца «Танец со свечами»
1 ч.
2 ч.
10
Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками.
Разучивание движений современного танца «Танец со свечами»
1 ч.
11
Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон».
Разучивание движений современного танца «Танец со свечами».
1 ч.
12
Разучивание движений современного танца «Танец со свечами»
Разучивание движений современного танца «Танец со свечами».
1 ч.
13
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.
Работа над характером танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д
1 ч.
14
Подготовка к новогодним праздникам.
Разучивание движений к танцу.
1
15
Ритмика. Разучивание движений к танцу. Подготовка к новогодним мероприятиям.
Разучивание движений к танцу.
1 ч.
16
Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Мюзикл».
Прогон всех танцев.
1 ч.
17
Выступление на новогодних мероприятиях.
Выступление на новогодних мероприятиях.
1 ч.
3
18
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика.
Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика.
1 ч.
19
Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
Повторение танцев
1
20
Портретная гимнастика.. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
Повторение танцев
1 ч.
21
Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений
Отработка четкости и ритмичности движений
1 ч.
22
Портретная гимнастика. Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений.
Отработка четкости и ритмичности движений
1 ч.
23
Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу.
Повторение и отработка выученных танцев.
1 ч.
24
Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика.
Повторение выученных движений танца.
1 ч.
25
Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца.
Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев.
1 ч.
26
Танец даб степ
Разучивание движений к танцу даб степ
1
27
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава..
Разучивание движений к танцу даб степ
1 ч.
28
Партерный экзерсис. Разучивание движений к танцу даб степ.
Разучивание движений к танцу даб степ
1 ч.
29
Ритмика. Разучивание движений к даб степ танцу.
Разучивание движений к танцу даб степ
1 ч.
30
Повторение и закрепление выученных движений к даб степ танцу.
Разучивание движений к танцу даб степ
1 ч.
31
Подготовка к отчетному концерту. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений.
Отработка всех выученных танцев и подтанцовок.
1
32
Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок.
Отработка всех выученных танцев и подтанцовок.
1 ч.
33
Генеральная репетиция к отчетному концерту.
1 ч.
34
Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми.
1
Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы школы, проводимых в течение года.
Предполагаемый результат:
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
Дети должны научиться называть и выполнять:
• названия и правила выполнения танцевальных движений;
• координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;
• правила поведения в хореографическом зале.
• ориентироваться в музыкально-пространственных упражнениях.
Получат возможность научиться:
• овладеть начальной танцевальной памятью;
• слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
• учиться расслабляющим упражнениям и правильному дыханию.
• правильно дышать;
• координировать простейшие танцевальные движения;
• различать танцевальную музыку, акцентировать сильную долю.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
-
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
-
умение давать оценку своим действиям;
-
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
-
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
-
умение выражать собственное мнение и т. д.
Регулятивные УУД
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля.
Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
-
социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
-
умение слушать и вступать в диалог;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Критерии сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности:
• умение выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• сдерживать ненужные реакции.
Информационно - методическое обеспечение
-
Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб: Просвещение, 1996.
-
Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1984.
-
Бриске И.Э. Мир танца для детей. - Челябинск, 2005.
-
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.
-
Захаров В.М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 1986.
-
Константинова А.И. Игровой стретчинг. - СПб.: Вита, 1993.
-
Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб: Просвещение, 1994.
-
Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. - СПб: Искусство, 1993.
Техническое обеспечение:
- просторное помещение для занятий;
-компьютер, колонки, проектор, экран;
- реквизит к танцевальным постановкам.