Рабочая образовательная программа по предмету Письмо и развитие речи для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22 VIII вида»

ст. Незлобная, Георгиевского района

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

руководитель районного МО директор ГКС(К)ОУ

специальных (коррекционных) школ «Специальная (коррекционная)

Георгиевского района общеобразовательная

___________ С. В. Аксененко школа № 22 VIII вида»

30.08.2013 г. ____________ Т. А. Лущай

30.08.2013 г.



Рабочая образовательная программа

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

по предмету «Письмо и развитие речи»

2 класс



Составитель: учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида»

Аксененко С. В.










ст. Незлобная, 2013 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой - М.: Просвещение, 2013 г. Данная программа предназначена для учащихся 2 класса (возраст 8-11 лет) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа рассчитана на один год обучения (на 170 часов). Предлагаемая программа ориентирована на учебник авторов Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Русский язык: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012г. В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике необходимо прежде всего для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса, что способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся. Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Основная цель - формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции учащихся. Задачи обучения русскому языку:
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формировать универсальные учебные умения;
  • формировать нравственные качества.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания; - развитие пространственной ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - коррекция речи и мышления; - коррекция фонематического слуха; - коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Данная программа составлена с учётом следующих принципов:
  1. концентрический принцип, особенность которого состоит в расчленении сложных понятий и умений на их составляющие элементы.
Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
  1. принцип целостности;
  2. принцип учёта возрастных и типологических особенностей учащихся;
  3. принцип метапредметного подхода;
  4. принцип деятельностного подхода;
  5. принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке - речевая практика и речевое творчество:
  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям. Программа по письму и развитию речи во 2 классе включает следующие разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь» (письменная и устная). Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, о слоге и переносе по слогам. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родней речи, учатся понимать соотношение между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим. Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Связная речь. Уже со 2 класса особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Основное содержание тем по предмету

«Письмо и развитие речи» во 2 классе Повторение пройденного в начале года. Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трёх слов. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р - л), свистящее и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Слово. Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и различение их по вопросам кто? что? Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов; различение основных частей хорошо знакомых предметов; сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства. Умение различать слова по их отношению к родовым категориям. Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; Группировка действий по признаку их однородности, различение предметов по их действиям. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения; составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Связная письменная речь. Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Графические навыки (письмо и чистописание). Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определённой буквы, определённого слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись. Устная речь. Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

Список слов, которые учащиеся должны усвоить:

Барабан, берёза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.

Тематическое распределение часов


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Контрольные работы


I четверть

45 ч

3 ч

1.

Повторение пройденного в 1 классе

14

1

2.

Гласные и согласные звуки и буквы

11

1

3.

Ударение. Деление слов на слоги.

13

1

4.

Звонкие и глухие согласные

7



II четверть

35 ч

2 ч

5.

Звонкие и глухие согласные

11

1

6.

Гласные е,ё,ю,я в начале слова

5


7.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами

12

1

8.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

7



III четверть

50 ч

3 ч

9.

Слова, обозначающие предметы

16

1

10.

Имена собственные

10

1

11.

Слова, обозначающие действия

19

1

12.

Предлоги

5



IV четверть

40 ч

2 ч

13.

Слова с непроверяемыми написаниями

5


14.

Предложение

18

1

15.

Повторение

17

1


Итого часов за год

170 ч



Контрольных работ за год


10 ч Данная программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

  1. Нормативная база

Программа разработана на основе следующих документов:
  1. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
  3. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  4. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
  9. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
  12. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;
  13. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида».
  14. Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
  15. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.
  1. Учебно-тематический план


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

всего

контрработ


I четверть

45

3


Повторение пройденного в 1 классе

14

1.

Предложение.

1

2.

Предложение и его схема.

1

3.

Распространение предложений.

1

4.

Выделение предложений в тексте. Определение их количества.

1

5.

Наша речь. Слово.

1

6.

Составление предложений с данным словом.

1

7.

Составление предложений из 2-3 слов.

1

8.

Контрольный диктант (входной) по теме: «Повторение».

1

1

9.

Работа над ошибками.

1

10.

