Из опыта работы по православной культуре

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Из опыта работы по православной культуреИз опыта работы по православной культуреИз опыта работы по православной культуреИз опыта работы по православной культуре«Предмет религиозной культуры в светской школе. Программа укрепления духовно-нравственного и эмоционального здоровья младших школьников» (Из опыта работы) Знакомить с православной культурой в нашей школе детей мы начали с 2007 года. Когда о предмете по ОРКсЭ не было и речи. Поэтому нужно было осторожно подходить к изучению и проведению мероприятий, касающихся темы православной культуры. Учителя прошли краткосрочное обучение в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова на базе Московской Православной Духовной Академии по программе «Духовно-нравственная культура в образовательных учреждениях» У нас в школе постепенно вводились внеурочные занятия (кружки) по православной культуре. Была преемственность с детским садом №33 «Светлячок». Дети, посещавшие этот детский сад, начали знакомиться с азами православия уже в детском саде. С детьми начинали заниматься по учебнику Л.Л.Шевченко «Православная культура». Учебниками обеспечивал протоиерей нашего прихода Дмитрий Морозов. Православная культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру и неразрывно связана с светской жизнью современных детей. 2-й слайд Чтобы эта связь прослеживалась в изучении православия, я разработала в 2009 году программу «Укрепление духовно-нравственного и эмоционального здоровья младших школьников» и использовала её в работе во внеурочсной деятельности ( на кружке), а затем вела спецкурс 4 года (программа рассчитана на этот период изучения), который так и назывался «Укрепление духовно-нравственного и эмоционального здоровья младших школьников». Программа раскрывает глубинное значение Православия в истории формирования Российского государства, в формировании национального характера русского человека, неповторимости русской культуры 3- й слайд

Цель воспитательной системы:

Формирование духовно-нравственных качеств личности, сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей .








Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояние эмоционального переживания, что в дальнейшем проявляется в образе жизни и влияет на здоровье ребёнка. Л.С.Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у учеников нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике…» 4-й слайд

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание. Иоанн Златоуст
З
Иоанн Златоуст

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат верить в себя.

Эмоциональное здоровье связано со здоровым духовным и нравственным ростом ребёнка. А что же такое эмоции? Какие понятия объединяет это слово? 5-й слайд

Эмоции

чувства

сознание душа

сердце









И если ребёнок научится управлять своими чувствами, пропускать их через свою душу, сердце и сознание - значит, этот ребёнок здоров духовно, морально, нравственно и физически. Эмоциональное здоровье позволяет сохранить целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания.

6-й слайд Таким образом - эмоциональное здоровье именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В нашем мире много жестокости, цинизма. И, поэтому, современная педагогика остаётся важнейшей ступенькой духовности и нравственности (Одна из важнейших задач педагогики научить детей отличать добро и зло, выработать «иммунитет» против негативных проявлений современного общества)

7- й слайд



Эти направления я объединила в своей программе для детей 1-4 классов. Мероприятия направлены, как на изучение православной культуры, так и на профилактику вредных привычек, на воспитание нравственных взаимоотношений, на умение вести себя в обществе, которое позволяет расширить понятийный аппарат в области отношения человека к окружающему миру, в области взаимоотношений между людьми и к главным ценностям жизни; учит видеть разницу между сердечностью и бессердечием: учит слышать, слушать, чувствовать, понимать себя, своё сердце, свою душу.

8-й слайд



Православная культура - это то, чем жили и что много веков создавали добрые , благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего красивого мира и дети должны понять, что все мы являемся наследниками этой культуры, и каждый из нас может научиться видеть, понимать и любить мир православной культуры.









Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

- познавательную;

- коммуникативную;

- игровую;

- досуговую;

- спортивную;

- общественно-организаторскую;

- творческую;

- профориентационную. Воспитательные мероприятия охватывают весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство. Воспитательные мероприятия провожу, используя различные формы.

