Конспект урока окружающего мира на тему: «Экологическое равновесие»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира

на тему: «Экологическое равновесие»
Цели:

  • сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.


Оборудование: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, карточки с тестом, задание для повторения.

Ход урока
1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. - Сегодня вы на уроке будете исследователями.

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

"Экологическое равновесие - это важно или нет?". - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об экологическом равновесии)
3. Проверка знаний. - На прошлом уроке мы не успели выслушать наших экологов. Вам слово. Выступление 3 микрогруппы. - Спасибо, экологам. Проверим ваши знания по пройденным темам. Поможет в этом мне тест.

Тест "Черноморское побережье Кавказа"
1. Черноморское побережье Кавказа расположено: а. в арктической зоне страны; б. в лесной зоне страны; в. в субтропической зоне страны; г. в степной зоне страны.
2.Субтропики России- это: а. небольшая зона на побережье северных морей; б. небольшая зона на побережье Черного моря; в. обширная зона в центре страны.
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а. бук, каштан; б. ель, сосна; в. ольха, липа.
4. На Черноморском побережье обитают: а. пчелы, комары, мошки; б. цикады, богомолы, олеандровые бражники; в. шмели, кобылки, жуки-чернотелки
5. В Черном море у побережья обитают:. а. киты, морские черепахи, тюлени; б. медузы, крабы, морские коньки; в. крокодилы, анаконды, котики.
6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: а. кипарисы, пальмы, магнолии; б. липы, джузгун, маки; в. полынь, типчак, ель.
7. Черное море относится к морям … океана: а. Индийского б. Атлантического в. Северного Ледовитого океана г. Тихого
8. В субтропической зоне: а. умеренно жаркое лето и теплая зима; б. жаркое лето и умеренно холодная зима; в. умеренно теплое лето и холодная зима.

Тест «Пустыни» 1.В пустыне ... а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в) ярко выделяются все четыре времени года. 2. В пустыне ... а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б) выпадает малое количество осадков; в) чаще всего осадков не бывает. 3. Растения пустыни ... а) высокие, широколиственные; б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 4. Животные пустыни ... а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 5. К растениям пустыни относятся: а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника; в) колосняк, солянка, джузгун. 4. Работа над новой темой - Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: Экологическое равновесие-это очень важно или нет? Давайте сначала выясним, что обозначают слова "экологическое" и "равновесие". От какого слова образовано слово "экологическое" . (От слова "экология") - А что такое экология? (Экология-это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.) - Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.) - Что же такое "равновесие"? - В словаре Ожегова написано, что это устойчивое соотношение между чем-нибудь. Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.) - Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев образуются ручейки.) - То есть происходит обмен: река питала растения, а растения- реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.) - Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно. То же самое происходит и в пищевых связях между животными и растениями, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду. - Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке- множество желудей. Сова- это кто? (Хищник) - Значит хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных- меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить, хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.) - А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.) - Дома подумайте и подготовьте пример нарушения человеком экологического равновесия.
5. Повторение пройденного материала - Мы с вами изучили все природные зоны России. Давайте вспомним свои знания и наблюдения. Выберем комиссию знатоков. - Остальные разделяться на три команды. Мы будем путешествовать по станциям, а знатоки нас будут оценивать.
Станция "Географическая" - Найди и исправь ошибки в тексте. Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим, Атлантическим, Черным. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России- Волга, а самое глубокое озеро - Онежское. На территории страны восемь природных зон. Самая северная- субтропики, самая большая- зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
Станция "Зоологическая"
- Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания: Кит Косуля Арктика Северный олень Рысь Субтропики Суслик Дельфин Тундра Корсак Глухарь Степи Ушастый еж Зона лесов Тюлень Пустыни
Станция "Ботаническая"
-Узнай растения по описанию. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на скалах. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. Это травянистое растение с корнем "метелочкой", узкими листьями и мягкими волосками. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы.
Станция "Экологическая"
Вместо точек подставить подходящее слово: (орошение, загрязнение, вырубка, поверхность почвы )
..лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их :. Неумеренное : приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается :.
6. Подведение итогов Вступление членов комиссии
7. Домашнее задание - повторить материал по изученному разделу

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":
Все-все на свете- на свете все нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны:. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд- Кто делает мед, и кто делает яд. Плохие дела у кошки и мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да, если мы с кем то не дружны- Мы все таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.

© 2010-2022