Звуки и буквы.

1

11.

Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.

1

12.

Буквы, сходные по начертанию.

1

13.

Различение сходных по начертанию букв.

1

14.

Обобщение по теме: «Повторение».

1


Гласные и согласные звуки и буквы

11

15.

Гласные звуки и буквы.

1

16.

Согласные звуки и буквы.

1

17.

Звуки гласные и согласные, их различение.

1

18.

Различение гласных и согласных звуков и букв.

1

19.

Слова, которые различаются одним звуком.

1

20.

Слова, которые различаются количеством звуков.

1

21.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1

22.

Слова со стечением согласных.

1

23.

Слова со стечением согласных. Преобразование слов путем наращивания букв.

1

24.

Контрольный диктант по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы».

1

1

25.

Работа над ошибками.

1


Ударение. Деление слов на слоги.

13

26.

Ударение в словах.

1

27.

Ударные и безударные гласные. Их различение в двусложных словах.

1

28.

Выделение ударного гласного в слове.

1

29.

Слова с гласной э.

1

30.

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

1

31.

Деление слов на слоги.

1

32.

Гласные в образовании слогов.

1

33.

Перенос слов по слогам.

2

34.

Деление слов со звуками и-й на слоги.

2

35.

Контрольный диктант по теме: «Ударение. Деление слов на слоги.»

1

1

36.

Работа над ошибками.

1


Звонкие и глухие согласные

18

37.

Дифференциация согласных л-р.

2

38.

Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация б-п.

1

39.

Дифференциация в-ф.

1

40.

Дифференциация г-к.

1

41.

Дифференциация д-т.

1

42.

Дифференциация ж-ш.

1


IIчетверть

35

2

43.

Дифференциация з-с.

1

44.

Различение парных звонких и глухих согласных.

1

45.

Шипящие и свистящие согласные. Шипящие согласные.

1

46.

Свистящие согласные.

1

47.

Различение шипящих и свистящих согласных на слух и в произношении.

1

48.

Звук и буква ц. Дифференциация ц - с.

1

49.

Свистящие и шипящие согласные. Дифференциация с - ш.

1

50.

Дифференциация ч - щ.

1

51.

Дифференциация ц, ч, щ.

1

52.

Контрольный диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные».

1

1

53.

Работа над ошибками.

1


Гласные е,ё,ю,я в начале слова

5

54.

Гласная е в начале слова или слога.

1

55.

Буква ё в начале слова или слога.

1

56.

Буква ю в начале слова или слога.

1

57.

Буква я в начале слова или слога.

1

58.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

1


Обозначение мягкости согласных гласными буквами

12

59.

Твердые и мягкие согласные.

1

60.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными и-ы.

1

61.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными о-ё.

1

62.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными у-ю.

1

63.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными а-я.

1

64.

Выборочное списывание предложений.

1

65.

Гласная е после мягких согласных.

1

66.

Расположение предложений в последовательном порядке.

1

67.

Различение твердых и мягких согласных.

1

68.

Обобщение по теме «Твердые и мягкие согласные».

1

69.

Контрольный диктант по теме «Обозначение мягкости согласных гласными буквами».

1

1

70.

Работа над ошибками.

1


Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

7

71.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

72.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1

73.

Правописание слов с мягкими согласными на конце.

1

74.

Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

2

75.

Закрепление изученного по теме: «Твердые и мягкие согласные».

1

76.

Повторение. Звуки и буквы.

1


III четверть

50

3


Слова, обозначающие предметы

16

77.

Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название.

1

78.

Различение названий предметов по вопросу что это?

1

79.

Названия частей предмета.

1

80.

Различение сходных предметов и их названий.

1

81.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1

82.

Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории.

1

83.

Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.

1

84.

Составление рассказа по рисунку.

1

85.

Различение названий предметов по вопросу кто это?

1

86.

Различение названий предметов по вопросу кто это? Постановка трудной гласной в родственных словах.

1

87.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1

88.

Различение названий предметов по вопросу кто это? Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.

1

89.

Различение слов по вопросам кто это? что это?

1

90.

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

1

91.