Праздники (фотографии)9-й слайд

Итоговые собрания (родители и дети) фотографии

дети)10-й слайд



Встречи11-й слайд

12-й слайд

Игра-путешествие, классные часы



Также в программе разработан цикл бесед для родителей. Беседы проводили как в школе, так и в церкви при храме Вознесения Господне. К их проведению привлекались и преподаватели нашей Воскресной школы, и сами родители, посещавшие церковь и имеющие опыт работ в православном просвещении. Результат был виден, когда родители не посещавшие церковь, после лекторий начинали приходить в храм, бывало и дети, посещавшие кружки, спецкурсы приводили родителей в храм. или дети. 13 - й слайд

  • «Ответственное «родительство», как результат духовно-нравственного единения личностей супругов»

  • «Наши ошибки в воспитании детей»

  • «Наказывать нельзя помиловать»

  • «Гармония общения - залог психического и нравственного здоровья ребёнка»

  • «У хороших родителей - хорошие дети»

  • «Гражданский брак» всегда обречён»

  • «Вседозволенность = психотравма»

  • «Иерархия запретов»

  • «Чтобы наказание действовало…»

  • «Градация наказаний: от шлепка до ремня»



























На воспитательных мероприятиях даю возможность детям осознать свою социальную значимость, духовную красоту, благородство поступков. При проведении воспитательных мероприятий использую методы, приёмы, опыт не только учителей новаторов. 14 - й слайд В своей работе использую советы и наставления отца-духовника Валентина (Модасова). Как вести себя с ближними? Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, сколько можно скрывай свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро, и не со страстным движением, не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемы (свт. Василий Великий).

Как послужить душе другого?

Не телу, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи (свт. Феофан Затворник).

Как мы крадем у себя время?

Не крадите сами у себя времени, данного вам для спасения души. Крадем мы время ничего неделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время бесполезно.

Какие у христианина есть обязанности к другим?

Обязанности христианина суть следующие: во-первых, всех о Господе любить; во-вторых, всякого себе предпочитать; в-третьих, неисправности и немощи их терпеливо сносить; в-четвертых, никого ничем не оскорблять; в-пятых, духовными беседами друг другу приносить пользу; в-шестых, взаимно друг о друге молиться.

В области преподавания православной культуры в работе с детьми главное нужно: 1.Верить в безграничность ребёнка 2 Верить в искру Божию, верить в свой педагогический дар. Надо верить в себя, что ты можешь научить, не поверишь - и в тебе не откроются силы. 3.Верить в силу гуманной, духовной педагогики. Дорога к этой педагогике не протоптана, каждый, кто вступает на этот путь, сам должен обрести свою тропинку.

Воспитывая детей в школе, я не оглядываюсь на широкую дорогу, где всё известно и всё расписано (поурочные планы, программы, система оценивания), а иду и вырабатываю свои подходы в воспитании. Когда ввели предмет ОРК в светские школы родители детей, которые посещали спецкурс и кружок по православной культуре, не сомневаясь, писали заявление изучать их детьми именно тот модуль, который даст возможность знакомиться их детям с православную культурой. О нужности этого предмета в образовательных учреждениях говорить не приходится. Он востребован и младшими школьниками, нужен и для старшеклассников. Изучая его, дети меняются на глазах. Оценивают и анализируют свои поступки, дети с начальной ступени начинают понимать, что эгоизм, изворотливость, готовность и способность обмануть, неумение дружить, любить - это плохо и противоречит истинным человеческим ценностям. 15-й слайд Святейший Патриарх Кирилл в своем Рождественском Послании сказал: "Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем". И для того, чтобы в нашем обществе было как можно меньше духовных инвалидов современная школа и Церковь должны работать в тесном контакте. Ведь так хочется, чтобы наши дети любили ближних, не произносили грязных слов, были душевно чисты и искренне улыбались. 16-й слайд Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «Символа Веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценность, роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин - это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на гору Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействие на нас осталось с нами навсегда. Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

© 2010-2022