Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком»Тема: Правописание слов с разделительным ъ.

Цель как деятельность учеников:

развитие умений писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.

Цель как деятельность учителя:

  • познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;

  • формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;

  • развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление: внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

Всё прекрасно на небе (руки вверх).

Всё прекрасно на земле (присесть).

Всё прекрасно вокруг (повороты направо, налево).

Всё прекрасно во мне (руки к себе).

- Начать урок я предлагаю пословицей. Слайд 1

В одиночку не одолеешь и кочку.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответ детей: Одному очень трудно или невозможно что-то сделать
- А действительно ли в этой пословице заключена народная мудрость, мы поймем в конце урока.
- Итак, за работу.

II. Актуализация изученного. (5 мин.).

1). - Прочитайте слова:

На доске:

большой счастье

маленький ружьё

день вьюга

- Сравните столбики слов.

- Как вы думаете, по какому признаку я разделила слова?

Ответ детей: В 1 столбике Ь обозначает мягкость согласного звука и пишется в конце слова после согласных или в середине слова между согласными. В словах второго столбика разделительный ь.

- Какую роль выполняет разделительный ь?

Ответ детей: Разделяет согласный звук от гласного.

2). - А чтобы проверить знаете ли вы, когда пишется разделительный ь, я предлагаю вам заполнить таблицу.

Вопросы

Ответы

Самооценка

В какой части слова пишется разделительный Ь

в корне

После каких букв пишется разделительный Ь

после согласных

Перед какими буквами пишется разделительный Ь

-е, -ё, -и, -ю, -я.


Проверьте свою работу по ключу. Слайд 2

- Оцените свою работу по алгоритму.

Самооценка по алгоритму. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? -Теперь каждый пусть оценит свою работу. - Какое умение мы сейчас развивали? Ответ детей: Мы учились оценивать свою работу. 3). Работа в парах.

- Сейчас поработайте в парах. Изобразите правило правописания разделительного ь в виде схемы на планшетах.

е с



с ь ё

и

ю я - Давайте вспомним алгоритм написания разделительного ь.

II. Постановка учебной проблемы. (3 мин.) 1). Записать слова под диктовку: семья, въезд, съел, обезьяна.

- Я посмотрела ваши записи и увидела, что слова семья и обезьяна написаны у всех одинаково правильно. А вот посмотрите, как написаны слова вьезд - въезд, сьел - съел.

- Задание у всех было одно?

Ответ детей: Одно.

- А выполнили его все одинаково?

Ответ детей: Выполнили по- разному.

- Как вы думаете, почему слова обезьяна и семья все написали одинаково правильно, а слова въезд и съел по- разному?

Ответ детей: Мы уже знаем, когда пишется разделительный ь, а когда пишется разделительный ъ, мы ещё не знаем.

- Какой возникает вопрос?

Ответ детей: Как различить написание ъ и ь? (Записать на доске )

IV. Формулирование темы, целей урока. (1 мин.)

- Значит, какая тема нашего урока?

Ответ детей: Правописание слов с разделительным ъ.

- Помог нам алгоритм написания разделительного ь для написания слов с ъ?

Ответ детей: Нет.

- Значит, какую задачу ставим?

Ответ детей: Составить алгоритм написания разделительного ъ. Слайд 3

V. Открытие нового знания. (15 мин.)

1). - Какой наш следующий шаг?

Ответ детей: Открываем новое знание.

- Произнесите эти слова.

съесть

подъём

предъюбилейный

объявил

- Что вы заметили общего?

Ответ детей: Есть звук й.

- В каких буквах он скрывается?

Ответ детей: В буквах е, ё, ю, я.

- Какую роль выполняет разделительный ъ?

Ответ детей: Он разделяет букву согласного от гласного, является разделительным.

- Сделайте вывод, для чего же нужен разделительный ъ?

Ответ детей: Разделительный ъ разделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука й после согласного.

- Понаблюдайте и сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный ъ?

Ответ детей: Разделительный ъ пишется после приставки перед корнем.

2). - А теперь прочитайте и сравните слова в двух столбиках.

поезд съесть

выезд подъём

появился предъюбилейный

наелся объявил

- Чем отличаются слова в столбиках?

Ответ детей: Во втором столбике в словах есть разделительный ъ, а в первом- нет.

- После всех ли приставок пишется разделительный ъ?

Ответ детей: Нет

- Давайте сравним приставки в словах двух столбиках. В чем их отличие?

Ответ детей: В 1 столбике приставки оканчиваются на гласный, а во втором на согласный.

- Так, после каких же приставок пишется разделительный ъ?

Ответ детей: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный.

- Понаблюдайте, перед какими гласными пишется разделительный ъ?

Ответ детей: Перед е, ё, ю, я.