Контрольное списывание с заданием по теме: «Слова, обозначающие предметы».

1

1

92.

Работа над ошибками.

1


Имена собственные

10

93.

Изменение формы слова в предложении.

1

94.

Большая буква в именах людей.

1

95.

Составление рассказа из предложений по серии сюжетных картинок.

1

96.

Правописание имён и фамилий людей

1

97.

Употребление имён и фамилий людей в предложении.

1

98.

Большая буква в кличках животных.

1

99.

Правописание имен собственных.

1

100

Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1

101

Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».

1

1

102

Работа над ошибками.

1


Слова, обозначающие действия

19

103

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

1

104

Выборочное списывание слов по вопросу что делает?

1

105

Названия действий предметов, отвечающие на вопрос что делают?

1

106

Выборочное списывание слов по вопросу что делают?

1

107

Группировка действий по признаку их однородности

( кто как голос подаёт?).

1

108

Группировка действий по признаку их однородности

( кто как передвигается?).

1

109

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевлённые предметы.

1

110

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающие на вопрос что делает?, что делают?

1

111

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими неодушевлённые предметы.

1

112

Слова, обозначающие действия неодушевленных предметов и отвечающие на вопрос что делает?, что делают?

1

113

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевленные и неодушевлённые предметы.

2

114

Название предметов и их действий.

1

115

Различение предметов по их действиям. Продолжение сказки по опорным словам.

1

116

Различение названия предметов и названия действий по вопросам.

1

117

Выделение в предложении слов, обозначающих названия предметов и названия действий по вопросам.

1

118

Повторение по теме: «Слова, обозначающие действия».

1

119

Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие действия».

1

1

120

Работа над ошибками.

1


Предлоги

5

121

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

1

122

Употребление предлогов в предложении. Предлоги в, из, на, у, с.

1

123

Изложение текста по вопросам.

1

124

Раздельное написание предлогов со словом, к которому он относится.

2


IV четверть

40

2


Слова с непроверяемыми написаниями

5

125

Слова с непроверяемыми гласными. Выделение «трудной» гласной в словах.

1

126

Написание гласных в словах - родственниках.

1

127

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

1

128

Составление рассказа из предложений.

1

129

Обобщение по теме: «Слово».

1


Предложение

18

130

Выделение предложения из текста.

1

131

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

1

132

Предложение и его схема.

1

133

Составление рассказа из предложений в порядке следования схем.

1

134

Определение о ком, или о чем говорится в предложении.

1

135

Набор слов и предложение.

1

136

Порядок слов в предложении.

1

137

Составление к рисункам предложений из слов.

1

138

Завершение начатого предложения с помощью рисунков.

1

139

Завершение начатого предложения.

1

140

Составление предложений по предметной картинке.

2

141

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

142

Предложения-вопросы и предложения-ответы.

1

143

Составление рассказа по картинке с помощью вопросов.

1

144

Обобщение знаний по теме: «Предложение».

1

145

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

1

1

146

Работа над ошибками.

1


Повторение

17

147

Звонкие и глухие согласные.

1

148

Звонкие и глухие согласные. Изложение текста по вопросам.

1

149

Твердые и мягкие согласные.

1

150

Твёрдые и мягкие согласные. Изложение текста по вопросам.

1

151

Мягкий знак на конце слов.

1

152

Мягкий знак на конце слов. Сочинение конца рассказа.

1

153

Слово. Названия предметов.

1

154

Большая буква в именах собственных.

1

155

Правила записи предложений.

1

156

Порядок слов в предложении.

1

157

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

1

1

158

Работа над ошибками.

1

159

Название предметов и действий.

1

160

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.

2

161

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

162

Предложение. Слово.

1


Итого

170

10

  1. Диагностический инструментарий

Учащиеся должны уметь:

№ п/п

Критерии

и показатели

Уровни

А

В

С

1.

Звуки и

буквы анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р- л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании.
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные на слух, в произношении, написании.

2.

Слово

-различать основные категории слов (названия предметов, действий ) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом;

- писать большую букву в именах собственных;

- писать предлоги раздельно со словами.