- Сделайте вывод, когда же пишется ъ?

Ответ детей: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

- Сравним свой вывод с правилом в учебнике.

- Что вы можете сказать?

Ответ детей: Мы сделали правильный вывод. - Какое умение мы сейчас развивали? Ответ детей: Мы учились работать с информацией и строить своё речевое высказывание.

3) Работа в группах.

- Попробуем в группе составить схему написания разделительного ъ.

- Перед работой в группе вспомним правила общения в группах.

  1. В группе должен быть ответственный.

  2. Работать должен каждый на общий результат.

  3. Один говорит, другие слушают.

  4. Своё несогласие высказывай вежливо.

  5. Если не понял, переспроси.

- Покажите готовность группы.

- Представьте свои схемы.

Представление групп.

- Кто сможет объяснить свой выбор схемы?

-А сейчас в группах расставьте последовательность действий в алгоритме написания разделительного ъ.

Алгоритм написания разделительного ъ.

  1. Произношу слово.

  2. Слушаю, есть ли звук й после согласного перед гласным.

  3. Определяю, есть ли в слове приставка.

  4. Если слышу звук й после согласного в приставке, то пишу ъ перед е, ё. ю. я.

- Проверьте по ключу. Проверка по карточкам.

- Прочитайте, какой алгоритм у вас получился.

- Оцените работу группы: на сколько правильно вы расставили порядок действий.

Оценивают кружочками.

- Какое умение мы сейчас развивали?

Ответ детей: учились планировать свою деятельность.

- А теперь вернёмся к нашим словам:

вьезд - въезд, сьел - съел

- Как же правильно нужно было написать? Докажите.

Ответ детей: В слове въезд нужно написать разделительный ъ, потому что он пишется после приставки в, а это согласный, перед буквой е.

В слове съел нужно тоже написать разделительный ъ, потому что он пишется после приставки с, а это согласный, перед буквой е.

- Разделительный ъ - это орфограмма. Посмотрите, как мы будем обозначать эту орфограмму: разделительный ъ подчёркиваем одной чертой, отмечаем приставку, а гласную подчёркиваем двумя чертами.

IV. Применение нового знания. (8 мин.).

- Теперь мы знаем алгоритм написания разделительного ъ.

- Какой наш следующий шаг?

Ответ детей: Применяем новые знания.

1) Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 134-135 упр. 208. Прочитайте задание.

- Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму - разделительный ъ. Используй алгоритм.

- По одному человеку будем комментировать по алгоритму.

Раз…яснил задачу, дверь под…езда, л…ют дожди, яркое об…явление, дорога в об…езд, в…ют гнёзда, от…езд в отпуск.

2). Самостоятельная работа по уровням. (2мин.)

- А теперь попробуйте выполнить задание самостоятельно. На ваших карточках есть три задания. Каждый может выбрать тот уровень, с которым может справиться.

Н Вставь, где нужно, разделительный ъ или ь. Подчеркни ъ и ь.

б…ют без…усый в…ехал с…поёт

П Прочитай слова. Допиши к каждому слову пару - слово с противоположным значением. Подчеркните орфограмму ъ или ь.

подъехал - съехались -

подошёл - выехали -

М Прочитайте транскрипцию слов. Запишите слова в тетради буквами, так как они пишутся. Подчеркните орфограмму ъ или ь.

с й э м п й у т с й о м к а в й э х а л р у ч й и

Учащиеся работают самостоятельно.
- А сейчас проверьте по ключу. Слайд 4.

- Оцените свою работу по алгоритму.

III. Рефлексия. (4 мин.).

- Ну что ж, друзья, урок заканчивать пора.
- Какой был основной вопрос урока?

Ответ детей: Как различить написание ъ и ь.

- Так в чем же различие разделительных ъ и ь?

Ответ детей: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я, а разделительный ь - в корне после согласного и перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Оцените свою работу на уроке по алгоритму. Проговаривают.

Алгоритм самооценки работы на уроке.

узнал (открыл для себя)……

Сегодня на уроке я научился (смог) ……

могу похвалить себя и своих одноклассников за ...

- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего?

Ответ детей: Мы ещё не очень-то хорошо научились писать слова с разделительным ъ и можем допускать ошибки, надо ещё потренироваться.
- На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.
- Какая пословица помогла нам на уроке?

Ответ детей: В одиночку не одолеешь и кочку.

- Действительно, мудрость народная.
- Помните ее всегда, если вы вместе, вы преодолеете все трудности.

IV. Домашнее задание: (1 мин.) Слайд 5.

- Предлагаю домашнее задание на выбор.

1) стр. 134 - правило, упр.210.

2) стр. 134- правило, выписать из литературного чтения по 3 слова с разделительным ь и ъ, составить с ними 2 предложения.



© 2010-2022