-различать основные категории слов (названия предметов, действий ) в тексте по вопросам,

- писать большую букву в именах собственных;

- устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

3.

Предложение - писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. - писать пред-ложения с за-главной буквы, в конце предложения ставить точку; -составлять предложения с помощью учителя.

4.

Связная речь - располагать 2-3 коротких предло-жения в последова-тельном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем); -составлять подписи к серии из 2-3 сю-жетных картинок; - правильно исполь-зовать личные место-имения вместо имени существительного. располагать 2-3 коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем); -составлять подписи к серии из 2-3 сюжетных картинок. - располагать 2-3 коротких предложения в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем);

5.

Письмо и чистописание -списывать по слогам с рукописного и печатного текста; - писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст (15-20 слов) после предварительного анализа; -списывать по слогам с рукописного и печатного текста.

6

Универсаль-ные учебные действия

Умение самостоя-тельно работать с источниками информации (учебник). Умение следовать точной инструкции учителя. Умение принимать и сохранять задачу, планировать последовательность выполнения работы, осуществлять конт-роль. Умение использовать схемы и иллюстрации при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать с источниками информации (учебник). Умение сле-довать точной инструкции учителя. Умение прини-мать и сохра-нять задачу, планировать последователь-ность выпол-нения работы. Умение рабо-тать с источ-никами инфор-мации под руководством учителя (учебник). Умение следо-вать точной инструкции учителя. Умение прини-мать и сохра-нять учебную задачу.


  1. Ожидаемые результаты

Требования к подготовке учащихся по предмету

Учащиеся должны уметь: анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р - л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Критерии оценивания письменных работ учащихся. Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно. Оценка «4», если в работе допущены 1-3 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка «3», если в работе допущены 4-5 ошибок. Работа написана небрежно. Оценка «2», если в работе допущены более 6-8 ошибок, работа написана неряшливо. Ошибки идентичного характера считаются за одну. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. 3 исправления или 2 пунктуационные ошибки считаются за 1 орфографическую ошибку. За 1 ошибку в диктанте считается: - повторение ошибки в одном и том же слове (ошибка на это правило в другом слове считается); - 2 негрубые ошибки: повторение в слове буквы, недописывание букв, пропуск слога при переносе, повторное написание одного и того же слова. Не влияет на оценку наличие неоднократно допущенных логопедических ошибок при соответствующем заключении учителя-логопеда. Ученики-логопаты не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании - зрительного внимания:

  1. пропуски букв и слогов;
  2. перестановки букв и слогов;
  3. недописывание букв и слогов;
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами;
  5. искажения слова - «наотух» (на охоту);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление;
  7. слитное написание предложений;
  8. замена одной буквы на другую;
  9. нарушение смягчения согласных - «васелки» (васельки), «смали» (смяли).

Грамматический разбор «5»- осознанное усвоение грамматичесих понятий, правил, работа без ошибок или с исправлениями; «4»- в основном знание материала, 2-3 ошибки; «3»- недостаточное понимание изученного материала, 4-5 ошибок, или не справляется с одним из заданий; «2»- не справляется с большинством заданий; «1»- не выполнил правильно ни одного задания.


  1. Используемая литература

Основная литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
  3. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012г.

Дополнительная литература:

  1. Жукова О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. - М.: АСТРЕЛЬ, 2008.
  2. Лебединцев В.Б. Русский язык. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. 1-4 класс.- М.: Учитель, 2014.
  3. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - М.: Издание: Ось-89,2011.
  4. Новиковская О. Умные пальчики. Игры для развития речи. - М.: АСТРЕЛЬ, 2009.
  5. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. - М.: ООО «ЭКСМО», 2007.

  6. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких. - Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 2006.
  7. Садкина В. И. 101 педагогическая идея. Как создать уроки. - М.: Феникс, 2014.
  8. Соболева О.П. Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007.
  9. Сухин И.Г. Занимательный материал: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2005.
  10. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. - М.: Астрель, 2005.

Интернет - ресурсы:

zavuch.info.ru/

uchportal.ru/

  1. Календарно-тематическое планирование


© 2010-2022